Не только "человек и пароход": каким был реальный Иван Крузенштерн

Не только "человек и пароход": каким был реальный Иван Крузенштерн Не только "человек и пароход": каким был реальный Иван Крузенштерн

Николай Карамзин писал ему: "Радуюсь, что Вы принадлежите России!" Иван Крузенштерн посвятил свою жизнь российскому флоту. Он руководил первой кругосветной экспедицией русских моряков, заявив, что они — лучшие. Положил начало отечественным торговым и научным плаваниям. Превратил Морской кадетский корпус в одно из сильнейших учебных заведений страны. 19 ноября РГО отмечает 250-летний юбилей старейшего из своих учредителей.

Иваново детство

Что удивительно, по происхождению и по имени великий патриот России не был русским. Он родился в 1770 г. в семье остзейских дворян с немецко-шведскими корнями и был наречён Адамом Иоганном. Мало того, в юные годы о морской карьере он и не помышлял. "О детских годах Крузенштерна авторы книг сообщают нам только, что Адам был слаб здоровьем, очень домашним мальчиком, избалованным родительской любовью, и что никто в роду Крузенштерна ни моряком, ни путешественником не был. И Адам к такому жизненному пути не готовился", — пишет о нём Владимир Ергер в книге "Верь в надежду". В 12 лет мальчика отдали в соборную Вышгородскую школу в Ревеле (Таллине), там он обучался три года, после чего родители решили отправить Адама в Морской кадетский корпус. С этого момента его жизнь изменилась.

Портрет Ивана Крузенштерна. Фото: Научный архив РГО

Портрет Ивана Крузенштерна. Фото: Научный архив РГО

"При оформлении Крузенштерна в корпус вместо Адама Иоганна его записали Иваном Фёдоровичем без всякого спроса и согласия на то отца — Иоганна Фридриха. Так в России всегда поступали с немецкими и другими иностранными именами. Например, Фабиан-Готлиб-Беньямин стал Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном, Герман Людвиг стал Ермолаем Ермолаевичем Левенштерном и несть тому числа. Но более всего восхищает русское имя француза Жана Батиста Прево де Санчак, меркиза де Траверсе, который в России стал Иваном Ивановичем (!) Траверсе".

Владимир Ергер, "Верь в надежду"

Крузенштерн учился старательно, значительную часть свободного времени проводил в библиотеке или обсерватории. В силу политической ситуации его пребывание в стенах кадетского корпуса тоже ограничилось тремя годами вместо положенных шести. В 1788 году шведский король Густав III объявил войну России, уже воюющей с Турцией. Российские корабли были переведены из Балтики на Чёрное море, этим и решил воспользоваться Густав, чтобы вернуть Швеции её бывшие прибалтийские территории, а попутно захватить Санкт-Петербург. Чтобы дать ему отпор, Россия ввела на вооружение старые корабли и досрочно выпустила из Морского кадетского корпуса всех, кто успел прослужить гардемарином хотя бы год. Так Крузенштерн оказался на борту линейного корабля "Мстислав" в звании "за мичмана" — до просто "мичмана" он ещё не дорос.

В июле 1788 года семнадцатилетний офицер принял участие в Гогландском морском сражении, успешно обеспечивая максимальную скорострельность орудий корабля — один залп в три минуты. Благодаря этому бою в январе он стал полноправным мичманом. По "Морскому регламенту" Петра I офицер был обязан прослужить в этой должности не менее семи лет, прежде чем рассчитывать на повышение. Но военное время диктовало свои условия. В течение следующих двух лет Крузенштерн принял участие ещё в трёх боях: в Эландском, Ревельском и Выборгском, после чего получил звание лейтенанта. Ему было двадцать.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна". Научная библиотека РГО

Вокруг света

В 1793 году российское правительство решило отправить 16 лучших морских офицеров на стажировку в Англию. Среди них был и Иван Крузенштерн. Он провёл в командировке шесть лет, принимал участие в боевых действиях, побывал в Канаде и Америке, в Южной Африке, Юго-Восточной Азии и Индии, ходил в Атлантическом и Индийском океанах. В портах мира он видел корабли самых разных стран и не мог не задаться вопросом, почему среди них нет русских судов. Вернувшись на родину в 1799 году, Крузенштерн подготовил план кругосветной экспедиции "в интересах развития торговли и обогащения страны". Свой проект он назвал "Начертания" и отправил его президенту коммерц-коллегии Петру Соймонову.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна". Научная библиотека РГО

"Малая обширность деятельной Российской торговли занимала многия годы мои мысли. Желание способствовать хотя несколько к тому, чтобы видеть её в некотором усовершении было безмерно, но с другой стороны недостаток моих способностей чувствовал я в полной мере".

Иван Крузенштерн, Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах

Увы, Соймонов умер, не успев принять решение. В течение следующих лет Крузенштерн неоднократно посылал проект в вышестоящие инстанции, но в ответ следовало либо молчание, либо отказ, пока документ не попал в руки министра морских сил адмирала Николая Мордвинова. 7 августа 1802 года Крузенштерн получил официальное назначение — он стал руководителем первой кругосветной экспедиции. Чтобы выполнить свои обязанности, ему пришлось оставить дома молодую беременную жену.

"Государь определил, чтоб я был сам исполнителем своего предначертания. Сие неожиданное последствие привело меня в немалое смущение. Обстоятельства мои переменились и сделали принятие сей возлагаемой на меня важной обязанности несравненно труднейшим против прежнего. Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом. <…> Но адмирал Мордвинов объявил мне, что если я не соглашусь быть сам исполнителем по своему начертанию, то оно будет вовсе оставлено. Я чувствовал обязанность к отечеству в полной мере и решился принести ему жертву. Мысль сделаться полезным, к чему стремилось всегда моё желание меня подкрепляла; надежда совершить путешествие счастливо ободряла дух мой, и я начал всемерно пещися о приготовлениях в путь, неиспытанный до того Россиянами".

Иван Крузенштерн, Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах

Император Александр I пожаловал супруге Крузенштерна доходы с одной деревни сроком на 12 лет, "дабы по собственному Его Величества изречению обезопасить благосостояние жены моей во время продолжительнаго и неизвестности подверженнаго отсутствия ея мужа". Ежегодная сумма составляла 1500 рублей — весьма солидные по тем временам деньги.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна". Научная библиотека РГО

Руководитель экспедиции полностью сосредоточился на подготовке к плаванию. Корабли купили в Англии — отечественные не подходили для столь серьёзного предприятия. А вот команду набирали исключительно из русских моряков — это была принципиальная позиция Крузенштерна. "Мне советовали принять несколько и иностранных матрозов, — писал он, — но я, зная преимущественныя свойства Российских, коих даже и Англинским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме Гг. Горнера, Тилезиуса, Лангсдорфа и Лабанда (учёных, собиравших научные данные — О.Л.), в путешествии нашем ни одного иностранца не было". Желающих оказалось много, и отбирая их, Крузенштерн обращал внимание не только на профессиональные качества, но и на состояние здоровья, и на моральный дух. Так, уже перед выходом он решил оставить двоих матросов на берегу: у одного обнаружились признаки цинги, а второй четыре месяца как женился.

"Хотя и обезпечил я жену сего последняго, выдав ей наперёд полное его годовое жалованье во 120 рублях состоявшее, и хотя он действительно был здоров, однако не взирая на то, не хотел я взять с собою человека, в коем приметно было уныние; ибо думал, что спокойный и весёлый дух в таком путешествии столько же нужен, как и здоровье: а потому и не надлежало делать принуждения".

Иван Крузенштерн, Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах

7 августа 1803  года "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта, на первой капитаном был Иван Крузенштерн, на второй — Юрий Лисянский, с которым он вместе учился в кадетском корпусе, а потом ездил на стажировку в Англию. "Долговременное моё с сим отличных дарований человеком знакомство, прежнее путешествие наше в Америку и в Восточную Индию, а наипаче желание быть полезным отечеству при столь важном случае были причиною, что я, невзирая на старшинство своей службы, с великою охотой согласился свершить сие толико отдалённое путешествие под его начальством", — писал Лисянский в своих воспоминаниях о путешествии.

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна". Научная библиотека РГО

Экипажи кораблей не зря полагались на своего командира. Крузенштерн с истинно немецкой дотошностью подготовился к далёкому странствию, вдумчиво укомплектовав суда всем необходимым. Он категорически запретил телесные наказания, которые были в то время нормой. В письме, отправленном из Бразилии, лейтенант с "Надежды", рассуждая об ожидаемых мартовских штормах, безмятежно резюмирует: "Но с Капитаном Крузенштерном и с Рускими чего бояться? Будем там, где нам быть надобно".

"Оставив Тенерифу, искуством и неусыпною деятельностию почтеннаго Капитана нашего Крузенштерна соотечественники ваши в семь недель преплыли необычайные жары между Тропиков, не имея совсем больных, не зная солёной пищи, ни тухлой воды, и 22-го Декабря флаг Россов украшал уже рейду между Островом Святой Екатерины и Бразилиею. Тут я вспомнил Ансона, который, пришедши сюда из Портсмута, имел множество больных и потерял в пути несколько людей; Вспомнил и нещастнаго Лаперуза, который стоял на самом том месте, где нами якорь брошен. Они были великие мореходцы; но дай Бог не иметь их участи!"

Фёдор Ромберг, Лейтенант Фрегата Надежды,

Бразилия, 29-го Января, 1804

Первое пересечение экватора русскими кораблями экипажи "Надежды" и "Невы" отметили с размахом — к столу подали жареных уток, пудинг, суп "с картофелем, тыквой и прочей зеленью", а также по бутылке портера на троих. Дав 11 пушечных выстрелов, выпили за здравие императора Александра I. И даже разыграли театрализованное действо: "матроз Павел Курганов, имевший отменныя способности и дар слова, быв украшен трезубцем, играл свою ролю в самом деле так хорошо, как будто бы он был уже старым, посвящённым служителем морскаго бога, и приветствовал Россиян с первым прибытием в южныя Нептуновы области с достаточным приличием".

Иллюстрация из книги

Иллюстрация из книги "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна". Научная библиотека РГО

Путешествие продолжалось три года, в 1806 году оба корабля благополучно прибыли в порт приписки: "Нева" — 22 июля, "Надежда" — 19 августа. Все запланированные задачи были выполнены, все члены экспедиции вернулись благополучно, что было несколько непривычно для широкой публики, следящей за мореходами по газетным статьям.

"Сим почтенным любителям чтения надобно, чтобы мореходец, только лишь вышедши из порта, немедленно был застигнут бурею и потерял бы дорогу; по том несчастный плаватель

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка