Не все то золото: как Кострома стала ювелирной столицей России

Скульптура ювелира-кустаря у входа в Ювелирный музей Костромы. Фото предоставлено сотрудниками музея

Скульптура ювелира-кустаря у входа в Ювелирный музей Костромы. Фото предоставлено сотрудниками музея

Не все то золото: как Кострома стала ювелирной столицей России Не все то золото: как Кострома стала ювелирной столицей России

Если Петербург — культурная столица, а Калининград — янтарная, то Кострома определенно заслуживает титул ювелирной столицы России. Сегодня старинный город на Волге — флагман ювелирного дела в нашей стране: более половины золотых и серебряных изделий российского производства создаются в Костроме. Этому старинному промыслу здесь посвящен целый Музей ювелирного искусства — теперь он в списке объектов, рекомендованных РГО. 

Как так получилось, что тихая провинция, где никогда не находили месторождений драгоценных камней или металлов, вдруг становится главным поставщиком украшений? По данным Костромской Пробирной палаты, осуществлявшей маркировку (пробу) изделий, только за 1900 год местными мастерами было произведено 11,5 миллионов серебряных изделий. И все это — вручную.

Через 10 лет их количество удвоилось. Причем качество кустарного производства Костромской губернии не уступало столичным мастерским. В наше время счет пошел уже на тонны: каждый год в регионе обрабатывается около 30 т золота и 40 т серебра. 

За ответами отправляемся в Музей ювелирного искусства Костромы, где под сводами старинного здания XVIII века собраны исторические документы и воссозданы интерьеры ушедшей эпохи. 

Сокровищница Ювелирного музея Костромы. Фото предоставлено сотрудниками музея

Сокровищница Ювелирного музея Костромы. Фото предоставлено сотрудниками музея

Кольцо удачи

В двух шагах от «сковородки», как местные называют центральную площадь Костромы, оперевшись локтями на верстак сидит ювелир-кустарь. В руках у него кольцо, натертое до блеска, — по легенде оно приносит удачу. Простая одежда говорит о его происхождении, а вдумчивое лицо — о тяжелом труде, который, кажется, не совсем вяжется с изготовлением украшений. Однако скоро мы узнаем, что ремесло это в прежние времена требовало немалых физических сил. За его спиной — вход в Музей ювелирного искусства.

В руках у ювелира — кольцо на удачу. Фото: Юлия Гопиус

В руках у ювелира — кольцо на удачу. Фото: Юлия Гопиус

Реплики украшений, найденных во время археологических раскопок на Костромской земле. Фото предоставлено сотрудниками музея

Реплики украшений, найденных во время археологических раскопок на Костромской земле. Фото предоставлено сотрудниками музея

По одной из версий, ювелиры на костромской земле появились еще в первом тысячелетии — в то время территории Верхнего Поволжья населяли финно-угорские племена меря (меряне). Во время раскопок Дурасовского городища в 30 км от Костромы была обнаружена целая серия инструментов для обработки металла — чеканы, точильные камни, льячки — каменные ложки для разлива раскаленного металла. Конечно, подобные находки обнаруживались и в других местах Центральной России, однако по какой-то причине именно здесь ювелирный промысел из кустарного производства вырос до невероятных масштабов. Реплики находок хранятся в первом зале музея.

Украшения из меди, бронзы и низкопробного серебра в технике литья находили в раскопках и других мерянских захоронений на Верхней Волге — височные кольца, перстни, гривны и браслеты с изображениями зверей и птиц, лунницы — женские обереги в форме полумесяца, разные детали женских и мужских костюмов. Стилистика изделий-талисманов, защищающих хозяина от злых духов, характерна для работ того периода: со временем языческие символы в украшениях заменят на церковные.

По другой версии, истоки изящного искусства стоит искать позднее, в XII или даже XIV веке. Своими знаниями с местными могли поделиться новгородские мастера, скрывавшиеся в костромских лесах, или сосланные сюда во времена Ивана Грозного немцы и поляки. Тем не менее, факт остается фактом: ювелирному производству на костромской земле уже более тысячи лет.

Работы сидоровских мастеров-ризочеканщиков. Фото: Юлия Гопиус

Работы сидоровских мастеров-ризочеканщиков. Фото: Юлия Гопиус

Сколько социально-экономических факторов сложилось вокруг этого уникального феномена доподлинно неизвестно. Междоусобные войны и пожары практически полностью уничтожили материальные источники, поэтому большинство гипотез остаются без доказательств. По одной из версий, тяжелые условия и трудная для обработки почва Костромского края вынуждали крестьянские семьи искать себе другие варианты, чтобы прокормить семью. Кострома же — богатый торгово-ремесленный центр, входящий в пятерку крупнейших городов, не обделенный вниманием купеческого сословия. По другой, Кострома — колыбель двух царских династий, Годуновых и Романовых, которые владели этими землями, возводили здесь храмы и монастыри и давали работу крепостным.

Медь дороже серебра

Яркой доминантой первого зала музея выступает большая рисованная карта: на ней изображены села и деревни, где жили кустари-ювелиры и чем они занимались. Кто-то гранил камни, кто-то делал посуду, цепочки, крестики, медальоны или кулоны. Самое крупное производство было в поселке Красное-на-Волге, в 30 км южнее Костромы. Это место и сегодня остается центром ювелирного промысла — здесь работает один из старейших заводов в стране. Изделия красносельских мастеров отличались невысокой ценой и доступностью для простых людей, но в то же время высоким мастерством, которое оценили на Всемирных выставках Парижа и Нью-Йорка.

Карта распространения ювелирного промысла на Костромской земле. Фото предоставлено сотрудниками музея

Карта распространения ювелирного промысла на Костромской земле. Фото предоставлено сотрудниками музея

Еще одна заметная точка на карте — дворцовое село Сидоровское, которым владел граф Владимир Орлов, директор Петербургской Академии наук, младший брат Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Под его началом здесь была открыта ювелирная мастерская, которая действует и по сей день. Славу Сидоровскому селу принесли мастера-ризочеканщики, которые изготавливали оклады — украшения для икон.

Все эти поселения на карте объединяет доступность с воды — именно так сюда поступали материалы для работы. Сырье для производства доставлялось в основном с Урала, по Каме и Средней Волге, и распространялось через специальные лавки, где торговали металлом. Купцы из своих странствий привозили европейские серебряные монеты, которые также переплавлялись в здешних кузнях. Серебряные и медные украшения декорировались недорогим цветным стеклом и эмалью, а главным заказчиком выступала церковь. Об этом расскажет ассортимент купеческой лавки, воссозданной прямо в стенах музея.

Что же продавалось в ювелирном магазине 200 лет назад? Львиную долю продукции составляла христианская атрибутика — здесь можно было выбрать себе крестик, образок (нательную иконку), подвеску или небольшой складень. Православным украшениям вторила поговорка «Медь дороже серебра», ведь из нее делали церковные колокола, с помощью которых служили Богу и царю. 

В лавке модницы могли присмотреть себе кольца, броши или узорные пуговицы, особым спросом пользовались серьги-калачи — лаконичные украшения, по форме напоминающие всем известный пшеничный хлеб. Кстати, по одной из версий, выражение «тертый калач» произошло именно от этих сережек: перед покупкой изделия его нужно было потереть о край грубой ткани и проверить, не сотрется ли позолота, обнажая более дешевый сплав. 

Помимо купеческих лавок, изделия распространялись на крупнейших ярмарках страны, причем для мастеров из каждой деревни там ставили свои ряды. В одной только Костромской губернии каждый год проходило более 50 ярмарок. Здесь торговали посудой и столовым серебром, в передвижных лавках можно было найти самовары, часы и самую разную домашнюю утварь.

С позиции силы

Сегодня ювелирное искусство — работа тонкая и филигранная, требующая от мастера особой сноровки и точности, но еще в XIX веке для этой профессии нужны были физическая сила, причем немалая. О том, как создавались украшения в то время, расскажет импровизированная мастерская кустаря — следующая экспозиция Музея ювелирного искусства.

С чего начиналась вся работа? С подготовки материала: для того, чтобы с металлом можно было работать, его нужно переплавить и залить в изложницу — специальную форму для отливки. Полученный брусок толщиной с карандаш вставлялся в специальное отверстие во́лока — деревянного инструмента на четырех ножках с крестообразным рычагом. С его помощью металл проволакивали — вытягивали клещами в тонкую проволоку. Этот процесс требовал много сил: для получения нужной толщины металл протягивали более 50 раз. Считается даже, что из одного грамма золота можно протянуть нить длиной в три километра и толщиной с волосок.

Рядом — небольшой верстак, масляная лампа и несколько инструментов — железные клещи, молотки и ножницы, механическая ручная дрель наподобие веретена и стальные чеканы. В процесс были вовлечены все члены семьи: дети дошкольного возраста просиживали за верстаками по 16 часов, паяя из проволоки крошечные звенья для цепочек. Для этого они использовали небольшие трубочки с изогнутым концом — февки. Если подуть через такую трубочку на лучину и направить огонь на проволоку, металл можно спаять: на острие пламени температура всегда выше. В день детям нужно было спаять восемь аршин цепи (чуть больше 5,5 м), взрослым — по 16 аршин (около 11 м). 

Большинство инструментов с тех пор ничуть не изменилось: все, чем пользовались кустари тогда, работает и сейчас. Стальные и деревянные тиски, роль которых выполняли бельевые прищепки (в них отлично помещается небольшое кольцо), железные лобзики, воронила (приспособления для полировки) все также в ходу и два столетия спустя.

Кружева из серебра

Немного грубоватые кустарные изделия и украшения мастеров стоили недорого: их могли себе позволить многие. Настоящие же ювелирные шедевры создавали красносельские сканщики, мастеровые, работающие в особой технике — скань. Со старославянского, «скать» — значит «свивать, скручивать в одну нить несколько прядей»: такие изделия при детальном рассмотрении напоминают изящное кружево, свитое из тончайшей проволоки.

Для того, чтобы создать украшение в такой технике, требуется сверхточный рисунок в натуральную величину — «выкройка» будущего изделия. На него набирается скань — несколько тонких проволок, скрученных в нить, сворачиваются в завитки и буквально накладываются на нарисованные линии узора. Самое сложное — сделать завитки зеркально похожими друг на друга. Для того, чтобы изделие получилось объемным, его собирают на специальных деревянных болванках. 

Собранное кружево посыпают специальным металлическим порошком — припоем — и обжигают. Под воздействием высоких температур припой плавится и скрепляет все фрагменты будущего изделия. А бумажная «выкройка» просто сгорает. После этого изделие купают в серной кислоте — она защищает металл от коррозии и придает ему особый блеск. На финальном этапе украшение шлифуют и расписывают стекловидной эмалью. 

Техника скани на Руси была известна еще в IX веке, а придумали ее еще раньше — в Древнем Египте. Однако красносельские ювелиры взяли ее в оборот только в начале прошлого века. Тем не менее, им удалось найти свои элементы стиля, получившие название «красносельская скань». В отдельном зале Ювелирного музея хранятся работы первых учеников художественно-ремесленной артели. Каждое изделие изготавливается вручную, в одной небольшой фигурке может быть 4,5 тысячи завитков: повторить ее точь-в-точь невозможно. Однако похожие образы, знаковые для города, воспроизводились, например, в качестве сувениров — блюда, вазы, кубки, фигурки костромской ладьи. Большой популярностью пользовались подстаканники, которые распространялись в поездах — так этим прекрасным искусством могли любоваться все путешественники.

Гимн кустарей-ювелиров из села Сидоровское

Гимн кустарей-ювелиров из села Сидоровское

Финальная экспозиция музея содержит коллекцию драгоценных камней, в том числе — аметистов. Здесь же размещаются временные выставки с работами современных ювелиров и художников. Стены музея украшают исторические фотографии и рисунки, копии документов, а еще — стихи. А внимательные посетители смогут отыскать здесь настоящий гимн кустарей-ювелиров — песню, которую пели Сидоровские мастера за своей работой. 

Кстати, интересный факт: у ювелиров есть свой международный профессиональный праздник — отмечается он 31 января: именно в этом месяце ювелиры регистрируют свои клейма. Однако костромичам одного праздника мало, поэтому каждый год они отмечают еще и День ювелира Костромской земли, который приходится на последнее воскресенье июня. В этот день здесь проходит Международный Ювелирный Фестиваль «Золотое кольцо России». Праздник этот имеет широкий резонанс, ведь сегодня на Костромской земле работает более 1500 фабрик, заводов и небольших частных ювелирных предприятий. А в год свои пробы получают около 70 т изделий из золота и серебра.

Реклама. ИП Поликарпова Светлана Витальевна, ИНН 440112411848 ERID 2Vtzqx5GXGc

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Проекты РГО
03 октября 2024
Наука путешествий: в День туризма РГО приняло участие в Международном студенческом конгрессе
Эксперты обсудили будущее индустрии гостеприимства
Подробнее
03 октября 2024
РГО приняло участие в фестивале геобрендов «Земля открытий» с номинацией «Экспедиция отправляется в путь»
Победителями стали 15 проектов маршрутов по разным регионам России
Подробнее
27 сентября 2024
Во Всемирный день туризма РГО открывает экскурсии по Штаб-квартире в Москве
Вас ждет погружение в мир географических наук
Подробнее
27 сентября 2024
Наша планета — это научный корабль: как Калининград стал центром по изучению Мирового океана
Подробнее
09 августа 2024
Познать Кавказ: в Северной Осетии завершился туристический конгресс РГО
Участников поздравил глава республики Сергей Меняйло
Подробнее
02 августа 2024
Вселенная в миниатюре: 10 самых живописных мест Дагестана
Подробнее
01 августа 2024
Этюды русской души: семь причин исследовать Изборско-Мальскую долину
Подробнее
17 июля 2024
Первую премию «Больше, чем путешествие» вручили на выставке «Россия»
РГО представило на конкурсе свою номинацию
Подробнее
Показать еще Загрузка