Завершился ханты-мансийский этап федерального проекта «Реки РГО». Ученые в течение недели сплавлялись по рекам Югры, цель — определить их потенциал для хозяйственного использования. Главным итогом стали найденные артефакты, свидетельствующие, что древняя крепость Из-Кар была русским торговым форпостом на пути из Европы в Азию.
Участники экспедиции — археологи, этнографы, геологи, географы, топографы и журналисты — преодолели более 800 км на моторных лодках по рекам Ворья, Тапсуй и Северная Сосьва. Геодезисты создали цифровой трек по водному маршруту, что позволит обновить карты этих водоемов. Кроме этого, специалисты работали над оценкой туристского потенциала локаций: исследователи посетили туристические базы и пообщались с местными гидами. В ходе работ состоялись встречи с местными жителями в населенных пунктах Хулимсунт, Няксимволь, Усть-Тапсуй и Усть-Манья.
Особое внимание ученые уделили исследованию археологических памятников: крепости Из-Кар («каменный город») и скале Ванкырнёл («орлиный нос»), которые находятся в верховьях реки Северная Сосьва. Найденные артефакты, топор, наконечники стрел, подтвердили гипотезу о том, что Из-Кар был русским форпостом на пути из Европы в Азию через Урал еще до начала активной экспансии в Сибирь отрядов Ермака.
— Само городище обнаружено довольно давно, — рассказал руководитель экспедиции и председатель Отделения РГО в Югре Дмитрий Сотников. – Мы выяснили, к какой этнической группе принадлежали люди, которые там жили. Они были русские, не манси, как считалось ранее. А самое главное, они вели на этих территориях хозяйственную деятельность до того, как Ермак пошел в Сибирь. Это меняет наше представление о сроках прихода русских в Сибирь. Крепость была форпостом, потом она по неизвестной причине потеряла свое значение. Выяснить, почему так произошло, — задел для будущих исследований.

Городище Из-Кар — археологический памятник, расположенный в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Это укрепленная крепость, она находится на высокой каменной скале и отличается труднодоступностью и хорошо сохранившимися древними сооружениями. На площадке памятника обнаружено десять впадин — вероятно, остатков построек. Общая площадь объекта составляет 840 кв. м, а его границы четко определены по топографическим признакам и археологическим структурам.
Историческое значение городища связано с эпохой позднего Средневековья (XII–XVI века). Упоминания о нем встречаются в записях исследователей XVIII–XIX веков, таких как немецкий историк Герхард Миллер и русский государственный деятель Николай Гондатти. Основное внимание они уделяли изучению соседней скалы Ванкырнёл, известной своими пещерами.
— Сегодня археологический памятник Из-Кар — это первая на Северном Урале древняя крепость, которая расположена на отвесной скале, — рассказал этноархеолог, руководитель НИПИ «ЭтноАрхео центр» Александр Кениг. — У тыльной стороны крепости был ров, который сделан в скальной породе. Нам не известно, какие технологии использовали строители при создании такого углубления. Расположена крепость на одном из главных путей из Европы в Сибирь. Мы предполагаем, что она была пограничной заставой. Какие еще функции выполняла Из-Кар — предстоит выяснить ученым. Этому и будут посвящены дальнейшие исследования. Они помогут получить информацию о ранних этапах освоения Сибири, военных походах и торговых связях. Нужно продолжать работы и по поиску аналогичных городков на Урале, которые могли находиться на торговых путях, об этом крайне мало информации. Письменные материалы все известны и изучены. Поэтому только археология остается главным источником для познания истории ранних этапов освоения Югры и Сибири Российским государством.
Легенды и топонимика связывают городище с мансийскими преданиями о богатырях и древних укреплениях. Например, в эпосе северных манси сохранились сказания о Намын-Отыре — богатыре. Поселение у подножия скалы, которые называется Ахвтас-ус-Отыр-Павыл, исчезло в XVI веке, но осталось в народной памяти. Современное состояние памятника оценивается учеными как удовлетворительное, а его изучение продолжается, раскрывая новые страницы истории освоения Западной Сибири.
— Первые результаты экспедиции подтвердили — ни инфраструктура, ни логистика в их текущем виде не способствуют раскрытию туристского потенциала, — отметила директор Департамента экспедиционной деятельности и туризма РГО Наталия Белякова. — Нет продуманных маршрутов, отсутствуют базы для размещения. При этом зимой здесь начинается сезон — путешественники ездят в снегоходные туры к столбам выветривания Мань-Пупунер по заснеженным рекам. Команда экспедиции предложит перспективный маршрут с учетом исследованных ими потенциальных объектов показа, но без двух указанных базовых условий можно говорить только о экспедиционном нишевом туризме с высокой себестоимостью.
Экспедиция проводилась Отделением РГО в Югре совместно с научно-исследовательским проектно-изыскательским центром «ЭтноАрхео Центр».
Мария Булдакова