Обитель божества: как появился самый большой буддийский монастырь в России

Обитель божества: как появился самый большой буддийский монастырь в России Обитель божества: как появился самый большой буддийский монастырь в России
«Тубтен Шедруб Линг». Фото: Сергей Фадеичев.

«Тубтен Шедруб Линг». Фото: Сергей Фадеичев.

В 1930-х годах, во времена репрессий, все храмы в Тыве были уничтожены, на монахов велись гонения. На то, чтобы построить новый храмовый комплекс, понадобилось почти сто лет — монастырь «Тубтен Шедруб Линг», что в переводе означает «Обитель объяснения и практики учения Будды Шакьямуни» был открыт лишь в 2023 году.

Жилище Будды

Место для новой религиозной постройки выбрал сам далай-лама XIV. В 1992 году в ходе своего визита в Россию он посетил Кызыл и указал, где именно он видит будущий монастырь. Он же выбрал название для обители. На то, чтобы собрать средства для начала строительства, потребовалось больше 20 лет — работы начались лишь в 2014 году. В 2023 году монастырь освятили и открыли для прихожан. Сейчас это самый большой буддийский монастырь в России, его площадь — свыше 8 тыс. кв. м.

Для того чтобы возвести столь величественную конструкцию, понадобилось немало труда. Тыва — сейсмически опасный район, здесь не строят дома выше девяти этажей. «Тубтен Шедруб Линг», однако, вырос на 12 этажей. Его высота составляет 56 м, а статуя Будды Шакьямуни, разместившаяся в алтарной части, возвышается на 10 м. Чтобы сделать здание надежным, архитекторы возвели его стены под уклоном и сделали их очень толстыми — 1,7 м. Проект создавался с таким расчетом, чтобы даже мощное землетрясение не могло поколебать постройку. Стиль же выбирали под руководством лам, монастырь явственно напоминает дворец далай-ламы в Тибете.

Его Святейшество, который предвидел возникновение обители за 30 лет до того, как она воплотилась в реальности, не оставлял ее своим вниманием и позже. В 2022 году он передал через представителей Культурного фонда имени Кужугета Шойгу несколько священных реликвий — в частности, свои монашеские одежды, подписанные его рукой, и священные тексты.

«Тубтен Шедруб Линг». Фото: Сергей Фадеичев.

«Тубтен Шедруб Линг». Фото: Сергей Фадеичев.

Он же назначил защитника учения (дхармы) для монастыря — им стал Шестирукий Махакала. Статую защитника высотой 1 м в Кызыл привезли из Непала, где ее отлили из меди и покрыли позолотой местные мастера. Для обычных прихожан она недоступна — как и велит традиция, ее укрыли от посторонних глаз, и, чтобы увидеть скульптуру, нужно быть посвященным в монашеский сан.

Впрочем, посетителям монастыря есть на что посмотреть. В музее находится около 3 тыс. экспонатов, среди которых есть весьма редкие — например, уникальные книги на старомонгольском и тибетском языках. Здесь собрано 36 реликвий — мало какое место может похвастаться таким количеством святынь. А самая главная кроется внутри статуи Будды, возвышающейся в центре храма.

Сердце Будды

Самый главный и редкий дар, который передал для «Тубтен Шедруб Линг» далай-лама — мощи Будды Шакьямуни, так называемые Шарира тела Сугаты. Когда проходила церемония открытия монастыря, эту частицу праха, доставленную с места кремации божества, поместили в сердечную часть скульптуры. На данный момент это единственное место в России, где находятся мощи Будды, прежде их не разрешалось вывозить из Индии.

Всего в алтарной части молельного зала шесть статуй божеств и композиция тысячи Будд, украшенная тханками — тибетской живописью. Скульптуру Будды, как и статуи еще пяти божеств, создал известный мастер Даши Намдаков со своими учениками. Пока статуи еще были в его мастерской в Подмосковье, их увидели специалисты из Третьяковской галереи и предложили выставить там. Однако статуя Будды Майтрейи оказалась слишком высокой для залов музея. Да и в целом демонстрировать скульптуры, созданные для храма, на светском мероприятии показалось неуместным.

Отдельной задачей было доставить их в Тыву. Скульптуры разобрали на части и перевезли из Подмосковья самолетом, после чего собрали и установили уже на месте. Работы по росписи художники тоже заканчивали уже в Кызыле. За четыре дня до открытия монастыря они были готовы, и их освятили, вложив внутрь свитки с текстами молитв, подношения и буддийские святыни.

Скульптуры выполнены из современных материалов, но сами изображения божеств при этом абсолютно каноничны. Зеленая Тара, хранительница семейного очага и семейного счастья, всегда готова примчаться к людям на помощь, о чем свидетельствует ее спущенная с престола и опирающаяся на землю правая нога. Раскрытый и закрытый цветы лотоса на уровне плеч богини указывают, что она оказывает поддержку нуждающимся и днем и ночью.

Четырехликий Калачакра, имя которого переводится как «кольцо времени», символизирует тесную связь человека с окружающим миром, его лица смотрят на четыре стороны света, а в каждой из 24 рук он держит соответствующие атрибуты. На шее — длинная гирлянда из человеческих черепов, каждый из которых означает какой-то из людских пороков: жадность, ревность и т. д. Два основных из них — невежество и привязанности, воплощенные в образах красного и белого божества, — Калачакра попирает ногами. Он напоминает, что, искореняя свои пороки, меняясь к лучшему, человек одновременно меняет и окружающий мир. Чтобы справиться с этой задачей, необходима мудрость (ее символизирует духовная супруга Калачакры, которую тот держит перед собой) и практика, которую по традиции символизирует мужское божество.

В буддизме достичь просветления может каждый человек. Это подтверждает одна из легенд о Зеленой Таре. По преданию ей было 16–17 лет, когда в монастырь, где она служила, пришли странствующие монахи. В разговоре с девушкой они сказали, что ей необходимо перевоплотиться в мужчину, чтобы серьезно продвинуться по духовному пути. Она же отказалась, заявив, что и в женском облике сможет достичь этой цели. И доказала это, став одним из самых почитаемых божеств в буддизме.

Позади скульптуры Будды Шакьямуни разместилась статуя Будды Майтрейи — учителя, которого буддисты ожидают в будущем. Считается, что он придет тогда, когда продолжительность человеческой жизни увеличится до 84 тыс. лет, а рост людей — до 40–45 м, когда не останется ни одного голодающего человека, не будет преждевременных смертей и конфликтов между людьми.

Девятиглавый рогатый Ямантаки с 34 руками и 16 ногами призван направить человека на победу над страхами и препятствиями — в частности, он помогает избавиться от страха смерти. Ногами он и его духовная супруга попирают живых существ, застрявших в колесе сансары, показывая, что необходимо стремиться подняться над циклом бесконечных перерождений.

Читайте также: Колесо сансары: буддийская мудрость бурят

Белая Тара — божество долголетия — приглядывает за всеми живыми существами, поэтому у нее семь глаз: три на лице и по глазу на ладонях и на ступнях. Она «отвечает» не только за долголетие, но и за мудрость. Поэтому в период школьных экзаменов у скульптуры зачастую можно увидеть учеников, надеющихся выпросить у божества легкий билет. Белой Таре доступно и неизвестное нам будущее, и ушедшее от нас прошлое, о чем говорят два закрытых красных бутона, настоящее же символизирует раскрытый белый лотос.

Учение Будды

Открытие монастыря — только первый шаг в развитии храмового комплекса, на территории которого планируется создать центр буддийского образования. Сейчас девять лам проходят обучение в Индии с тем, чтобы впоследствии вернуться в Тыву и помогать там развивать буддизм. Весной «Тубтен Шедруб Линг» заключил договор с Иволгинским дацаном о том, что оттуда будут приезжать ламы, чтобы лечить и обучать местных жителей. В планах открыть воскресную школу — в прошлом году дети вместе с родителями уже приходили по выходным, чтобы осваивать тибетский язык, так что некоторый опыт есть.

— Когда в 1992 году далай-лама указал нам на место, где будет храмовый комплекс, его основным пожеланием было, чтобы люди могли здесь обучаться, — рассказывает камбы-лама Тувы Гелек Нацык-Доржу. — И мы понемногу продвигаемся к этой цели. Необходимо учесть все юридические нюансы, пройти аккредитацию, чтобы открытие образовательного центра проходило полностью в рамках закона. Над этим вопросом нам помогают работать Культурный фонд имени Кужугета Шойгу и Фонд содействия буддистскому образованию и исследованиям. Постепенно мы создадим и воскресную школу, и буддийский университет, ведь у нас есть большая вера и желание это сделать.

Буддийский монах. Фото: Алексей Бушов

Буддийский монах. Фото: Алексей Бушов

Одним из маленьких шагов к воплощению этой цели стало приобретение храмового гонга, который, в частности, позволит собирать послушников на учебу. Его раздобыл член РГО Илья Банников, исколесивший всю Индию. Осенью председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко и Илья Банников передали гонг храму.

— Чтобы его найти, пришлось поездить, — признается путешественник. — Но в результате все очень удачно и быстро сложилось, буквально за две с половиной недели. Далай-лама освятил этот гонг.

— Мысль всегда притягивает событие, — рассуждает Камбы-Лама Гелек Нацык-Доржу. — Именно поэтому важно всегда мыслить позитивно. Вслед за мыслью зарождается желание, и мы ставим себе определенные цели и задачи. Чтобы их достичь, нужно упорно работать, трудиться, идти к этой цели без колебаний. И самое главное, держать в голове мысль о том, чтобы быть полезным.

Камба-лама искренне надеется, что через некоторое время на территории храмового комплекса в 9,3 га вырастут помещения для центра образования. В монастырь потянутся послушники со всей России, чтобы получить буддийское образование, как когда-то судьба привела к этому его самого.

— Честно говоря, в школьные годы я ни о чем таком не думал и хотел стать борцом, учиться этому в Монголии, — вспоминает камбы-лама Гелек Нацык-Доржу. — Но отец неожиданно предложил мне поехать в Иволгинский дацан в Улан-Удэ. Я был мальчишкой, мне было интересно съездить в другой город, повидать что-то новое, и я согласился. В 2003 году поехал туда учиться. И глазом моргнуть не успел, как прошел месяц. Мне так понравилась философия Будды, я так погрузился в обучение, что даже целый месяц родителям не звонил. Потом, конечно, мне было очень стыдно. Но я просто не заметил, что уже прошло столько времени, — так меня это увлекло. Позже я узнал, что мои родители ходили к буддийскому астрологу, чтобы узнать, по какой стезе мне лучше идти. И тот сказал им, что мне нужно учиться в дацане, потому что я был ламой в прошлой жизни. Так я и стал тем, кто есть. Все, происходящее в нашей жизни, происходит неспроста.

Ольга Ладыгина