От Антарктиды до Аляски: две кругосветки художника Павла Михайлова

От Антарктиды до Аляски: две кругосветки художника Павла Михайлова От Антарктиды до Аляски: две кругосветки художника Павла Михайлова

Капитаны-первопроходцы подробнейшим образом описывали в судовом журнале всё, что им довелось встретить во время плавания: от неизвестных доселе островов до внешнего вида туземных монархов. Порой увиденное ими было столь экзотично, что слова не могли передать картину во всей красе. Тогда повествование старались сопроводить изображениями. Именно для этой цели в путешествия порой отряжали профессиональных живописцев.

Война и мир

Павел Михайлов родился в 1786 году в семье актёра императорских театров. Сам он проявил склонность к другому виду творчества и в возрасте девяти лет поступил в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Его наставником стал портретист Степан Щукин, выпустивший таких мастеров, как Василий Тропинин и Александр Варнек. Преподавательству профессор Академии отдавался с душой, обучая, как он сам писал, "портретной живописи учеников, которых уже до 200 человек вышло из моего класса и кои все учинились полезными гражданами быть и членами Академии".

На этой картине можно увидеть автопортрет Михайлова - в мундире лейтенанта. Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев и П. Н. Михайлов на завтраке у Таитского короля / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

На этой картине можно увидеть автопортрет Михайлова - в мундире лейтенанта. Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев и П. Н. Михайлов на завтраке у Таитского короля / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Павел Михайлов также с юных лет "учинился" полезным гражданином, а впоследствии и членом Академии. В возрасте 18 и 19 лет он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры, в 20 — малую золотую медаль и звание художника 1-й степени за программу "Представить художников, рисующих виды и разговаривающих между собой о своём художестве".

Притом что профессию Михайлов выбрал самую что ни на есть мирную, когда в Россию пришли войска Наполеона, отсиживаться в мастерской он не стал.

"Война 1812 года призвала его под знамёна защитников отечества. Он служил с честью и был в делах против неприятеля. Возвратясь после кампании в отечество, вновь принялся за кисть и трудился с любовью".

Василий Григорович, конференц-секретарь Академии художеств

Занимался Павел Михайлов в основном миниатюрной живописью — частные заказы приносили ему достаточно средств, чтобы хватало на жизнь. В те времена, чтобы получить звание академика, необходимо было написать портрет какого-нибудь значительного лица, придерживаясь определённых правил. Михайлову заветное звание принёс портрет графа Фёдора Толстого.

Правда, здесь возникает некоторая путаница — по версии "Юбилейного справочника Императорской Академии художеств 1794–1914", составленного Сергеем Кондаковым, это произошло в 1807 году, причём звание академика художник получил "по живописи портретной миниатюрной". С другой стороны, в музее Академии художеств представлена работа 1815 года, причём этот портрет миниатюрой никак не назовёшь. Данные Русского музея также говорят о том, что Михайлов стал академиком именно в 1815 году. Но так или иначе новый статус художнику присвоили.

Для путешествия Михайлову пришлось сконцентрироваться на графике. Вид островов Маркиза де Траверсе / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Для путешествия Михайлову пришлось сконцентрироваться на графике. Вид островов Маркиза де Траверсе / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Переквалификация

Когда началась подготовка кругосветного путешествия в сторону Южного полюса, морской министр де Траверсе обратился к президенту Академии Алексею Оленину с просьбой порекомендовать хорошего художника-графика, который мог бы войти в состав команды. Так Павел Михайлов вышел в море открывать Антарктиду.

"Что именно побудило его отправиться в такое длительное и опасное путешествие, неизвестно, но можно с достаточной уверенностью предположить, что это были причины самые обыденные. Как миниатюрист Михайлов был не востребован в достаточной мере и нуждался в средствах. Поэтому Михайлов-портретист с готовностью взялся за освоение новых, иных изобразительных задач — документальной зарисовки самого разного рода, так как экспедиции нужен был акварелист и рисовальщик, а не живописец".

Наталия Соломатина, искусствовед, сотрудник Русского музея

Прежде чем отпустить художника в дальние края, Оленин по просьбе того же де Траверсе разработал для него подробную инструкцию. Дело в том, что Михайлову предстояли задачи, достаточно сильно отличающиеся от тех, к которым его подготовила Академия. Инструкция настоятельно рекомендовала рисовать так, "чтобы всё представляемое… было самым верным изображением видимого Вами. По сей причине Вы отнюдь не должны ничего рисовать по одной памяти".

Помимо памяти, не следовало доверяться и творческим порывам, которые могли бы наложить отпечаток на картины и снизить их достоверность. "Надобно сколько возможно избегать того, чтоб виденное дополнять или украшать воображением, — педантично наставлял президент Академии. — Несоблюдение сего важного правила делает совершенно бесполезными рисунки к разным путешествиям. Для Вас это было бы непростительно".

Михайлов фиксировал всё увиденное с фотографической точностью / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Михайлов фиксировал всё увиденное с фотографической точностью / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Павел Михайлов отнёсся к рекомендациям с должным вниманием. В результате появились сотни рисунков и акварелей, позволяющих нам воочию увидеть острова, местных жителей, полярные виды и многое другое такими, какими их застали мореплаватели XIX века.

Вокруг света на юг и на север

4 июля 1819 года "Восток" и "Мирный" под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева вышли из Кронштадта. Первый рисунок, однако, появился в альбоме художника только 17 сентября — это "Вид порта Санта-Крус на острове Тенерифе". Дальше следуют Сан-Себастьян, залив Рио-де-Жанейро, наброски разнообразных островов — Южной Георгии, Лескова, Высокого, Монтегю и др. 8 января Михайлов сделал акварель "Вид ледяных островов", а через восемь дней суда добрались до шестого континента.

Правда, Антарктиду живописец так и не изобразил — больно невыразительно она выглядела. "Видели сплошной лёд", — отметил Беллинсгаузен на навигационной карте на широте 69° 25’. Михаил Лазарев описал открытие в своём дневнике чуть более развёрнуто: "...встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение". Достойный запечатления предмет появился лишь через пару месяцев — 2 марта Михайлов сделал рисунок "Полярное сияние в Антарктиде".

Именно так выглядели окрестности Антарктиды. Вид ледяных островов. Павел Михайлов / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Именно так выглядели окрестности Антарктиды. Вид ледяных островов. Павел Михайлов / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Плавание шло своим чередом, и вот уже в альбоме запестрели красками тропические острова и их обитатели. Между делом художник сделал совместный портрет обоих капитанов и себя в форме лейтенанта — рисунок называется "Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев и П. Н. Михайлов на завтраке у таитского короля".

"Король и всё его семейство ели охотно и запивали исправно вином. Как вода у нас была из Порт-Жаксона, следовательно, не совсем свежая, то король приказал одному островитянину подать кокосовой воды; островитянин, принеся кокосовых орехов, искусно отбил молотком верхи оных, и король пил воду, смешивая с вином, при сём беспрестанно обтирал пот, катившийся с здорового лица его. Когда пил несмешанное вино, при каждом разе, по обряду англичан, упоминал чьё-либо здоровье, наклоняя голову и касаясь рюмкой о рюмку. Отобедав, спросил сигарку, курил и пил кофе.

Между тем приметил, что художник Михайлов его срисовывает украдкою; чтоб он был покойнее, я подал ему мой портрет, нарисованный Михайловым. Он изъявил желание, чтобы его нарисовали с сим портретом в руке; я ему отвечал, что ежели желает быть нарисован, держа чьё-либо изображение, я дам несравненно приличнейшее, и вручил ему серебряную медаль с изображением императора Александра I, чем он был весьма доволен".

Фаддей Беллинсгаузен "Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света"

В путешествии живописец внезапно обзавёлся островом своего имени — необитаемым, зато изобиловавшим кокосовыми пальмами. "Восточнейший из сих островов в широте 21° 1' 35" южной, долготе 178° 40' 13" западной, длиною в одну милю, шириною в половину длины, в окружности две с половиной мили, окружён коральным рифом к WNW и OSO на милю от берега, к NO и SW на одну треть мили, так что коральные гряды в окружности пять с половиной миль, — описывал эту землю капитан Беллинсгаузен. — Я назвал сей остров по имени бывшего с нами искусного художника в живописи Михайлова".

Остров своего имени Михайлов тоже зарисовал, как и многие другие / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Остров своего имени Михайлов тоже зарисовал, как и многие другие / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Только 24 июля 1821 года путешественники вернулись в родной порт, пробыв в плавании 751 день. По возвращении Беллинсгаузен обрабатывал собранные в экспедиции материалы около трёх лет. В 1824 году он представил Адмиралтейскому департаменту рукопись в десяти тетрадях, к которой приложил карты путешествия и рисунки Михайлова. Некоторые из них были сделаны во время экспедиции — животные, растения, характерные очертания островов. Другие художник написал уже в Петербурге на основе полевых зарисовок, эти акварели предназначались для атласа карт и литографий по результатам кругосветки.

Аттестат №211

Дан сей находящемуся в первом отряде шлюпов Южной экспедиции под начальством моим г-ну академику Михайлову в том, что он в продолжение двухгодичной кампании вёл себя совершенно благородно: доверенность по званию отправлял с особенною деятельностью и усердием, которого впредь в команде моей охотно иметь желаю; во уверение сего свидетельствую подписанием моим и приложением шлюпа "Восток" печати.

Дан на Кронштадском рейде августа 15-го дня 1821 года. Его Императорского Величества всемилостивейшего государя моего Балтийского флота начальник шлюпов "Восток" и "Мирный", находившихся в Южной экспедиции, капитан первого ранга Беллинсгаузен.

В 1826 году живописец вновь вышел в море. На этот раз он сопровождал трёхлетнюю кругосветную экспедицию Михаила Станюковича и Фёдора Литке, целью которой было исследовать побережье Берингова моря и центральную часть Тихого океана. И вновь альбом Михайлова начал заполняться рисунками и акварелями, изображавшими порты, острова, жителей Аляски и т. п. Как писал позже Василий Григорович: "Назначение в разное время двух экспедиций вокруг света открыло ему новое поприще; он совершил эти два путешествия и обогатил портфель свою многими прекрасными рисунками, а любознательный ум — наблюдениями и полезными сведениями. За труды и услуги, оказанные им в эти путешествия, он был награждён орденом Св. Владимира IV степени и пенсионом".

ВоВоенные пляски Южной Новой Зеландии. Художник Павел Михайлов / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузенаенные пляски Южной Новой Зеландии / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

ВоВоенные пляски Южной Новой Зеландии. Художник Павел Михайлов / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузенаенные пляски Южной Новой Зеландии / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Последние годы жизни художник провёл, по свидетельству конференц-секретаря Академии, "тихо и уединённо, учился и трудился. Редко он бывал в обществе, и то только у людей ему близких по сердцу". В 1840 году Павел Михайлов скончался. Где находится его могила — неизвестно. Но альбом с изображениями далёких земель и их обитателей обещает живописцу долгую добрую память.

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка