Когда на географических картах появилась Новая Земля? Как со временем менялся абрис архипелага? И наконец, кто был его первооткрывателем? Задавать «детские» вопросы иногда бывает очень полезно. Ведь ответы получаются вполне себе взрослые, заставляющие думать не только о собственно географии. Научный руководитель совместной экспедиции РГО и ВМФ РФ «Главный фасад России», полковник Сергей ЧУРКИН провел собственное картографическое исследование Новой Земли. В центре внимания оказался самый первый этап картографирования. Именно тогда, в XVI веке, англичане, как они считают, «открыли» архипелаг. Но откуда тогда на их карте русское название?
— Сергей Борисович, как возникла идея исследовать картографию Новой Земли?
— Подготовка каждой экспедиции Северного флота и Русского географического общества в Арктику всегда начиналась с изучения первоисточников. По каждому району предстоящих походов, а иногда и по отдельно взятому объекту, составлялся своего рода исторический портрет: кто и когда открыл или впервые упомянул тот или иной географический объект, какие экспедиции на нем работали, какие памятники культурного и природного наследия расположены в районе предстоящей экспедиции. На самом деле вопросов, на которые искала ответы научная группа экспедиции в архивах, библиотеках и музеях страны, было гораздо больше. Но без рассмотрения сохранившихся и доступных для изучения карт результат подготовительной работы был бы как минимум неполным.
— Иными словами, планам экспедиции нужна некая наглядность?
— Не только. К примеру, в 2018 году при подготовке к самой первой экспедиции на архипелаг Новая Земля командовавший тогда Северным флотом адмирал Николай Евменов утвердил в качестве основного мероприятия реконструкцию первого пересечения архипелага Леонидом Гриневецким в 1883 году. В нашем распоряжении был только один первоисточник — доклад Гриневецкого Императорскому Русскому географическому обществу. На его основе нам удалось построить модель маршрута первопроходца на современной карте с помощью ГИС-технологии. И обнаружилось, что названия географических объектов на ней отличаются от названий в докладе Гриневецкого.
Крест на мысе Бараньем. Западное устье пролива Маточкин Шар, Новая Земля. Впервые появившийся в европейских источниках в XVI веке, на карту пролив был нанесен русским морским офицером Ф. Розмысловым в 1768-69 годах. А первый крест в этом месте установил Ф.Литке в 1822 году. Фото: Сергей Чуркин
Спустя два года в ходе реконструкции считающейся утерянной карты пролива Маточкин Шар, выполненной Федором Розмысловым в 1768–1769 годах, была обнаружена утрата многих топонимов XVIII века. С карты Новой Земли безо всякой на то причины убирались названия гор, заливов, рек, имевшие либо древние, поморские корни, либо данные исследователями и первопроходцами прошлого.
— Например?
— Так, мы не нашли на карте реки Корелка и Белужья, по бассейнам которых совершал свой переход Гриневецкий. Нет сегодня на картах бухты Жан на побережье Северного острова Новой Земли. Присвоенное в 1910 году Владимиром Русановым имя в 1958 году было заменено на безликое — бухта Беспокойная. А историю с невозвращением наименования горы Крузенштерна иначе как позором назвать нельзя. Оказалось, что убрать название, присвоенное русским адмиралом, исследователем Арктики, президентом Российской академии наук и одним из основателей Русского географического общества Федором Литке с карты оказалось проще, чем вернуть обратно, на законное место.
Карта первого пересечения Новой Земли Л. Гриневецким в 1873 году. Фото: Научный архив РГО
Таким образом за шесть лет экспедиций накопился большой объем материала. Его анализ позволил нам предложить определенную периодизацию в истории картографирования Новой Земли и выявить соответствующие ей топонимические изменения.
— Каковы же эти этапы? И когда появилась более-менее достоверная карта Новой Земли?
— Исследовать карты — увлекательнейшее дело! Появившись на карте в середине XVI века в виде скромного треугольника из-под верхнего обреза карты, Новая Земля впоследствии успеет побывать и частью огромного приполярного материка, и маленьким мысом огромного азиатского полуострова. На некоторых картах XVII–XVIII веков ее изображали в виде гигантского, выгнутого до Азии участка суши.
Фрагмент карты Europam ab Asia & Africa segregant Mare mediterraneum... Петруса Планциуса. 1594 год. Библиотека университета г. Утрехт https://www.raremaps.com/gallery/detail/ 73535/europam-ab-asia-africa-segregant- mare-mediterraneum-euxin-plancius- claesz
Условно путь обретения достоверной карты Новой Земли можно разделить на несколько этапов. Первый из них охватывает период до 1598 года (времени публикации результатов экспедиций Виллема Баренца 1594–1597 годов). Именно в тот период Новая Земля обрела свое место на карте. Благодаря европейским мореплавателям остальной мир узнал о существовании этого русского архипелага и осознал его важнейшую роль в освоении Арктики.
Следующий этап продлится более двух веков и завершится беспримерными экспедициями к берегам архипелага Федора Литке 1821–1824 годов. Главным результатом станет появление карты Новой Земли, на долгие годы сформировавшей наше представление о ней, а также возвращение к поморской топонимической традиции.
Третий этап картографирования самого большого российского арктического архипелага уместно ограничить 1930 годом. Тогда на фоне продолжающегося процесса уточнения карты Новой Земли вследствие неоправданных решений канули в историю многие топонимы — как исконно поморские, так и введенные в оборот русскими путешественниками. С другой стороны, именно с 1930 года картографический «портрет» Новой Земли трудами советских гидрографов, геодезистов, геологов и географов приобрел цифровую точность и поразительный объем топонимической информации, в нем содержащейся.
— Существует ли ответ на вопрос, когда была открыта Новая Земля?
— Были времена, когда человечество не знало, соединяется ли Азия с Америкой, есть ли такая земля — Камчатка и даже откуда и куда текут наши великие реки. Но и в Америке, и на Камчатке, и по берегам рек всегда жили люди, которые и не задумывались о том, «открыта» ли их земля. Примерно такая же история и с Новой Землей.
В 1553 году англичане предприняли первое плавание к северным берегам тогда еще Московского царства. А увидев в 1556 году берега Новой Земли, стали называть себя ее первооткрывателями. Между тем повсеместно на пути «первооткрывателей» встречались русские люди, рассказывавшие им о том, какие берега вокруг и куда следует плыть дальше.
Оставим без внимания и остров Филоподия, открытый, по Мавро Орбини, русскими в конце XV века и показываемый на картах под именем Новая Земля, и «большой остров на Крайнем Севере», упомянутый Юлиусом Помпонием Лэтом в 80-х годах XV века в своих лекциях, и походы новгородца Улеба к Железным Воротам, датируемые Никоновской летописью 1032 годом. До сих пор в исторической литературе не прекращаются споры о том, насколько указанные документальные свидетельства позволяют судить о времени открытия Новой Земли.
На наш взгляд, гораздо важнее то, что сегодня никем не оспаривается отечественный приоритет открытия Новой Земли и ее освоения. В условиях острого дефицита отечественных первоисточников зарубежные только его подтверждают, причем начиная с середины XVI века.
— Когда и где появились первые письменные упоминания о Новой Земле?
— Наше исследование не ставило перед собой задачу ответить на этот вопрос. Однако мы убедились в том, что в качестве документа, впервые зафиксировавшего упоминание Новой Земли — как арктического архипелага, так и топонима, ему соответствующего, — в настоящее время можно рассматривать журнал английского мореплавателя Стивена Боро. Впервые этот документ был опубликован Ричардом Гаклюйтом в 1589 году в книге The Principall Navigation, Voiages and Discoveries of the English Nation.
Юго-западное побережье Новой Земли. Примерно в этом районе братьям Борро наш соотечественник рассказал о том, где они находятся. Фото: Сергей Чуркин
28 июля 1556 года Боро сделал запись о встрече с русским судном: «Мы плыли к западу вдоль берега при северо-западном ветре. Я уже собирался стать на якорь, как увидел парус, выбегающий из-за мыса, у которого мы думали стать на якорь. Я послал шлюпку навстречу; подойдя друг к другу, шлюпки вступили в разговор, и начальник русской шлюпки сказал, что он был вместе с нами на реке Коле и что мы проехали дорогу, которая ведет на Обь. Земля, у которой мы находились, называется Noua Zembla, то есть Новая Земля (New Land)».
— А кстати, у архипелага были другие названия?
— Давно известно его старинное поморское название: Матка, Маточка — так называли двиняне, мезенцы и пустозерцы этот богатый промыслами архипелаг. Когда оно возникло и что лежит в основе этого названия, доподлинно неизвестно. Напрямую с названием Матка связано наименование самого знаменитого новоземельского пролива Маточкин Шар. А есть еще, например, Маточкин мыс.
— Когда Новая Земля впервые появилась на географической карте?
— Положение увиденных Стивеном Боро и его братом Вильямом берегов было нанесено на путевые карты, а также отражено в итоговой карте всего плавания. О том, что такие карты были изготовлены и использовались впоследствии другими картографами, свидетельствуют многие источники. Однако до наших дней никаких карт, позволяющих датировать их временем плаваний братьев Боро (1553–1557 годы), не сохранилась.
Карта Вильяма Боро. Британская библиотека. Лондон Фото: ru.wikipedia.org/British Library
Вместе с тем нам доступна карта, подписанная Вильямом Боро и хранящаяся сегодня в Британской библиотеке. Размещена она в так называемом атласе Берли под названием A Coloured Manuscript Map of the Coasts of Norway, Lapland and North West Russia, by William Borough (bap. 1536, d. 1598), Explorer and Naval Administrator.
Проблеме датировки данной карты и ее описанию посвящены многие исследования. Но когда бы Боро ни создал эту карту, она, без сомнения, отразила результаты плаваний братьев в 1553–1557 годы и может рассматриваться как аналог первоисточника 1556 года. А в части, касающейся Новой Земли, она представляет безусловный интерес, поскольку на ней впервые мы видим топоним Noua Zembla.
— Существовали ли русские карты, на которых отображалась Новая Земля?
— По крайней мере, до нас они не дошли. Однако, если нам неизвестны русские карты и лоции Севера XVI века, это не означает, что русские люди того времени не располагали подобными инструментами. Ведь смог же Дмитрий Герасимов каким-то образом передать Паоло Джовио информацию о нашей стране в таком виде, который позволил последнему и описание составить, и карту напечатать. И ведь смогли наши мореходы освоить еще во второй половине XV века путь вокруг Скандинавского полуострова, а к середине XVI века уверенно чувствовать себя на различных путях от Белого моря до Оби. Значит, были и карты, и лоции этих районов. Только, возможно, назывались они иначе и выглядели по-другому.
— Анализ картографического и исторического материала в случае с архипелагом Новая Земля самоценен. Но какие выводы мы можем сделать из этого знания?
— Во-первых, начало картографии крупнейшего российского арктического архипелага положено английскими мореплавателями Стивеном и Вильямом Боро во время экспедиции 1556 года. Несмотря на отсутствие в нашем распоряжении первоисточников того плавания, не вызывает сомнений, что в основе последующих карт Новой Земли лежали материалы, полученные, обработанные и переданные Боро другим картографам.
Фрагмент карты Generale pascaerte van gantsch Europa:, inhoudende de geheele Oostersche, Noortsche en Westersche zeevaert… Луки Вагенера. 1589 год. Allard Pierson Handbibliotheek. Как удалось установить в ходе исследования, именно на этой карте появилось большинство русских топонимов Новой Земли XVI века https://uvaerfgoed.nl/beeldbank/xview?identifier=hdl%3A11245/3.3365
Во-вторых, последующие 40 лет исследований Новой Земли характеризуются минимумом непосредственной экспедиционной информации. Основная часть сведений о ее географии была получена английскими и нидерландскими исследователями от местных жителей, главным образом поморов. В свою очередь, подавляющее большинство карт, на которых отражены результаты исследований (непосредственного и, так сказать, дистанционного), изготовлены и опубликованы нидерландскими картографами.
В-третьих, обнаружение Новой Земли существенным образом повлияло на представление европейских космографов на околополюсную географию. Четыре десятилетия сбора первичной информации сопровождались эволюцией оригинальных гипотез устройства полярного мира. И только к началу 90-х годов XVI века была предложена наиболее близкая к реальной модель географии Новой Земли.
Очевидно, что в данной модели нашли отражения представления наших соотечественников об удаленности, размерах, расположении, наличии и названиях географических объектов на Новой Земле. Это свидетельствует о качественных различиях в уровне географических знаний наших соотечественников и их современников-иностранцев.
Схема поморских «новоземельских ходов»
Сегодня, в XXI веке, на фоне происходящих в мире событий не грех напомнить «просвещенным» странам, что 500 лет назад русские люди адекватно представляли окружающий их мир. А порой даже лучше, чем их европейские современники. Опубликованная по результатам нашего исследования карта поморской логистики второй половины XVI века это подтверждает.
Иностранцы в наших арктических водах всегда были гостями. Иногда, между прочим, непрошеными. Однако на протяжении пяти веков мы никогда не держали камень за пазухой. Всех, кто с миром приходил на наши исконные земли, русские люди принимали, указывали нужный путь, а иногда и спасали от неминуемой гибели.
Николай Сумароков