Россыпь из двух сотен островов, разделяющих Баренцево и Карское моря, — один из самых крупных архипелагов в акватории Северного Ледовитого океана. Поморы, издревле освоившие эти края для зверобойного промысла, называли его Матка, ненцы-самоеды — Едей-Я, что в переводе означает "новая земля", а местные новоземельцы нарекли краем летающих собак — сила ветра здесь может достигать 50 метров в секунду и поднимать в воздух любого, кто окажется вне укрытия.
На Новой Земле расположен южный кластер национального парка "Русская Арктика" — самой северной и наибольшей по площади особо охраняемой природной территории страны. В местных водах здесь хозяйничают белые медведи и гренландские киты, атлантические моржи и морские зайцы. На суше — лемминги, песцы и олени, а скалы покрывают бессчётные птичьи базары.
Проект "Путешествия с РГО" совместно с туроператором RussiaDiscovery приглашают отправиться в настоящую полярную исследовательскую экспедицию на паруснике, способном добраться до мест, недоступных для больших судов, на которых обычно проходят круизы к островам Русской Арктики. Двухмачтовая шхуна ледового класса, спроектированная голландскими кораблестроителями, располагает десятью каютами на 23 человека. В программе — курс по управлению парусником, судоводительские вахты и возможность почувствовать себя первопроходцем, бороздящим северные моря.
Рассказываем о том, что ждёт путешественника на пути к Новой Земле.
Поморская азбука
Фото: Ангелина Онипченко
Существовали ли на этих островах поселения до того, как в XII веке сюда пришли новгородские купцы, — неизвестно, однако коренным населением Новой Земли считаются ненцы, именовавшие себя "настоящими людьми". Первый постоянный житель появился на архипелаге в середине XIX века — им стал ненец Фома Вылка, перевезший сюда свою семью. Вслед за ним пришли другие колонисты, основав тут первые становища, что позднее сыграло решающую роль в присоединении Новой Земли к России.
Это, конечно, по официальным данным. По неофициальным — небольшие поселения русских поморов на островах обнаруживал ещё в XVI веке мореплаватель Виллем Баренц. Многочисленные топонимы, имеющие поморское происхождение, также подтверждают их изначальную гегемонию. Поморское название архипелага Матка, по мнению исследователей, может быть связано с обилием пушнины, морского зверя и рыбьего зуба — моржового клыка. Кроме того, так назывались ещё и первые компасы из металла и картона — единственный навигационный прибор, которым веками пользовались северные мореходы.
Проливы здесь называются шарами — дань финно-угорскому наречию, заимствования из которого часто использовались в поморском лексиконе. Самый известный — Маточкин Шар, пролив, разделяющий два самых крупных острова Новой Земли — Северный и Южный, а также соединяющий Баренцево и Карское моря. В самом узком месте ширина достигает всего 600 метров — большую часть года это место сковано льдом. Костин Шар — ещё один пролив, отделяющий остров Междушарский: костями поморы называли острые подводные скалы, кое-где видневшиеся на поверхности. Ещё одно название проливов — "дыры" — дало название Дыроватой губе, расположенной в северной части соседнего острова Вайгач, испещрённого большим количеством небольших бухт.
Память о первых северных мореплавателях по сей день хранят поморские кресты, словно маяки отмечавшие некогда путь следования от Белого моря к Новой Земле. Такие памятники можно увидеть на островах Баренцева моря — Цинковом, Вайгаче, Матвеева. Последний, кстати, интересен ещё и сохранившимся старинным маяком и руинами старого посёлка.
Священная земля
На лежбище. Фото: Ангелина Онипченко
Вайгач — первый крупный остров на пути к Новой Земле, его можно увидеть с материка: именно так он был открыт поморами ещё в X веке. Однако известность ему принесли ненецкие оленеводы, поселившиеся здесь ещё в I–II веках нашей эры. Язычники-самоеды считали эти края священными и называли их "Вай Хабць" — "остров страшной гибели". Острые пики многочисленных скал и суровые морозы вполне могли оправдать такое именование. Здесь до сих пор сохранились деревянный крестообразный идол и святилища, где осуществлялись жертвоприношения, в основном животных, — Лисий Камень, Олений Камень, Медвежья Голова, Болванская гора, или Сиртя-Сале. Кроме того, можно увидеть несколько стоянок каменного века.
Однако не всё так страшно: по мнению некоторых исследователей, не исключено происхождение названия от старославянского "ваяти" — изваянный остров, покрытый множеством идолов. Как бы то ни было, остров долгое время являлся важным транспортным узлом благодаря своему расположению. Среди архитектурных достопримечательностей можно выделить старинные поморские избы и кресты, которые часто устанавливались в качестве ориентиров.
В 1930-х годах здесь были обнаружены месторождения полиметаллической руды и проходили поиски золота, в том числе силой геологов — заключенных ГУЛАГа. Для этих целей тут был заложен рабочий посёлок Варнек, названный в честь российского капитана-полярника. Сегодня в заброшенном советском селении живут несколько ненецких семей.
Кроме едва заметного присутствия человека, Вайгач — владения тюленей, атлантических моржей и белых медведей, занесённых в перечень особо ценных видов Красной книги. Кроме того, на острове присутствуют уникальные формы мерзлотного рельефа — лангачады. Это насыпные гряды длиной 10–15 километров, встречающиеся только в одном месте на Земле. Территория острова входит в список ООПТ, в перспективе здесь будет открыт национальный парк.
Желание Баренца
На гребне волны. Фото: Георгий Тудоси
Достигнуть заветных островов, манящих многих искателей приключений, — заветная цель мореплавателей последних пяти столетий. Одним из первых исследователей эпохи Великих географических открытий, достигших берегов Новой Земли в поисках Северного морского пути из Европы в Азию, стал Виллем Баренц. Он трижды предпринимал попытки обогнуть острова, и в 1596 году ему удалось открыть Медвежьи острова (Шпицберген) и достигнуть Карского моря. Домой путешественник так и не вернулся, скончавшись по дороге от цинги, однако именно ему принадлежит авторство многих географических названий Новой Земли.
Так, с подачи Баренца одна из крайних северных точек архипелага получила название мыс Желания. Обрывистый утёс из группы останцов, сильно выдающихся в море, был известен ещё у поморов. Они называли это место "доходы" — некоторая граница, до которой можно относительно безопасно дойти: за ней начинались холодные течения Карского моря, которое, в отличие от Баренцева, вставало крепким льдом на долгие месяцы.
На мысе Желания долгое время располагалась Морская полярная станция, заложенная ещё в 1930-е годы. Здесь вплоть до закрытия в 1997 году проводились гидрометеорологические наблюдения. Сегодня тут находится опорный пункт национального парка "Русская Арктика", проложено несколько туристических троп, открыты смотровые площадки. На примере законсервированной станции "Мыс Желания" экскурсоводы расскажут о быте арктических метеорологов и о том, как выстраивалась их работа. Кроме того, тут сохранился комплекс оборонительных сооружений времён Великой Отечественной войны, а также несколько рыбацких становищ начала ХХ века, которые можно найти вдоль всего побережья.
Самым высоким зданием на острове, пожалуй, можно назвать 13-метровый деревянный маяк, установленный недалеко от края мыса. Возведён он был в одно время с образованием станции и работает по сей день, за исключением полярного дня. Поднявшись на вершину маяка, можно увидеть сразу два моря.
Острова Новой Земли сохранили ряд локаций и объектов, связанных с историей открытия и освоения Российской Арктики с XVI века. Самым известным (и труднодостижимым) можно назвать место зимовки в последней экспедиции Баренца в Ледяной гавани. Оно стало желанным объектом археологических поисков многих учёных. Среди ценных находок — останки судна, затёртого льдами, руины дома, построенного участниками экспедиции из корабельных досок и плавника, предметы быта. Также в 2020 году отряд экспедиции РГО и Северного флота обнаружил в заливе Власова два деревянных креста, которыми сухопутная группа под руководством Георгия Седова отмечала астрономические пункты по маршруту своего продвижения.
Русская Арктика
Хозяин Арктики. Фото: Ангелина Онипченко
Национальный парк "Русская Арктика" — в пятёрке самых крупных ООПТ России, включает в себя два кластера: архипелаг Земля Франца-Иосифа и территории Северного острова Новой Земли, а также близлежащие Малые и Большие Оранские острова, остров Гемскерк и остров Лошкина.
Здесь можно встретить самые многочисленные в Северном полушарии гнездовья птиц — моевок, чистиков, кайр. Здесь, вдали от человека, комфортно чувствуют себя местные жители: полярные совы, куропатки и гуси-гуменники, благодаря обилию которых целый полуостров получил название Гусиная Земля. Пешие прогулки по островам нужно совершать крайне осторожно: еле заметные кладки яиц и выводки птенцов могут прятаться прямо под ногами. Кстати, активный сбор яиц на птичьих базарах — ещё один вид промысловой охоты в XIX веке, из-за которого пострадали и значительно сократились популяции многих морских пернатых.
Среди более крупных обитателей можно встретить редкий вид новоземельского северного оленя, которых осталось лишь несколько тысяч особей. Более популярны в арктической тундре песцы, лемминги и белые медведи. Последние нередко наведываются в жилые посёлки, привлечённые запахом еды и разлагающегося мусора. Питаются медведи в основном ластоногими — нерпами и тюленями, поэтому на суше зачастую остаются только самки, занятые обустройством родовых берлог и выращиванием потомства. Однако в связи с изменением климата в последние годы и сокращением площади льдов медведи стали чаще появляться на земле. В 2019 году в регионе был даже введён режим чрезвычайной ситуации в связи с нашествием более пяти десятков крупных особей.
Среди суровых волн Северного Ледовитого океана в акватории Новой Земли можно также насчитать целых шесть видов китов, в том числе и крупного гренландского: взрослые особи могут достигать 150 тонн и своим весом проламывать толщу льда в пару десятков сантиметров. Однако этих морских гигантов можно увидеть только в открытом море. Ближе к берегу подходят их меньшие собратья из семейства полосатиков — сейвалы и финвалы.
"Путешествия с РГО" — это коллекция увлекательных авторских туров по России от российских туроператоров, которые прошли экспертную оценку специалистами Общества и получили отличительный знак качества "Рекомендовано РГО".
Система добровольной сертификации маршрутов, разработанная совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса, означает, что маршрут соответствует всем требованиям по качеству и безопасности, а также является аутентичным, уникальным и познавательным продуктом.
Юлия Гопиус