Поиграем в географию: эксперты РГО поделились секретами вовлечения детей в учебный процесс

Поиграем в географию: эксперты РГО поделились секретами вовлечения детей в учебный процесс Поиграем в географию: эксперты РГО поделились секретами вовлечения детей в учебный процесс
Поиграем в географию. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО

Поиграем в географию. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО

Очередной круглый стол в московской Штаб-квартире РГО был посвящен месту игры в обучении географии. Зачастую эта дисциплина, несмотря на свою увлекательную природу, воспринимается школьниками как сложный и подчас скучный предмет, перегруженный терминами, фактами и датами. Существует ли эффективный способ изменить это отношение? Может ли внедрение игровых технологий в процесс обучения повлиять на усвоение учебного материала? Об этом говорили эксперты РГО и приглашенные педагоги.

— Дети и игра вещь совместимая, но зачастую опасная, — заинтриговал собравшихся модератор круглого стола, член Ученого совета РГО, профессор Александр Лобжанидзе. — Когда речь идет о педагогических технологиях вообще, возникает стремление сделать их панацеей от всего. Педагоги со стажем понимают, что это сильное преувеличение. Но что реально дают игровые технологии в географическом образовании? Какие есть плюсы и минусы? Когда и в какой дозировке их использовать?

По мнению учителя географии, автора популярной настольной игры «Я шагаю по стране» Сергея Уткина, нельзя весь процесс обучения в школе превратить в игру. Но если есть возможность со школьниками поиграть, играть необходимо.

— Некоторые педагоги считают, что игра — трата времени. Думаю, потому что у них нет игры, которая бы встраивалась в учебный процесс, — сказал он. — Помимо цели, немаловажный момент состоит в том, что игра должна быть интересна детям. В игре должны участвовать все. Играть нужно со всеми возрастами, но в 5–6-м классе играть нужно обязательно. Играть можно во что угодно: в географические координаты, в путешественников, чуть позже в литосферу. С чего начать? С географических карт, конечно!

Довольно универсальной формой игры Сергей Уткин считает хорошо известные игры-бродилки, которые несут географическую информацию. Таких бродилок он сделал порядка 20 штук.

Круглый стол в московской Штаб-квартире РГО собрал ученых и педагогов. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО

Круглый стол в московской Штаб-квартире РГО собрал ученых и педагогов. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО

— Все понятно: бросаем кубик, двигаем фишки. Но при этом мы должны организовать какое-то путешествие, приключение. Так по ходу движения возникают какие-то непредвиденные обстоятельства, повороты вперед, назад, пропуски ходов, где школьники должны отвечать на дополнительные вопросы. Главное — помнить: мы изучаем карту, а не выявляем победителя, например.

Дискуссию продолжил Александр Лобжанидзе, высказав несколько теоретических тезисов. В частности, он напомнил, что игра — это деятельность, в процессе которой более успешно происходит усвоение учащимися нравственных форм поведения, развитие творческих сил, воображения, фантазии, эстетических чувств. Одновременно это и особо организованное занятие, требующее подчас довольно серьезного напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра открывает широкие возможности для социализации, помогает учащимся преодолеть стеснительность, усиливает мотивацию к учебной деятельности.

— Дети часто считают, что география — предмет сложный и даже скучный, — отметил Александр Лобжанидзе. — Это, конечно же, не так. География — чрезвычайно интересный предмет, когда увлеченный человек связывает географию с историей, культурой, религией. Но иногда нужен триггер, и таковым может стать игра.

Эксперт назвал очевидные плюсы игры на уроке. Она позволяет перевести теоретические знания в практическую плоскость, способствует развитию прогностического умения, помогает воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, дает ребенку возможность обучаться на собственном опыте. Игра развивает творческие и коммуникативные способности. При этом учитель может даже несколько отойти в сторону и быть модератором процесса.

Но у игры на уроке есть и риски. Александр Лобжанидзе обратил внимание, что если дети не привыкли коммуницировать в группах, то организация процесса потребует дополнительных усилий от педагога. Для подготовки к игровому уроку нужно время. Еще одна возможная проблема — нередко инициативу на себя берут те, кто лучше знает, лучше говорит или просто самый бойкий ученик. Но, пожалуй, главная претензия — игровая технология не позволяет сформировать систему знаний, поэтому они должны быть даны учащимся до самой игры. Нужно также учитывать, что у детей может возникнуть информационная или эмоциональная перегрузка.

Игрой нужно уметь управлять. Фото: Консорциум «РИТМ углерода»

Игрой нужно уметь управлять. Фото: Консорциум «РИТМ углерода»

Галина Мухатдинова — не географ, а учитель информатики. Она рассказала о своем опыте использования современных технологий, в частности изображений Земли из космоса, для создания увлекательного и интерактивного учебного процесса.

Например, по снимкам из космоса можно увидеть изменение географических объектов и явлений во времени. А современные технологии дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) стали настолько доступными, что с помощью них можно организовать получение данных с метеоспутников прямо в школьном дворе или в летнем лагере.

И конечно, детям интересно угадывать в характерных очертаниях на снимках из космоса континенты, страны, города, природные и даже культурные объекты. Иногда это примерно как побывать там.

На основе этой идеи можно создавать пазлы, устраивать викторины, отмечать важные даты в истории науки. Реализовывать это можно на уроках и факультативах. Или даже создать при школе кружок по основам спутникового мониторинга, как сделала сама Галина Мухатдинова.

У Надежды Пупышевой из консорциума «РИТМ углерода» довольно сложная задача. Ее организация занимается изучением наземных экосистем для оценки баланса углерода. Сам проект непростой для популяризации, связанный с тематикой климатических изменений. И тем уместнее здесь использование игровых технологий. Как оказалось, при должном упорстве и изобретательности даже такие вещи можно объяснить детям — хотя бы в общих чертах.

Начать можно с традиционных ребусов и модных квестов, тем более что сейчас есть специальные интернет-ресурсы, помогающие их создавать. По свидетельству Надежды Пупышевой, хорошо зашла идея старых добрых раскрасок, только научных. Были проведены два конкурса, в которых участвовали школьники. Кроме собственно раскрашивания, им было предложено написать нечто вроде небольшого рассказа на сопутствующую тему. А для студентов вузов и специализированных колледжей вот уже несколько лет проводится Олимпиада по устойчивому лесоуправлению. Очередная пройдет в марте. Ее участники должны будут ответить на 40 вопросов специально разработанного теста. Все подробности можно узнать в пабликах консорциума «РИТМ углерода».

Научные раскраски. Фото: Консорциум «РИТМ углерода»

Научные раскраски. Фото: Консорциум «РИТМ углерода»

Востребованными оказались и настольные игры на основе разработок консорциума — например, лото «Природные зоны России». Его создала старший научный сотрудник Института почвоведения и агрохимии СО РАН Анна Безбородова.

— Мы даже несколько удивились интересу со стороны школьных учителей, — рассказала Надежда Пупышева. — Они говорили нам, что природные зоны — одна из самых сложных тем для учеников, а с лото обучение происходит весьма эффективно. Мы сделали макеты лото, которые можно скачать и распечатать самостоятельно и бесплатно.

Популяризацией еще более специфической темы занимается Иван Семенков. Он нашел и опробовал несколько форм донесения научной информации о почвах. Это большой мир, о котором важно рассказать интересно. Правда, не школьникам, а скорее студентам профильных вузов и колледжей, а также тем, кто интересуется почвоведением.

Несколько лет назад в соцсетях Русского географического общества появилась рубрика «Загадка почвоведа». Остроумно составленные Иваном Семенковым вопросы заинтриговали даже тех, кто толком ничего не знал о почвоведении. Оказалось, что пейзаж на картине может рассказать о типе почв, по типу строений реально определить, на чем они стоят (в самом в прямом смысле), наконец, почвы можно ассоциировать даже с музыкальными композициями!

За несколько лет существования рубрики удалось показать яркий мир почв, разнообразные методы их исследования, познакомить пользователей соцсетей с основными почвами нашей страны. И главное — впечатляет вовлеченность: у «Загадки почвоведа» десятки тысяч просмотров во «ВКонтакте», несмотря на специфику темы.

А совокупность «загадок» вдохновила их автора написать научно-популярную монографию «Загадочное почвоведение в Смоленском Поозерье», которая недавно вышла из печати.

Другой формой донесения знаний, теперь уже до студентов геофака МГУ, стали командные квесты, которые молодой ученый устраивает для них в Музее землеведения МГУ.

— Первокурсники делятся на две команды, выполняют задания, ищут ответы, которые есть в рамках экспозиции. И даже находят отгадки там, где я и не думал их прятать, — рассказал Иван Семенков.

Наконец, третья игровая форма обучения — интерактивные презентации с анимацией на семинарах курса «Диагностика почв», который порой считается у студентов довольно скучным. Смысл здесь в том, что по мере раскрытия темы на изначальном изображении появляются новые элементы, постепенно дополняя общую картину.

Известный педагог, лауреат Премии РГО за проект «Учебные экспедиции» Игорь Шидловский в своем выступлении напомнил, что игра — универсальный инструмент. Каждому найдется в ней что-то интересное. Она позволяет использовать все способы познания.

По его словам, самая знаменитая просветительская акция РГО «Географический диктант» — тоже в каком-то смысле игра, причем интересно бывает даже читать вопросы, которые содержат необычные сведения и повороты.

Современный «Географический диктант». Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

Современный «Географический диктант». Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

— Одно из заданий школьникам — я не прошу ответить, а прошу составить вопрос, причем так, чтобы было интересное содержание и какая-то изюминка, — поделился Игорь Шидловский.

Педагог поведал об одном удачном способе применения игровых технологий в своей практике. Вот уже 30 лет он занимается организацией и проведением учебных экспедиций. Вся программа выстраивается исходя из того, что дети уже знают. География не существует сама по себе, это своего рода межпредметная коалиция. Важно, чтобы дети вместе с учителем подвели своего рода итог экспедиции, в ходе которой школьники получают знания о географии, геологии, истории, культуре того или иного места. На каждую из таких экспедиций готовится дневник, тетради и вопросы по теме образовательного маршрута. Ученику даются варианты ответов. Слушая учителя, рассматривая картинки, он должен найти правильный ответ.

— Если экспедиция многодневная, я стараюсь подвести итоги с помощью игры в лото, — рассказал эксперт. — Смысл: каждая команда получает по две-три карточки. Потом я достаю фишки, которыми нужно закрыть все поля лото. Зачитывается вопрос. Задача всех играющих — ответить верно и закрыть поле. Но главное — все, что есть в вопросах, дети увидели и узнали в экспедиции. Это могут быть фотографии мест, где мы были, либо портреты людей, о которых мы говорили, либо географические карты и прочее. Таким образом, мы визуальный ряд переводим в ряд информационный. Главное, еще раз подчеркну это, — игра должна быть привязана к конкретному знанию, полученному в экспедиции.

Разумеется, под каждую экспедицию составляется свое лото. Как признается Шидловский, для этого иногда нужно несколько дней, но игра стоит свеч: география становится для школьников по-настоящему увлекательным предметом, таким, каким она и должна быть.

В завершение круглого стола Александр Лобжанидзе озвучил результаты экспресс-опроса педагогов и школьных методистов. По его итогам, 88% ответивших сочли игровые практики на уроках географии вполне серьезным и продуктивным занятием.

Александр Лобжанидзе. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Александр Лобжанидзе. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Сергей Уткин. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Сергей Уткин. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Галина Мухатдинова. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Галина Мухатдинова. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Надежда Пупышева и Иван Семенков. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Надежда Пупышева и Иван Семенков. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Игорь Шидловский. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
Игорь Шидловский. Фото: Владимир Нескоромный/пресс-служба РГО
/

Сергей Уткин — методист-географ, тренер сборной команды Всероссийской олимпиады школьников по географии, заслуженный учитель Республики Башкортостан;

Александр Лобжанидзе — завкафедрой экономической и социальной географии им. В. П. Максаковского географического факультета МПГУ, президент Региональной ассоциации учителей географии России, член-корреспондент РАЕН;

Галина Мухатдинова — учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ СШ №1 им. М. Горького г. Арзамас Нижегородской области;

Надежда Пупышева — руководитель направления «Научные коммуникации» консорциума «РИТМ углерода», доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ;

Иван Семенков — старший научный сотрудник географического факультета МГУ, известный популяризатор науки;

Игорь Шидловский — заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования России, член Экспертного совета по медиаконтенту при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.

Айвар Валеев

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
21 марта 2025
Кто ввел термин «Северный морской путь?»: эксперты РГО обсудили загадочную непостижимость Арктики
Подробнее
11 марта 2025
Великий Северный поход: 500 лет русского освоения Арктики глазами экспертов РГО
Очередной круглый стол «Вопросы о географии» пройдет 12 марта
Подробнее
21 февраля 2025
Эксперты РГО расскажут, как изучать географию играючи
Круглый стол для школьных педагогов состоится 25 февраля
Подробнее
10 февраля 2025
Волга впадает в Каспийское море, хотя это не так: эксперты РГО отдали дань исторической традиции
Подробнее
28 января 2025
Так что же впадает в Каспийское море? Эксперты РГО расскажут о «главных» и «неглавных» реках
Заседание круглого стола «Вопросы о географии» пройдет завтра, 29 января
Подробнее
27 декабря 2024
«Не разделяющая, а соединяющая»: эксперты РГО — о границе между Европой и Азией
Подробнее
17 декабря 2024
Эксперты РГО расскажут, где на самом деле проходит граница Европы и Азии
Круглый стол состоится в рамках нового проекта «Вопросы о географии»
Подробнее
12 ноября 2024
«Не признан официально, но, несомненно, существует»: эксперты РГО — о Южном океане
Подробнее
Показать еще Загрузка