«Призрачное войско» на страже царя: экспедиция РГО выяснила, как проходили жертвоприношения у древних скифов

Курган Туннуг - один из самых древних скифских памятников конца IX века до н. э. Фото предоставлено участниками экспедиции

Курган Туннуг - один из самых древних скифских памятников конца IX века до н. э. Фото предоставлено участниками экспедиции

«Призрачное войско» на страже царя: экспедиция РГО выяснила, как проходили жертвоприношения у древних скифов «Призрачное войско» на страже царя: экспедиция РГО выяснила, как проходили жертвоприношения у древних скифов

 

В ходе комплексной археолого-географической экспедиции по исследованию кургана Туннуг в Республике Тыва на поверхности насыпи кургана, под камнем, в глиняных конструкциях специалисты нашли много костей коней и людей, разного вида удил и других фрагментов конской узды. Они считают, что это остатки большого жертвоприношения, совершенного на поверхности кургана еще до того, как на него уложили камень. Участники экспедиции РГО выяснили, как совершался этот древний кровавый обряд.

Курган Туннуг имеет сложную структуру. В его основе лежит «сеть» из лиственничных бревен, на которую положен слой глины. Сверху вся эта конструкция закрыта сплошным слоем камня. 

 

— Предположительно, погребение на Туннуге совершалось так же, как и на Аржане-1, — отмечает научный руководитель экспедиции, научный сотрудник отдела охранной археологии ИИМК РАН Тимур Садыков. — На поверхности ставили огромный сруб размером примерно 8 х 8 м, в который укладывали тело, а вокруг возводили огромную глиняно-деревянную платформу и на ее поверхности приносили в жертву коней и людей. Судя по всему, этот обряд похож на ритуал конских и человеческих жертвоприношений после смерти скифского царя, который описал Геродот.

Археологические раскопки на кургане Туннуг. Фото предоставлено участниками экспедиции.

Археологические раскопки на кургане Туннуг. Фото предоставлено участниками экспедиции.

Древнегреческий историк писал, что после гибели вождя отбирали 50 юношей, самых преданных его слуг, и 50 лучших лошадей, удавливали их, вынимали внутренности, набивали тела отрубями и зашивали. В лошадей вбивали колья, проходящие через все туловище до шеи, и устанавливали их на деревянные конструкции на колесах (или водружали на них только голову со шкурой), делая таким образом модель коня. Накидывали на лошадей уздечки и удила, натягивали и прикрепляли к колышкам. В труп каждого юноши также загоняли кол, доходящий до шеи, «сажали» на коня и расставляли мертвых всадников по поверхности кургана.

— Мертвые всадники, иногда их называют призрачным войском, стояли некоторое время, открытые всем ветрам, — объясняет Тимур Садыков. — Но, судя по находкам, на Туннуге ритуал несколько отличался. У нас попадались кости людей, пока среди них был только один относительно полный скелет, по которому мы смогли определить, что это была девушка лет 25–30. А у Геродота приносились в жертву только юноши. 

 

Как была убита эта девушка, непонятно — видимых следов насилия на ее останках нет, но если ее задушили, как в ритуале, описанном у Геродота, то их может и не быть. Все остальные кости, найденные за время раскопок, разрозненные, по ним лишь можно сказать, что они, предположительно, принадлежат взрослым людям. Радиоуглеродный анализ показывает только, сколько лет назад они жили. Возраст с точностью до 10 лет специалисты могут определить по черепу или тазовым костям, но пока были найдены только их фрагменты, целых, кроме останков девушки, еще не было. Не попадалось среди жертв кровавого ритуала и детских костей.

Само жертвоприношение происходило, скорее всего, после похорон. По завершении ритуала всю конструкцию накрывали сверху камнем.

Вид на курган Туннуг. Фото предоставлено участниками экспедиции.

Вид на курган Туннуг. Фото предоставлено участниками экспедиции.

Археологи уже раскопали около половины кургана, и везде ближе к центру так или иначе встречаются следы жертвоприношений, следовательно, можно предположить, что они, видимо, были сконцентрированы в центральной части. 

 

— Скорее всего, в центре есть пятно этого материала, который связан не с погребением, а именно с древним жертвоприношением, диаметром в 30, а то и 40 м, где непосредственно происходил ритуал, — уточняет Тимур Садыков. — Предположительно, центральное погребение кургана со всех сторон окружено следами жертвоприношения на поверхности. Но полная картина сложится только после того, как будет раскопана центральная часть. Мы сейчас ее задеваем только краешком, хотим раскопать ее потом за один сезон. В первую очередь тогда соберутся отдельные индивиды из костей. После этого, собрав все кости на плане, уже будем уверены, что, например, эта нога относится к этому черепу и т. д., и сможем подсчитать, сколько людей было принесено в жертву, примерный их возраст и как они были умерщвлены. 

Жертвоприношения коней и людей известны во многих культурах скифского типа как по письменным источникам, так и археологически, но могут быть выражены по-разному. Это могут быть «сопроводительные погребения», жертвоприношения на поверхности или даже какие-то ритуалы, которые не оставляют археологических материальных следов. 

В случае с курганом Туннуг следы этих жертвоприношений хорошо сохранились и при тщательной фиксации помогут изучить детали этого забытого жестокого ритуала.