Отправляясь в отпуск, мы обычно стараемся максимально сократить время на дорогу. Однако сам путь может стать увлекательным и комфортным приключением. На этом построена идея круизов. Между прочим, они бывают не только морскими. Преподаватель МГИМО, политгеограф и член РГО Игорь Окунев вот уже несколько лет проводит свой отпуск, путешествуя по России на поездах, предпочитая самые дальние маршруты.
Возможно, не все знают, что среди богатых иностранцев весьма популярны железнодорожные путешествия из Москвы через всю Сибирь. Билет на специальные туристические поезда по Транссибу стоят тысячи долларов. Значит, люди находят в путешествиях по России нечто такое, что мы в силу привычки не замечаем. А зная кое-какие нюансы, каждый может устроить себе роскошный сухопутный круиз, которому позавидуют многие путешественники.
— Игорь, как появилась идея проводить отпуск в поездах дальнего следования?
— Как любой географ, я люблю путешествовать, причём разными способами. Но дальними поездами ездить как будто побаивался. Тем более если речь о командировке, то время критично. Я много где побывал в нашей стране, но в какой-то момент понял, что для меня Россия — архипелаг, отдельные острова, которые не соединяются в единую страну. Прилетаешь в какой-то чудный город, смотришь окрестные достопримечательности — и назад.
Игорь Окунев на фоне острова Русский. Фото из семейного архива
Мне очень захотелось это огромное пространство соединить в своём сознании. В один из отпусков мы с супругой сели в поезд и доехали по Транссибирской магистрали до Владивостока. Это путешествие оказалось очень интересным, и в следующий раз мы отправились через всю страну уже другим маршрутом — по Байкало-Амурской магистрали до её конечного пункта — города Советская Гавань.
— Около недели в поезде — это неутомительно?
— Мне казалось, это огромное пространство меня поразит бесконечностью. Поездку я рассматривал как своего рода квест. Так как считаю себя человеком нетерпеливым, мне хотелось понять, смогу ли выдержать долгое путешествие. Думалось, что это будет каким-то преодолением. Но оказалось, я был неправ. Наши путешествия вовсе не были утомительными и монотонными. Даже выскажу парадоксальную мысль: поездка во Владивосток психологически легче, чем на скоростном поезде из Москвы в Санкт-Петербург.
Вокзал Владивостока, конечная точка Транссиба. Фото: Игорь Окунев
— Неужели?
— Да, потому что на "Сапсане" сидишь и все четыре часа ждёшь, когда же ты наконец уже приедешь. А если ты садишься в поезд до Владивостока, уже не думаешь, когда закончится это путешествие. Дорога становится целью, а ты видишь в этом приключение.
— Транссиб — это ведь не просто очень протяжённая железная дорога. Что значит эта магистраль для профессионального географа?
— Проехать по Транссибу — это как прочитать "Войну и мир". Если человек живёт в России, то просто должен прочесть этот роман. Это часть нашей культуры. Да, книга большая, у неё свой особый ритм, но, когда вчитаешься, дальше остановиться уже невозможно. Так и здесь: в столь длительное путешествие втягиваешься постепенно, и свою прелесть оно раскрывает уже в пути.
Для того чтобы понять Россию, нужно иметь представление о её пространстве. Путешествие на поезде делает его цельным и длящимся. Это очень интересное ощущение, самолёт такое не даёт.
Железнодорожный узел в Красноярске. Фото: Роман Сотников, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
— Вы как-то готовились к такому путешествию?
— Мне интересно сначала увидеть свой маршрут на карте. Кстати, я очень рекомендую взять с собой в путешествие хороший атлас. Это позволит лучше почувствовать собственную связь с географией вашего путешествия, а географию в свою очередь связывать с историей и культурой. Здесь ведь много пластов. Например, вся история русской революции — это череда событий вдоль Транссибирской железной дороги. Как ехал Чехословацкий корпус или как отступал Колчак. Ещё одна идея для размышлений: Россия смогла преодолеть внутренний раскол именно благодаря коммуникациям по Транссибу. Можно по городам магистрали изучать историю эвакуации во время Великой Отечественной войны и работы тыла. И так далее.
Я смотрю не только города на маршруте следования, но и, например, какие реки будем пересекать. Интересно, что у нас почти все они текут на север или на юг, а железная дорога идёт с запада на восток, таким образом пересекая почти все великие русские реки. Река — это всегда очень красиво. Кроме того, можно мерить Россию не часами, а реками.
— Где самые красивые места, на ваш взгляд?
— Признаюсь, меня особенно впечатлила дорога после Иркутска, вот где начинается настоящая красота! Просто сидишь и смотришь в окно, а там словно бы идёт фильм. Вокруг — бесконечность! Сначала озеро Байкал, потом начинается горная часть. Представляете, целых два дня едешь через горы, причём пейзажи всё время меняются. Безумно красиво! Вне зависимости от того, по Транссибу едешь или по БАМу, хотя, по мне, второй путь даже интереснее.
Транссиб в районе Байкала. Фото: Алексей Задонский, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
После Иркутска — Улан-Удэ, Чита, а дальше — всё, уже почти нет крупных центров, и на сутки с лишним, до Хабаровска, просто пропадаешь. Это я говорю о Транссибе. А на БАМе последний большой город — Красноярск, а затем идут Братск, Северобайкальск, Тында. Но мне показались интересными как раз крошечные полустанки. Их строили представители разных регионов СССР, принимавшие участие в возведении магистрали. Каждая республика хотела отметиться. Так появились станции, несущие на себе архитектурно-этнографический отпечаток. Проезжая мимо, чувствуешь себя участником своеобразной мини-экскурсии.
— Что собой представляет сегодня БАМ?
— БАМ прямо сейчас строится. Здесь всё несколько иначе, чем в любом другом месте страны. Например, везде в России на железнодорожных станциях очень жёсткий контроль. Это очень неудобно для путешественника: не успеваешь, как это случалось в прежние годы, выбежать на привокзальную площадь, чтобы немного осмотреться. Это можно сделать разве что на больших остановках, где поезд стоит хотя бы полчаса. Если меньше, то сильно рискуешь не успеть вернуться на поезд из-за процедур безопасности.
А вот на БАМе этого нет или почти нет. Всё, как в нашем детстве, открыто и спокойно, включая торговцев домашней едой на полустанках. За счёт своей открытости пространство БАМа какое-то живое, что ли…
Вокзал в городе Слюдянка. Фото: Ирина Портола, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
— Чем отличается путь по Транссибу до Владивостока и по БАМу до Советской Гавани?
— Во Владивосток из Москвы ходят два поезда. Один, фирменный, идёт шесть суток, второй — семь. В первом, кстати, есть вагоны СВ. Главное, надо смотреть, чтобы поезд проезжал Байкал днём. Вдоль озера мы ехали полдня, и это незабываемо.
С БАМом будет немного хлопотнее. Там нет прямого поезда, нужно сделать две пересадки. Сначала едешь пять с половиной суток до Тынды, затем другой поезд полтора дня едет до Комсомольска-на-Амуре и ещё ночь до Советской Гавани. Вагонов СВ нет, максимум купейные.
— Вы путешествуете всей семьёй?
— Только с супругой. Маленькому ребёнку, как в нашем случае, было бы всё-таки тяжело. Даже с учётом того, что мы купили всё купе целиком. Мне кажется, важно, чтобы было в таком путешествии личное пространство. Как важно и то, с кем ты будешь находиться в небольшом помещении целую неделю. Это должен быть близкий друг или родной человек. Хотя люди разные. Мы вот скорее интроверты, а есть те, кому общение необходимо. Мои друзья ездили на большие расстояния в плацкартном вагоне. Пока едешь, много чего интересного можно узнать о жизни. Вагонные разговоры — целый жанр.
— Наверняка в поездках были забавные случаи…
— Я помню, как мы ехали, внимательно следили за маршрутом по картам. И видимо, так усердно, что вымотались, днём уснули и проехали Кемеровскую область. Представляете, проспали целый регион величиной с небольшую страну!
Край света. Тихий океан. Фото: Кирилл Уютнов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
— А самое яркое впечатление?
— Ярче всего — момент приезда. Мало того что семь дней в дороге, и вот наконец таки конечная станция. Но при этом выходишь, а перед тобой — Тихий океан.
— Прямо вот так сразу?
— Дело в том, что в Советской Гавани и во Владивостоке вокзалы расположены рядом с океанским побережьем. Станции находятся на высоком берегу, впечатления потрясающие. Особенно это поражает человека континентального.
Другое сильное впечатление — переезд через реки. Волга, Иртыш, Обь, Енисей. Через Ангару поезд проезжает по гребню Братской ГЭС. Потом железная дорога пересекает Лену, правда в самой узкой части этой реки. Гигантский мост через Амур в Хабаровске — к моменту открытия в 1913 году это было техническое чудо. В каком-то смысле один из символов России, потому что последний объект, возведённый при строительстве Транссиба. В неясную погоду в начале этого моста не виден его конец. На БАМе такой же мост есть в Комсомольске-на-Амуре.
Вокзал в Иркутске. Фото: Михаил Артёмов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
— Правда ли, что Транссиб так популярен у иностранцев?
— Да! Сколько я общался с иностранцами, для них это просто мечта. Настоящие грёзы о России — проехаться на поезде неделю. Для европейцев даже два-три дня в дороге уже что-то безумное. А скажем, через всю Америку нет сквозных поездов, только с пересадками. Один поезд идёт максимум три дня. Поэтому неудивительно, что в нашем вагоне СВ, кроме нас, все пассажиры были гостями из-за рубежа. Они едут в основном до Байкала. Выходят в Иркутске, а дальше часть из них садится в поезд до Владивостока. Кстати, такой спрос нужно учитывать и покупать билеты в вагон СВ заранее.
— Кстати, о прагматике. Сколько стоит такое путешествие?
— На Дальний Восток билеты дорогие. Не знаю, как сейчас, а в 2019 году, когда ездили мы, при покупке в день старта продаж одно место в купе СВ стоило 40 тысяч рублей. Потом цена росла и могла доходить до 60 тысяч. Это стоимость в одну сторону. Обратно мы уже летели на самолёте, тут свои цены. В целом, я считаю, это примерно такие же расходы, как если бы мы ехали в традиционный отпуск, скажем, на юг.
— Как обстоят дела с питанием? Курица в газете и вареные яйца?
— С едой сейчас очень просто. У проводника заказывали комплексные завтраки, обеды и ужины. Они сытные и недорогие, в день на человека около тысячи рублей. Вагон-ресторан — это дороже. Можно, конечно, сходить и отпраздновать что-нибудь. Например, пересечение границы Европы и Азии. Ну и традиционный чай в фирменных подстаканниках — это уж обязательно!
Мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Фото: Сергей Шандин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
— В дорогих круизных поездах есть душевые в купе…
— В штабном вагоне есть большая душевая кабина. Выглядит довольно опрятно. Стоит, насколько я помню, 150 рублей.
— Ситуации бывают разные. А если где-нибудь в малодоступном месте в Сибири пассажиру потребуется срочная медицинская помощь?
— У нас была одна драматичная история. Кому-то стало плохо, когда мы были где-то в Забайкальском крае. На станции поезд остановили, и через некоторое время за пациентом прилетел вертолёт. Мне показалось, это всё хорошо продумано и организовано.
Поезд из прошлого. Фото: Евгения Кирильченко, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
— Что ещё нужно знать, чтобы путешествие удалось?
— Почему ещё я настаиваю на традиционных бумажных картах: если понадеяться на смартфон и не скачать заранее, то есть риск остаться без них. Надо быть готовым к тому, что половину пути доступа к интернету не будет. И мобильная связь есть не везде, в Сибири — только на крупных остановках. В остальном, чтобы получить удовольствие от поездки, берите с собой хорошее настроение и не стесняйтесь быть любознательными.
Айвар Валеев