Оказаться рядом с двухтысячелетней принцессой, срезать вехи истории c помощью лидарной съемки, увидеть наследие призрачного войска скифов — в экспедициях РГО в Республике Тыва, пожалуй, можно все. Ко Дню археолога рассказываем, как эта профессия помогает нации самоидентифицироваться, а также о том, какое наследие оставили нам исследователи во время раскопок в ходе проектов Кызыл-Курагино и Туннуг-1.
Изначально ценности под землей искали исключительно кладоискатели — они раскапывали древние гробницы ради наживы. Работали грабители варварски: сначала долбили глубокие штольни, а под землей рыли горизонтальные ходы. Землю, вперемешку с костями, вытаскивали на поверхность. Профессиональные археологи работают по-другому. Они кропотливо снимают почву слой за слоем по всей площади кургана. В результате получаются котлованы разной глубины, на дне которых, как на ладони, видны полуприкрытые землей останки хозяев разных временных эпох. «Отцом» археологии считают вавилонского царя Набонида, правившего в середине VI века до н. э. Он раскапывал и исследовал гробницы и здания, возведенные предками в Сиппаре и Харране (территории современных Ирака и Турции соответственно), чтобы понять прошлое.
— Археология как наука зародилась в XIX веке, — рассказывает директор Центра современной истории Иван Анохин, — но сейчас происходит ее переосмысление. Мы понимаем, что изучение событий и культур прошлого помогает сделать нам обоснованные выводы, которые становятся нарративами исторических цепочек. Это помогает нации самоидентифицироваться, проанализировать информацию, которую заложили нам предыдущие поколения. Изучение материальных предметов дает возможность понять, чем жили эти люди, о чем думали, как трансформировалось общество, как мы пришли к той структуре общества и мира, которое есть сейчас.
В 2024 году археологи по-прежнему ищут и исследуют древние захоронения для того, чтобы восстановить ход истории. Самая масштабная историко-археологическая экспедиция РГО проходила в Республике Тыва с 2011 года. Ученые до сих пор исследуют так называемую Долину Царей. Это несколько цепочек курганов на реке Уюк, в Пий-Хемском районе.
— Сейчас в работе мы используем в работе технологичные методы. Сначала смотрим локации дистанционно — проверяем спутниковые снимки, проводим дополнительные неинвазивные работы, — рассказал руководитель историко-археологической экспедиции по исследованию кургана Туннуг-1, научный сотрудник ИИМК РАН Тимур Садыков. — После этого мы фиксируем найденный объект и добавляем его на карту. Многие археологи даже не копают. Иногда памятники можно идентифицировать и датировать просто по местоположению — в такой-то исторический момент люди селились на берегах рек, в другой — около вершин год. Кроме спутниковых снимков, используются георадарные, геомагнитные или даже лидарные исследования — можно увидеть то, что скрыто, допустим, под гущей леса. Очень эффектно выглядит, когда ты будто срезаешь исторические эпохи ножом, заглядывая вглубь. На самом деле, если есть возможность, и на изучаемых территориях не планируется строительство, то копать не нужно. Если на локации потенциально находятся объекты культурного наследия, то работы необходимы.
Руководитель комплексной археолого-географической экспедиции по исследованию кургана Туннуг-1 в Республике Тува Тимур Садыков
Международные исследования РГО в Тыве начались перед началом строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино. Это было нужно, чтобы не повредить памятникам истории, которые находятся под землей. За пять лет в экспедиции приняли участие более 500 российских и зарубежных ученых-археологов и более 2,5 тыс. добровольцев из 50 стран. Было обследовано около 30 курганов. Внутри специалисты обнаружили останки людей и лошадей, золотые украшения и оружие разных исторических эпох: скифские захоронения, два поминальных сооружения гунно-сарматского времени, восемь курганов эпохи Средневековья.
В 2018 году РГО продолжило работы в Тыве и начало изучать курган Туннуг-1, его относят к курганам знати скифского времени. Датируется IX веком до нашей эры. Археологи планомерно раскапывают курган от краев к центру. За семь сезонов в Туннуге-1 нашли остатки большого жертвоприношения, совершенного на поверхности кургана, много человеческих и лошадиных костей, разного вида удил и других фрагментов конской узды. Это рассказало о том, как совершался древний кровавый обряд, который описывал Геродот. Древнегреческий историк писал, что после гибели вождя отбирали 50 юношей, самых преданных его слуг, и 50 лучших лошадей. Затем их удавливали, вынимали внутренности, набивали тела отрубями и зашивали. В лошадей вбивали колья, проходящие через все туловище до шеи, и устанавливали их на деревянные конструкции на колесах, делая таким образом модель коня. Потом надевали на лошадей уздечки и удила, натягивали и прикрепляли к колышкам. В труп каждого юноши также загоняли кол, доходящий до шеи, «сажали» на коня и расставляли мертвых всадников по поверхности кургана. Следы этого призрачного войска и ищут по сей день археологи.
На страже Туннуга-1 - призрачное войско. Фото: Анна Клочко
В 2021 году ученые обнаружили на Туннуге-1 могилу молодой женщины 25-30 лет. Захоронение датировано примерно I–IV веками нашей эры. Археологи обнаружили 82 предмета, 65 из которых — из золота. При этом основная часть погребального инвентаря сохранилась очень плохо — в этом году ученые обследуют место центрального погребения, самое ценное находится там.
— Сейчас мы исследуем самый интересный участок кургана Туннуг-1 — центр, — рассказывает Тимур Садыков. — На раскопе работает более 50 человек, 20 из них в самом центре, остальные подальше. Мы окружили центральный участок, вокруг которого нашли десятки костей коней, множество элементов конского снаряжения, в том числе — бронзовые, в ранне-скифском зверином стиле. Наконец-то выделено сопроводительное погребение — место, где находилась «свита вождя».
В 2024 году ученые сделали более 5 000 органических находок — это кости людей и коней. Археологическая коллекция составила 380 предметов, из них 75 — керамика, 20 — железо, 100 — изделия из кости, 80 — из бронзы. Помимо важных с точки зрения эволюции конских псалий и узды, были найдены женские украшения.
— Мы нашли фигуру из бронзы, тоже в скифском зверином стиле, — отметил Тимур Садыков. — Она сделана в форме свернувшегося хищника — самый узнаваемый образ раннего этапа скифо-сибирского звериного стиля. Этот мотив использовался при оформлении конской упряжи коней. Самое интересное — чуть позже. Сейчас мы «оконтурим» центральное погребение и, наконец, раскопаем его.
Семь лет исследований открыли ученым много культурном коде наших предках: о жизни племен кокэльской культуры, величественных ритуалов скифов, о быте и традициях Средневековья. Можно сказать, что главные открытия впереди, но археологи любят говорить — золото любит тишину.
Мария Булдакова