Программа восстановления легендарного "Борта Тюрикова", эвакуированного в 2016–2017 годах из таймырской тундры, будет скорректирована. Об этом стало известно по итогам оценки хода восстановительных работ в Новосибирске делегацией, в состав которой вошли председатель Красноярского краевого отделения Русского географического общества Игорь Спириденко, руководитель комиссии отделения по сохранению исторической памяти Александр Матвеев и известный историк авиации Вячеслав Филиппов.
Реставрацию самолёта С-47 DL "Дуглас" (СССР Л-1204) с декабря прошлого года ведут специалисты новосибирской компании "Геликоптер" в специальном ангаре на территории аэродрома Мочище. Восстановительные работы выполняются строго по графику, но объективные причины вынуждают изменить планы.
Ангар в Новосибирске. Фото Красноярского краевого отделения РГО
— По результатам работы нашей комиссии программа реставрации "Дугласа" была скорректирована с учётом выявленных при детальном обследовании неисправностей систем, агрегатов и моторов, а также удорожания деталей и возникших трудностей по доставке оригинальных материалов из-за рубежа. В результате принято решение основные работы сосредоточить сейчас на восстановлении носовой части фюзеляжа, пилотской и грузовой кабины. Согласованы схемы окраски самолёта и интерьера в соответствии с историческим периодом на момент поступления самолёта в СССР. Передана техническая документация, которая поможет новосибирским реставраторам в их работе. В целом же работы идут в соответствии с графиком. Хочется сказать большое спасибо за активное участие в проекте губернатору Красноярского края, председателю Попечительского совета Красноярского краевого отделения РГО Александру Викторовичу Уссу, а также компании "Роснефть" и лично Игорю Ивановичу Сечину за финансовую поддержку в реставрации самолёта, — отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.
В настоящее время проводятся работы по реставрации центроплана, стоек шасси, двигателей и навесных агрегатов. Красноярская делегация отметила высокое качество восстановления деталей фюзеляжа и интерьера кабин, практически изготовленных заново, поскольку оригинальные части были утрачены или сильно повреждены при аварии.
Изучение двигателей самолёта показало, что один из них пригоден к использованию лишь в качестве неразборного макета из-за сильных внутренних повреждений болотной водой. Все не поддающиеся восстановлению детали самолёта и моторов бережно сохранены, их планируется включить в музейную композицию.
— Отдельно отмечаем прекрасное состояние самого аэродрома Мочище, ангаров и технической базы компании "Геликоптер" как достойное продолжение традиций советского воздушного флота. Мы убедились, что реставрация выполняется настоящими профессионалами своего дела с максимальным сохранением исторического облика самолёта, — отметил участник красноярской делегации Вячеслав Филиппов.
Обсуждение хода реставрации. Фото Красноярского краевого отделения РГО
Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" — масштабная международная экспедиция по эвакуации из таймырской тундры уникального самолёта "Дуглас С-47", который во время Великой Отечественной войны перегнали по трассе Алсиб в СССР из США в рамках программы ленд-лиза. В 1947 году "Дуглас" совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее посёлка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Сам Тюриков и часть экипажа отправились за подмогой и трагически погибли. Оставшиеся у самолёта люди три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи.
Аналогов подобной операции в истории России ещё не было. Руководил эвакуационными работами председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко. В результате слаженных действий участников экспедиции в 2016 году в Красноярск был эвакуирован сам самолёт, год спустя — его крылья. В декабре 2021 года "Дуглас" С-47 DL (СССР Л-1204) перевезли из Красноярска в Новосибирск на реставрацию. Сейчас он находится в специальном ангаре на территории аэродрома Мочище. Предполагается, что полное восстановление легендарной машины займёт около двух лет, после чего "Борт Тюрикова" вернётся в Красноярск. Красноярское краевое отделение РГО в течение всего периода реставрационных работ будет помогать новосибирским коллегам.