Исследователи проанализировали материал третьего сезона комплексной экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда», уточнили многие сведения и на основании проделанной работы выдвинули ряд предложений по хозяйственному освоению региона.
Когда форс-мажор почти норма
С 11 августа по 18 сентября 2022 года учёные, военнослужащие и добровольцы на основе результатов прошлых экспедиций продолжили изучение островов Итуруп, Уруп, Чирпой и начали исследование острова Кунашир.
По словам руководителя экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда», специалиста Экспедиционного центра Минобороны РФ Анатолия Калемберга, сезон 2022 года был самым трудным по климатическим условиям за всё время экспедиций: переменчивая и непредсказуемая погода, яростные штормы, ливни, шквальный ветер.
— Мы часто были вынуждены укрываться в бухтах, а те, кто оставался в палаточных лагерях, по полной ощутили на себе всё коварство курильской погоды, — рассказывает Анатолий Калемберг. — В экспедиции за день я получаю форс-мажорных ситуаций больше, чем дома за год. Это Курилы. Здесь очень многое зависит от везения и опыта мореплавателей, судоводителей. Была очень сложная высадка и погрузка на корабль в бухте Медвежьей, на тихоокеанской стороне Итурупа. Накатная волна — вроде идём, всё хорошо, вдруг волна кидает плашкоут в сторону, и он уже сидит на камнях. А снять его очень сложно, вес большой, волна бьёт, был высокий риск получить пробоину и утопить судно. Но всё обошлось. Людей и грузы (палатки, кухонное оборудование, продукты) пришлось перевозить на маленькой резиновой лодке, на что ушло довольно много времени. На Чирпое нам очень повезло. Мало кому удавалось высадиться на него со стороны Охотского моря, но нам удалось. Учёные получили полноценный день работы на острове.
Работу исследователей осложняла и удалённость островов от мест цивилизации. Чирпой и Уруп необитаемы (на Урупе только три маяка), за помощью обращаться не к кому, нужно рассчитывать только на свои силы. Поэтому залогом успешного проведения экспедиции являются качественная экипировка, тщательно подготовленное материально-техническое обеспечение и чёткое соблюдение мер безопасности всеми экспедиционерами.
Цунами тысячи лет назад
Землетрясения на Курильских островах происходили и в древние времена, достигая порой 10 баллов и сопровождаясь цунами. К такому выводу пришли учёные. Как они это узнали? Изучая рельеф, можно увидеть следы сейсмических процессов. Они и были замечены в коренных породах и четвертичных отложениях в основном в береговой зоне.
Предположительно цунамигенные подрезы берегового уступа на тихоокеанской стороне полуострова Кастрикум. Фото: Михаил Кузнецов
Участники экспедиции определили интенсивность землетрясений, установили и нанесли на карту их эпицентры. Признаки 8–10-балльных землетрясений на Итурупе обнаружили в Куйбышевском заливе, в заливе Касатка. Следы размыва в последнем говорят о периодическом проникновении вглубь суши цунами.
Младший научный сотрудник кафедры геоморфологии и палеографии МГУ Михаил Кузнецов, сравнивая старые карты со спутниковыми снимками, определял, как меняется положение береговой линии по годам. Во время экспедиции Михаил исследовал рельеф берегов, их геологическое строение, процессы, происходящие на них, отбирал образцы на гранулометрический и минералогический анализ детального выявления современной динамики берегов. В том числе по результатам анализа проб учёный сделал заключение о возможности использования островов в хозяйственных целях.
— Если осваивать Уруп, то целесообразно вести хозяйственную деятельность именно на охотоморской его стороне, где гораздо реже бывают цунами, их высота ниже и они менее разрушительны, чем со стороны Тихого океана, — считает Михаил Кузнецов.
Согласно его выводам, большая часть берегов Урупа непригодна для хозяйственного освоения, кроме двух бухт. Одна из них, Новокурильская, безопаснее всего для освоения. В бухте есть удобное место для высадки, и её берега наиболее стабильны. Строения могут быть размещены на 30–40-метровом террасовом уровне, не подверженном штормам, ни заплеску цунами. Кстати, на восточном берегу бухты Новокурильской ещё сохранились остатки японских причальных сооружений.
Вид на залив Токотан из горячего источника. Фото: Михаил Кузнецов
Второе место — это центральная часть острова, рейд Открытый, залив Токотан, где есть небольшой участок, также, по мнению Михаила Кузнецова, пригодный для освоения. Залив состоит из двух бухт. В его южной половине находится устье реки Токотан. Если вдруг напротив этого места произойдёт цунами (а это обязательно рано или поздно случится), его заплеск вглубь территории будет очень большим: из-за довольно выположенного рельефа суши волна не встретит никакого сопротивления, и до 3 км по котловине озера Токотан будет затоплено. Подобные события там уже случались. Обычно берег — это саморегулирующаяся система, то есть он сам стремится себя защитить. Когда же берег размыт и не восстановился со временем, это говорит о том, что в этом месте происходили катастрофические явления. В северной части рейда Открытый, на восточном фланге бухты, воздействие цунами возможно только непосредственно в береговой полосе. Выше неё находятся террасы с плоским рельефом, на которых можно строить капитальные сооружения, если возвести берегозащитные укрепления.
Также исследователи выявили на Урупе предположительные последствия сильного Симуширского землетрясения 2006 года (магнитуда 8,3) в районе Средних Курил.
По рассказу Михаила Кузнецова, на тихоокеанской стороне полуострова Кастрикум был обнаружен плавник — стволы деревьев, большие сучья, принесённые откуда-то и выброшенные на берег. Обычный шторм не смог бы забросить на 100 м от берега столь массивные брёвна. Такая высота заплеска, около 7 м (максимальная высота, на которую доходит волна), под силу только цунами, которое и занесло эти стволы наверх. Обычно об ударах цунами о берег говорят так называемые склоновые подрезы, когда с берегового склона сорван дёрн, обнажены породы и отложения. В экспедиции 2021 года эти следы были обнаружены на тихоокеанской стороне полуострова Кастрикум, в 2022 году на охотоморской стороне Урупа таких следов найдено гораздо меньше, и не всегда можно однозначно предсказать их цунамигенную природу.
Чирпой — самый молодой, вулканически и сейсмически, а также с точки зрения опасных геоморфологических процессов динамичный остров, который посетили учёные. Он состоит из трёх слившихся вулканов, извержение которых происходит довольно часто. Его берега представляют собой голые, застывшие лавовые потоки, которые стекали в Охотское море или Тихий океан. Повсюду видны следы вулканических селей — лахаров.
"Поверхность" лавового потока на острове Чирпой. Фото: Михаил Кузнецов
— Курильские острова — это рай для учёных, это если не белое, то точно серое пятно на карте мира, — считает Михаил Кузнецов. — Попав туда однажды, ты оказываешься в плену у стихии. Все планы постоянно меняются, и невозможно предсказать, что из намеченных работ удастся выполнить. Когда мы высадились на Чирпой и разделились на три группы, вдруг налетел шквальный ветер, спустился густой туман. Островок небольшой, но, когда выходишь на поверхность лавового потока, при видимости всего несколько метров очень легко потеряться. Ориентиров никаких, идёшь по лавовым глыбам, рельеф очень сложный, повсюду острые камни. Мы обошли остров с нескольких сторон, с одной из них ощущался явный запах сероводорода, и по берегам виднелись фумаролы (отдушины, откуда выходит вулканический газ). Об освоении Чирпоя не может быть и речи, потому что это "бочка с порохом", всё построенное быстро будет разрушено возможным извержением, землетрясением, селями (лахарами), обвалами, осыпями, оползнями и смыто цунами.
Часть побережья залива Щукина и берег к северу от мыса Ключевого до мыса Непройдёшь на Урупе исследователи предлагают объявить геоморфологическим памятником.
Закат над Итурупом. Фото: Анастасия Беляева
— Курильские острова — драгоценное ожерелье, подаренное человечеству природой, — добавляет Михаил Кузнецов. — Оказавшись на материке, долго не можешь найти себе место, и хочется вернуться обратно. Наверное, так происходит потому, что только на краю света мы начинаем чётко осознавать, а может быть, "вспоминать", что мы часть природы, как были наши предки, только закрывшаяся от неё в городах. В итоге ты начинаешь по-новому ощущать себя и по-другому смотреть на мир.
Русское географическое общество совместно с Минобороны РФ продолжает исследования Курильских островов, начатые в 2019 году. В экспедиции 2022 года приняли участие 75 человек, прошедших конкурсный отбор РГО, в том числе добровольцы с ограниченными возможностями.
Марина Круглякова