
Парусник "Мир" (справа) под всеми парусами. Фото: Елена Машкова, участница конкурса РГО "Самая красивая страна"
Нести вахты у штурвала и прокладывать курс, подниматься на мачты и ставить паруса, дышать соленым ветром под размеренный грохот волн о борт корабля. Для тех, кто в детстве мечтал почувствовать себя героем романов Жюля Верна или отправиться в кругосветное путешествие под парусами, есть возможность осуществить некогда задуманное и выйти в море на белоснежных фрегатах, как когда-то это делали легендарные первооткрыватели.
Морская школа
История первых русских мореплавателей и их экспедиций уходит корнями в X–XI века, когда поморы и новгородские купцы на небольших кочах, полностью собранных из дерева, открывали крупнейшие архипелаги Арктики и расширяли границы русских земель. Расцвет эпохи парусов пришелся на времена Петра I, когда были заложены первые верфи и создан регулярный военный флот. С подачи российского императора началась и серия исследований на Дальнем Востоке, в частности камчатские экспедиции Витуса Беринга, в ходе которых был открыт американский берег, обследованы острова в Тихом океане и пролив между Азией и Северной Америкой.

Парусник "Надежда" покидает бухту Золотой Рог во Владивостоке. Фото: Александра Карпцова, участница конкурса РГО "Самая красивая страна"
Сегодня под российским флагом осталось всего несколько крупных парусных судов, большинство из них — учебного типа, для практики курсантов морских учебных заведений. Ежегодно на их борту тренируются несколько сотен студентов, выходя в море на рейсы. Здесь все по-настоящему: на бортах имеются учебные классы и каюты преподавателей, а день строится по четкому распорядку — вахты у штурвала, подъем на мачты, выход на реи, работы с такелажем, морская навигация и прокладывание курса. Иногда — учебные тревоги и парусный аврал (команда «все наверх!»).
Несколько раз в год к команде курсантов могут присоединиться и мотивированные путешественники: попробовать свои силы в морском деле, на время стать членами экипажа и поучаствовать в управлении парусником — конечно, под началом опытных координаторов. Русское географическое общество приглашает желающих пройти посвящение морем в одном из двух походов, которые состоятся уже в этом сентябре: на паруснике «Надежда» по Тихому океану и на корабле «Мир» по Балтийскому морю. В каждом походе в качестве хедлайнеров будут участвовать эксперты Русского географического общества.
Даты: 9–16 сентября
Маршрут: Владивосток — Корсаков (Сахалин)

Парусник "Надежда". Фото предоставлено морским клубом "Под парусами"
10 лет подготовки и 10 часов триумфа. Именно столько времени понадобилось команде Витуса Беринга в ходе Великой Северной экспедиции, чтобы достичь главной цели — берегов Северной Америки. Грандиозный замысел по исследованию Дальнего Востока, потребовавший целого десятилетия на подготовку, увенчался успехом: русские моряки ступили на землю Аляски всего на 10 часов. Сегодня повторить путь легендарных первооткрывателей можно гораздо быстрее, но ощутить тот же азарт, ту же жажду открытий по-прежнему возможно.
Каждый год с открытием сезона фрегат «Надежда» выходит в море и частично повторяет маршруты легендарных мореплавателей. Серия походов получила название «Берингия» — в честь командора, исследовавшего Северный Тихий океан. Главные точки маршрута — Владивосток, Корсаков, Петропавловск-Камчатский и остров Беринга, крупнейший в Командорском архипелаге. А по пути участники увидят живописные берега Сахалина, шапки курильских вулканов, китов и птичьи базары на необитаемых скалистых островах.

Учения курсантов на "Надежде". Фото: Андрей Михайлов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Маршрут экспедиции "Берингия-2025"
Даты: 16–22 сентября
Маршрут: Балтийск — Санкт-Петербург

Вид на парусник "Мир" с высоты мачты. Фото предоставлено морским клубом "Под парусами"
Поход на паруснике «Мир» соединит Калининградский полуостров с Северной столицей. Фрегат торжественно выходит из Балтийска и через неделю прибывает в Санкт-Петербург. Участников программы в этом походе будет сопровождать директор Департамента экспедиций и туризма РГО, кандидат исторических наук, член Союза ученых Санкт-Петербурга, член Российского исторического общества Наталия Белякова. Вечернее время будет посвящено погружениям в историю великих географических открытий и знаковых экспедиций как на море, так и на суше.
Один из вечеров плавания непременно станет особенным — гостей будет ждать традиционное чаепитие с капитаном. На камбузе в этот день царит особое оживление: кок достает из печи румяный праздничный пирог, дамы надевают изящные наряды, мужчины следуют морскому дресс-коду. В кают-компании, где царит теплая атмосфера, капитан делится с гостями захватывающими историями из своих плаваний. Ароматный чай, дружеские беседы и мерное покачивание парусника создают неповторимую атмосферу морского братства.

Маршрут похода по Балтийскому морю
Наука под парусами
«Мир» и «Надежда» — трехмачтовые парусники типа фрегат, собранные в Польше в 1980-х по прототипам парусных судов начала XX века. В морской терминологии их называют sistership («корабли-сестры» — англ.) — суда одного проекта. Белоснежные корабли внешне похожи: их длина — почти 110 м (больше футбольного поля, что позволяет в открытом море пройти сразу несколько волн), а высота главной грот-мачты — чуть меньше 50 м. Сегодня эти фрегаты считаются самыми быстрыми парусниками в мире — они способны развивать скорость до 40 км/ч. На счету у «Мира» и «Надежды» победы в престижных парусных регатах, участие в кругосветных переходах и научных экспедициях.

Схема парусного вооружения фрегата. Схема предоставлена морским клубом "Под парусами"
Жизнь на паруснике подчинена четкому расписанию. Подъем в 7 утра, зарядка на палубе, поднятие флага. После завтрака пройдут интерактивные лекции с погружением в морской быт: будет рассмотрено устройство корабля, теории хождения под парусами, основы навигации. После обеда — учебные подъемы на мачты, выходы на реи и основы парусного вооружения корабля. Опытные члены экипажа расскажут, как вязать морские узлы и укатывать паруса, чем отличается стоячий такелаж от бегучего. Следующий этап — знакомство с основными зонами корабля: экскурсии на ходовую рубку, где можно увидеть работу радара, в машинное отделение, парусную мастерскую, где шьются и ремонтируются паруса, лазарет и камбуз.
Программа морской практики строится по принципу «от простого к сложному». Сначала в интенсивном режиме преподается теория и проводится строгий инструктаж по технике безопасности. К практическим занятиям участники получают доступ, лишь успешно сдав «морской экзамен». Освоение высоты начинается постепенно. Первым делом отрабатываются навыки страховки и работа с такелажем, затем проводятся тренировочные подъемы на бушприт — горизонтальную «мачту» в передней части судна. Бушприт выходит далеко за пределы корпуса корабля. Отсюда открывается необычный вид на нос парусника, рассекающего волны, а по курсу появляются дельфины, косатки и даже киты.
Непростое испытание для участников — подъем на основные мачты корабля (центральная — высотой с 16-этажный дом, почти 50 м). Восхождение осуществляется поэтапно, с остановками на специальных площадках (марсах), где традиционно ведутся работы с парусами. Каждая ступень — новый уровень мастерства и проверка на прочность.
Главное на судне — командная работа. Для управления парусником подобного типа, где практически все делается вручную, нужен экипаж как минимум из 30 человек (постоянный экипаж «Мира» и «Надежды» — около 50 человек, а всего на паруснике с комфортом могут разместиться до 200 человек). Курсанты и путешественники живут бок о бок: вместе работают на корабле, несут вахты, обедают, спят в 12-местных кубриках. Однако именно такие простые условия помогают сфокусироваться на главном — бесценном опыте морских походов и обретении своей «морской семьи».
Сегодня совершить путешествие на настоящем фрегате — редкая возможность. Учебные парусники «Мир» и «Надежда» практически недоступны для обычных туристов — они открыты лишь для тех, кто готов стать частью команды. Участникам предстоит жить по морскому распорядку: нести вахты, работать с парусами и даже участвовать в управлении судном. Конечно, для тех, кто впервые окажется в море, делают исключения: подъем на мачты и установка парусов остается делом добровольным, однако на корабле каждый найдет себе занятие по силам. Это не расслабленный круиз, а настоящее морское приключение, где все по-настоящему: от соленых брызг в лицо до учений посреди ночи.

Подъем на бушприт. Фото предоставлено морским клубом "Под парусами"
Для продвинутых путешественников, желающих отправиться в экспедиции под парусами во всеоружии, есть возможность пройти обучение в морских учебно-тренажерных центрах Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда. Документы, полученные по итогу, дают целый ряд преимуществ, например, скидки на путешествие или официальное оформление на борт в судовую роль экипажа.
Путешествие под парусами с Русским географическим обществом — это не просто морской поход, а погружение в живую историю великих открытий. Ступив на борт легендарных фрегатов «Мир» и «Надежда», вы станете частью команды, ощутите ветер перемен в парусах и повторите маршруты отважных мореплавателей прошлого.
Узнать подробности программы и подать заявку на участие в экспедициях можно на странице «Путешествий с РГО». До встречи на палубе!
Реклама. ООО «Под парусами», ИНН 7730333372. ERID 2Vtzqx8Pu27