Рассказать о красотах и достопримечательностях России так, чтобы путешественники ушли в восторге и запомнили информацию на всю жизнь? Для лучших гидов России выполнить эту задачу не составит труда. Но кто они — пять лучших знатоков истории родного края? РГО пообщалось с победителями конкурса, которых мы объявили совсем недавно.
Конкурс «Лучший гид России» объединяет тех, кто любит свою малую родину, обожает изучать новые места и стремится делиться полученной информацией. А как вы узнали о конкурсе?
Константин Аверин (лучший городской гид): Я веду свой блог. И одна из подписчиц спросила меня, буду ли я участвовать в конкурсе.
Павел Бойко (лучший гастрогид): О конкурсе узнал еще в 2018 году, когда мой приятель и коллега принимал в нем участие. Позже судьба меня снова свела с другим победителем конкурса — Игорем Поботкиным, гидом по Алтаю. В 2021 году я уже принимал участие в «Лучшем гиде России» в номинации «Экотуризм». Тогда не оказался в числе призеров. Спустя два года все мои друзья и знакомые, увидев новости по ТВ о старте конкурса в 2023 году, присылали сообщения с предложением поучаствовать. Я не мог их подвести и стал тщательно продумывать все: сюжет, места съемок, сценарий. К тому же учел свои ошибки прошлого участия в конкурсе.
Конкурс дает возможность проявить себя в нескольких номинациях, выбрать то, что близко по духу и интересу. Что ближе вам?
Андрей Солнцев (лучший гид до 18 лет): Мне легко даются пешеходные обзорки, так как увлекаюсь архитектурой. Мелкий барельеф на здании, который туристы или местные жители никогда не заметят, порой может таить в себе огромный исторический контекст. Небезразлична и военно-патриотическая тема. Считаю своим долгом таким образом чтить память своих прадедов.
Ярослав Жирков (лучший гид в сфере экотуризма): Больше всего мне нравится рассказывать о малоизвестных достопримечательностях. Существует множество интересных мест, о которых мало пишут в путеводителях, не во все эти места водят экскурсии. Я взялся это исправлять своими методами — снимаю тревел-ролики.
Константин Аверин: У меня техническое образование, это дает некоторую профессиональную деформацию. Мне нравится раскрывать технические особенности зданий, строений и механизмов: как строили, пилили, поднимали тяжелые бревна. Иногда это меня так увлекает, что тяжело остановиться.
Андрей Солнцев (г. Тамбов) занял первое место в номинации «Лучший гид. До 18 лет». Фото: Из личного архива
Заданием конкурса было снять двухминутный видеотур по одному из мест России. Сложно было готовиться и уместить все свои знания и таланты в такой ограниченный промежуток времени?
Александра Шарафеева: Подготовилась довольно быстро, потому что знала, что, если буду откладывать съемку ролика, перегорю, энтузиазм потухнет. Сам материал для конкурсной работы (а в видео я рассказывала об экспонатах глазами детей) можно было собрать всего за одну 45-минутную экскурсию, так как юные гости с богатой фантазией успевают столько всего придумать, что их цитат хватит еще на десяток роликов. Например, по мнению одного шестилетнего гостя, 10-килограммовый серебряный ковш подошел бы его папе в качестве пепельницы. Здесь надо было видеть папино лицо. Или, к примеру, в маленькую нефритовую лейку, по мнению восьмилетней посетительницы, можно было «собирать слезы бывшего мужа».
Павел Бойко: За годы работы у нас накопилось множество интересных фишек, связанных с хычинами, о которых мы рассказали в ролике. Это название неоднократно видоизменяли: хычын — чихун — хочун — хачан — чанах. Однажды мы прочитали привлекательную рекламу местного кафе в Приэльбрусье: «Тощих людей украсть проще, кушайте хычины». Она настолько хорошо вписалась в контекст ролика, что смело может стать лозунгом ресторанов.
Не обошлось и без импровизации. Основные сцены снимали на знаменитых Медовых водопадах в окрестностях Кисловодска. Это крутое место: горы, скалы, речка, национальный колорит. Люблю его! Чувствую себя там как дома! А дома, как известно, и стены помогают. Главный житель комплекса — козел карачаевской породы. В его рацион входят в основном овощи, но однажды мы увидели, как туристы кормят его хычином. Памятуя это, мы решили показать козла в кадре и покормить пирогом.
Андрей Солнцев: Изначально на руках мы имели около 20 минут «грязного» отснятого материала, из которых надо было смонтировать две «чистых» минуты, 120 секунд отборного контента. Было тяжело. Мне нравились некоторые моменты, которые нужно было удалить в силу регламента. Простое действие мышкой в душе становилось ножом, которым режут по живому. Это ведь мое, родное, с которым не хотелось прощаться. Однако мы все-таки оставили самое главное.
Константин Аверин (г. Правдинск) занял первое место в номинации «Лучший гид. Город». Фото: Из личного архива
И все-таки тревел-блогерство — это отдельное направление в мире гидов. Для выполнения заявки вам пришлось с этим миром познакомиться. Как впечатления?
Андрей Солнцев: Видеоэкскурсия — формат уникальный, так как он имеет большие охваты аудитории. С помощью него можно познакомить, увлечь, а если это неплохая работа, то даже погрузить в атмосферу. Мне думается, что за этим будущее, однако живое общение невозможно заменить ни одним видео или аудио. Экскурсия — это спектакль, а театральная постановка в записи всегда проигрывает реальному действу. Поэтому они могут выступать лишь в качестве исторической справки, но пощупать, послушать, ощутить можно только очно — однозначно!
Ярослав Жирков: Я — блогер-путешественник и занимаюсь созданием видеоконтента уже не первый год. Сам себе режиссер, оператор, монтажер и практик прочих специальностей экранного творчества. Около пяти лет я работал на региональном телевидении режиссером монтажа, где и набрался опыта.
Прелесть видеоэкскурсий — это, конечно же, их доступность. Отправиться куда угодно, да еще и бесплатно — не об этом ли все мечтают? Конечно, видеоэкскурсия — это продукт восприятия автора. Его впечатления могут радикально отличаться от того, что испытал бы человек, посетив места самостоятельно. Поэтому видеоэкскурсия должна быть скорее триггером к путешествию, чем его заменой.
Павел Бойко (г. Кисловодск) занял первое место в номинации «Лучший гид. Гастрономия». Фото: Из личного архива
Видеоформат стал особенно популярен среди молодежи. Сейчас мир туризма меняется и требует нововведений, каких-то фишек. То же молодое поколение может даже не заинтересоваться обычной экскурсией. Так как увлечь современных путешественников в офлайн?
Павел Бойко: Двигатель жизни — это молодежь. И современный мир стремительно меняется. Как заинтересовать путешественников? Предложить им маршруты, связанные с именами популярных киногероев, или уникальные природные объекты. К тому же современная молодежь ведет здоровый образ жизни, поэтому особый интерес представляют маршруты с возможностью проверить себя. И главной фишкой лично моих маршрутов являются не просто классические экскурсии, а внедрение активностей, мастер-классов, квестов.
Константин Аверин: Молодежь редко ходит на традиционные экскурсии. Они предпочитают путешествовать самостоятельно. Поэтому в прошлом году я сделал аудиогиды для автопутешественников по Калининградской области. Ребята 25–30 лет любят взять машину напрокат и колесить по области, делая атмосферные фото. А мы с командой подготовили для них веселый аудиотур, в котором герои Док и Мартин путешествуют во времени и встречаются с различными историческими персонажами. Это не классический аудиогид, который могли бы использовать в музее или где-то еще, а радиоспектакль, в котором вам с шутками, юмором и в исполнении профессиональных актеров дают информацию о месте, в котором вы находитесь. А еще в аудиотуре есть отдельная развлекательная линия — «Двухметровое радио». Цель его – познакомить наших гостей с музыкой местных калининградских музыкантов.
Александра Шарафеева: Своя специфика есть и в работе с совсем маленькими путешественниками. При работе с детьми я руководствуюсь принципом «лучше меньше, да лучше». Не нужно перегружать их лишними датами, фамилиями, специальными терминами, которые они все равно не запомнят. Лучше избегать длинных словесных объяснений и мыслить яркими образами, понятными детям, искать для них аналогии, проводить понятные параллели. Можно обращаться к известным им фильмам, играм, даже делать отсылки на мемы. Например, однажды ко мне на экскурсию пришел маленький мальчик, который впервые оказался в музее и вообще не знал, что такое «экскурсия». Я сказала ему, что сегодня буду его личной пояснительной бригадой. Он моментально был заинтригован!
Ни в коем случае нельзя оставлять детей немыми зрителями и слушателями — нужно интересоваться их мнением, взывать к их эмоциям, впечатлениям, приглашать их к диалогу, пробуждать их фантазию, добавлять элементы разрядки: игры, вопрос — ответ и т. д. Еще один хороший прием — это поощрение за активное участие.
Александра Шарафеева (г. Санкт-Петербург) заняла первое место в номинации «Лучший гид. Музей». Фото: Из личного архива
Но лучший гид — это не только современные приемы и работа с молодежью, это намного шире. Что, по вашему мнению, отличает гида-профессионала от всех остальных?
Александра Шарафеева: В первую очередь это умение находить индивидуальный подход к гостям экскурсии. Хороший гид — это чуткий и внимательный человек, который чувствует настроение своих туристов, следит за сменой этого настроения и улавливает, о чем стоит рассказывать, а о чем нет, с кем стоит неформально общаться и шутить, а с кем лучше говорить серьезнее.
Ярослав Жирков: Если говорить про видеоформат, то здесь важно понятно и достоверно донести информацию до зрителя, чтобы у него возникло минимум затруднений, если он решит посетить те места, о которых рассказывается. Поэтому я всегда указываю GPS-координаты локаций и сообщаю обо всех нюансах и подводных камнях посещения достопримечательностей. Я создал целую интерактивную карту, на которой отмечены все места, которые я посещаю. Ну и самое важное для меня — это, конечно, вдохновить зрителя на путешествие.
Павел Бойко: «Не бойся в жизни пробовать что-то новое!» — не раз следовал этому жизненному кредо. В профессии гида всему учишься, приобретая опыт, пропуская через себя. Хороший гид — это не только хороший рассказчик, но еще и помощник во всем. Гид подскажет, где вкусно поесть, где приобрести интересные сувениры, куда стоит поехать, чтобы получить желаемые эмоции и впечатления.
Что подтолкнуло вас самих стать гидами?
Константин Аверин: Экскурсиями я начал заниматься в 2020 году во время пандемии. От скуки стал изучать историю Калининграда — города, куда я переехал двумя годами ранее. Общения в новом городе было мало. Друзей не было, а тут еще и пандемия. Через несколько месяцев моя жена предложила мне пойти на курсы Балтийского федерального университета. Я отучился на экскурсовода и приобрел новую профессию. Стал вести блог, и он очень быстро развивался. Сейчас, спустя три года, хобби превратилось в дело жизни. За время проведения конкурса «Лучший гид России» я успел превратиться из гида в туроператора. Теперь вместе со мной работает целая команда.
Андрей Солнцев: Наверное, родители привили такую любовь к родному краю. Читали нужные книги, водили на правильные спектакли, занимались моим всесторонним развитием. Это дало мне стартовую базу, а дальше уже с большой любовью к краеведению сам стал изучать, ходить в архивы, копаться в исторических деталях, гулять, изучая каждый уголок Тамбова. Это и есть патриотизм, когда ты душой и телом ощущаешь: «Здесь хорошо!»
Ярослав Жирков (г. Москва) занял первое место в номинации «Лучший гид. Экотуризм». Фото: Из личного архива
Как думаете, что поменяется в вашей жизни после победы в конкурсе? Какие ожидания и планы?
Ярослав Жирков: Победа в конкурсе для меня — еще один знак, что я двигаюсь в верном направлении. И я продолжу этот путь. Хочу расширить аудиторию своих видео, перейдя на английский язык. Сейчас стараюсь его подтянуть. Раньше я открывал малоизвестные места Волгоградской области всей стране, теперь же хочу открыть всему миру, какие прекрасные места есть в России.
Павел Бойко: Победа в конкурсе всероссийского масштаба — большое достижение и грандиозное событие. Могу это сравнить с восхождением на вершину горы: «Весь мир на ладони, ты счастлив!» Победа открывает мне новые горизонты и возможности, дает силы идти вперед и не останавливаться. После объявления результатов появились предложения о сотрудничестве и интеграции, приглашения на радиоэфиры и участие в конференциях в качестве спикера. А дальше — больше. Благодарю РГО за возможность рассказать о себе, о городе, регионе. Это очень крутой опыт и новая точка роста.
Ксения Капитонова