С моря — в небо: экспедиция РГО ищет места для организации гидроаэродромов

Авачинская губа. Фото: Александр Максин

Авачинская губа. Фото: Александр Максин

С моря — в небо: экспедиция РГО ищет места для организации гидроаэродромов С моря — в небо: экспедиция РГО ищет места для организации гидроаэродромов

Важность гидроаэродромов трудно переоценить — и не только для развития морской авиации. Путь в небо будущего конструктора ракетно-космических систем Сергея Королёва начался с гидроаэродрома. Не потеряли они своей значимости и в наши дни. Русское географическое общество, Государственный океанографический институт имени Н. Н. Зубова (ФГБУ "ГОИН") совместно с Гидрографической службой Тихоокеанского флота при активном содействии ГЛАВКОМА ВМФ России адмирала Николая Евменова в 2022 году организовали экспедицию по поиску мест для размещения гидроаэродромов.

Учёные провели океанографические исследования бухты Иванцова острова Русский и бухты Завойко в Авачинской губе с прилегающими к ним акваториями для оценки возможности их использования в качестве гидроаэродромов. Обработав полученные материалы, учёные сообщили о результатах своих работ.

Безопасность превыше всего

Гидроаэродром — это участок моря, реки или озера, предназначенный для взлёта и посадки гидросамолётов (самолётов, которые взлетают и приземляются на воду), и прилегающая прибрежная территория, включающая жилые и технические сооружения, необходимые для обеспечения ремонта и эксплуатации техники.

В 20-е годы ХХ века в Одессе появился отряд гидросамолётов Гидро-3 Главного управления Военно-воздушного флота. Гидроаэродром располагался в Хлебной гавани. Сергей Королёв, конструктор космических кораблей, а тогда ещё подросток, познакомившись с механиком гидроотряда, всё своё свободное время проводил на гидроаэродроме. Изучив двигатель, помогал готовить гидросамолёты к полётам. Впервые в воздух Сергей Павлович поднялся на гидросамолёте.

Для организации морского гидроаэродрома и акватория, и прилегающая прибрежная территория должны соответствовать определённым параметрам. Обычно выбирают участки, защищённые от ветровых волн и зыби, с береговой полосой, не подверженной затоплению при приливах и размыву, где нет препятствий для взлёта и посадки. Вблизи гидроаэродрома не должно быть: птичьих базаров и прочих мест постоянного гнездовья водоплавающих птиц; деревьев и пней; тростника, камышей и другой жёсткой растительности у берегов; интенсивного движения судов; камней, рифов и отмелей с пляжами.

Прежде чем построить в том или ином месте гидроаэродром, также изучают гидрологический режим акватории, климатические условия и метеорологические характеристики, в том числе и опасные гидрометеорологические процессы и явления, изменения гидрологических и климатических условий под влиянием техногенных факторов. Важно знать максимальную высоту волны, частоту и интенсивность штормов, направления и скорости течений и ветров, как обитают птицы и животные на изучаемой территории и будут ли препятствовать работе гидроаэродрома и безопасности полётов, в частности во время весенней и осенней миграции. Конечно, необходимо определить, как распределяются глубины в бухте, и многие другие параметры.

Остров Русский. Фото: Юлия Гопиус

Остров Русский. Фото: Юлия Гопиус

Летающие лодки "Воеводы"

На первом этапе экспедиции, состоявшемся в апреле прошлого года, специалисты изучали природные условия бухты Иванцова острова Русский и прилегающей к ней акватории. Остров Русский (площадь примерно 97,6 км2) находится в заливе Петра Великого, примерно в 2 км от Владивостока и соединён с ним вантовым мостом. Рельеф острова гористый, самая высокая вершина — Главная — имеет высоту 279,8 м. По статистике, землетрясения силой 7 баллов и выше происходят на Русском в среднем раз в 13 лет.

По словам историка Олега Стратиевского, в советское время на острове Русский функционировали несколько гидроаэродромов. В частности, на полуострове Бабкина находился аэродром "Русский остров" для базирования гидросамолётов, или "летающих лодок". В бухте Круглой на западном побережье острова располагался гидроаэродром "Воевода", являвшийся местом базирования 7-го отдельного корректировочного авиаотряда Тихоокеанского флота. В 1938 году авиаотряд был развёрнут до 57-й отдельной разведывательной эскадрильи ВВС Тихоокеанского флота, на вооружении которой находились самолёты МБР-2, созданные Георгием Бериевым.

Тогда же при штабе Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота появилась голубятня. Почтовых голубей привозили со всех концов Советского Союза. Птиц собирались использовать при разведке гидросамолётами. Предполагалось, что голубь долетит до берега быстрее, чем приземлится гидросамолёт, но, когда лётчик выпускал птицу, из-за порыва ветра у неё ломались крылья. После нескольких попыток от этой идеи отказались.

Сейчас гидроаэродромы "Воевода" и "Русский остров" уже закрыты, о былом предназначении этих мест напоминают лишь остатки ангаров и других технических сооружений.

Бухты на Русском, а их 32, обычно назывались в честь военных кораблей, их экипажей или офицеров, участвовавших в гидрографических работах (во второй половине XIX века было снаряжено несколько военных экспедиций для изучения дальневосточного побережья). Например, бухту Бабкина, где в советское время работал гидроаэродром, назвали в 1862 году в честь Василия Бабкина, руководителя одной из экспедиций. Имя участника другой экспедиции, работавшей у берегов острова с 1881 по 1884 год, Николая Иванцова носит одноимённая бухта — одно из красивейших мест острова. О Николае Александровиче известно немного. Родился в 1857 году, проводил геодезические работы и топографическую съёмку на побережье Амурского залива, архипелага Императрицы Евгении, островов Римского-Корсакова.

— Раньше в бухте Иванцова стояла военная часть, от неё осталась старая пристань, к ней мы и пришвартовались на катере, — вспоминает заместитель директора ФГБУ "ГОИН", ведущий научный сотрудник отдела специальных прикладных экологических исследований ФГБУ "ГОИН" Сергей Проценко. — Я знаю, что часть, где служил мой дед во время русско-японской войны, располагалась на острове Русском. Возможно, что это и есть та самая заброшенная часть в бухте Иванцова.

Специалисты сразу отметили, что от причала вглубь бухты проложена дорога, покрытая уплотнённым гравием, а в прибрежной зоне есть возможность построить помещения для хранения и ремонта техники. Они определили: для устройства взлётно-посадочных полос классов А и Б в бухте Иванцова придётся задействовать соседние территории (ВВП в зависимости от длины подразделяются на классы от А до Н, где А — 3,2 км, самая длинная, и Н — 500 м, самая короткая).

МБР-2 (Морской Ближний Разведчик) - советская летающая лодка, разработанная в ЦКБ МС под руководством Георгия Бериева. Фото: Википедия

МБР-2 (Морской Ближний Разведчик) - советская летающая лодка, разработанная в ЦКБ МС под руководством Георгия Бериева. Фото: Википедия

Учёные выполнили промеры глубин прилегающей акватории во время отлива и определили изобату 3–3,5 м, соответствующую минимальным требованиям по глубине для гидроаэродромов класса А, и изобату 2,6 м для гидроаэродромов класса Б. Определили степень загрязнённости водоёма, сделали описание типов берегов, изучили состав наземной и водной растительности, дали оценку открытости акватории бухты Иванцова по отношению к направлению подходов зыби, изучили сезонное распределение параметров ветрового волнения и ветровую нагрузку залива с учётом розы ветров.

Исследования показали, что бухта Иванцова свободна ото льда девять месяцев в году, замерзает несколько позднее и очищается ото льда раньше, чем соседние бухты. Волны высотой более 1,2 м в основном бывают осенью и весной, так что летом для взлёта и посадки самолётов-амфибий Бе-200 волнение не будет существенной помехой, к тому же бухта защищена дамбами и островами.

По статистике, ветры сильнее 13 м/с дуют примерно восемь дней за летний сезон. Тайфуны чаще всего бывают в августе-сентябре, в один год порой происходит пять тропических циклонов, а в другой — ни одного. Совсем мощные тайфуны с силой ветра более 40 м/с накрывают Владивосток два-три раза в 100 лет.

Для заключения о возможности использования бухты Иванцова в качестве гидроаэродрома надо знать, как менялись погодные условия в течение длительного периода времени в прошлом. Эти данные учёные получили на гидрометеорологической станции во Владивостоке, расположенной в бухте Золотой Рог. Метеорологические, морские и радиационные наблюдения ведутся на ней с 1905 года.

Проанализировав полученную информацию, специалисты пришли к выводу, что ветровые, волновые и ледовые условия позволяют самолётам-амфибиям Бе-200 взлетать и приводняться от примерно 210 до 240 дней в году (эти данные приведены без учёта туманов). То есть бухта Иванцова острова Русский с учётом прилегающих акваторий пригодна для размещения гидроаэродромов. Учёные также дали рекомендации, как лучше расположить взлётно-посадочные полосы в зависимости от времени года.

В 2022 году экспедиция по поиску мест размещения гидроаэродромов проходила в два этапа. Фото предоставлено Игорем Ивачёвым

В 2022 году экспедиция по поиску мест размещения гидроаэродромов проходила в два этапа. Фото предоставлено Игорем Ивачёвым

Имени первого губернатора Камчатки

В ходе второго этапа совместной экспедиции РГО ФГБУ "ГОИН" и Гидрографической службы Тихоокеанского флота, состоявшегося в сентябре, учёные исследовали возможность размещения гидроаэродрома в бухте Завойко и прилегающей акватории Авачинской губы.

Авачинская губа — транспортные ворота Камчатского края и вторая по величине морская гавань в мире — расположена в центральной части Авачинского залива. Узким проливом она соединяется с Тихим океаном, имеет округлую форму площадью около 215 км2 с многочисленными внутренними мысами и глубиной в основном 15–25 м. Сформировалась за счёт опускания суши и сейсмологических процессов, связанных с вулканизмом. Горные породы и грунты Авачинской губы отличаются от грунтов, характерных для подавляющей части портовых акваторий России. Поэтому при их проектировании необходимо учитывать петрофизические и геомеханические свойства, характер деформирования и разрушения уникальных местных пород.

Основная часть берега бухты Завойко — песчаный пляж с тёмным песком вулканического происхождения. Бухта названа в честь первого военного губернатора Камчатки, адмирала Российского императорского флота, пионера освоения Тихоокеанского побережья Василия Завойко. Во время Крымской войны Василий Степанович организовал и руководил обороной Петропавловска-Камчатского.

В бухте нередко стоит безветренная погода (ветер со скоростью менее 5 м/с), а сильный (больше 13 м/с) дует три-четыре дня за летний сезон. Ураганы случаются в основном в холодное время года. Волны более 1,2 м бывают от 12 до 23 дней в году.

За работой. Фото предоставлено Игорем Ивачёвым

За работой. Фото предоставлено Игорем Ивачёвым

Регулярные гидрометеорологические наблюдения на Камчатке начали проводить с 1934 года, когда было образовано Управление гидрометеослужбы. Созданная через два года Петропавловская морская обсерватория значительно расширила сеть морских наблюдений. По данным многолетних исследований, ледовые условия в бухте Завойко будут являться гидрометеорологической помехой в среднем шесть месяцев в году.

Учёные пришли к выводу, что бухта Завойко Авачинской губы полуострова Камчатка также подходит для обустройства гидроаэродрома — в частности, по погодным условиям (без учёта туманов) она пригодна для взлёта и посадки самолётов-амфибий класса Бе-200 примерно 121–210 дней в году. Хотя морской порт Петропавловск-Камчатский имеет статус круглогодичной навигации, гидроаэродром сможет безопасно функционировать только в тёплые сезоны года. При продолжительном ледовом периоде на поверхности ВВП могут появляться дрейфующие куски отколовшегося льда, которые помешают работе гидроаэродрома.

В 2023 году экспедиция РГО совместно с ФГБУ "ГОИН" и Гидрографической службой Тихоокеанского флота продолжит обследование различных прибрежных территорий для оценки возможности использования их акваторий в качестве гидроаэродромов.

Марина Круглякова