С запада на восток: два года на шлюпе "Камчатка"

С запада на восток: два года на шлюпе "Камчатка" С запада на восток: два года на шлюпе "Камчатка"

Каждое кругосветное плавание позволяло узнать больше, уточнить карты, дополнить научные наблюдения. При этом такие путешествия были неизменно сопряжены с опасностями капитан Василий Головнин уже успел побывать в английском и японском плену, не говоря о бурях и штормах. "Камчатке" в этом отношении повезло, она прошла по намеченному маршруту гладко и спокойно, так что экипаж мог полностью сосредоточиться на поставленных задачах.

Своим путём

В начале XVIII века освоение Земного шара шло полным ходом, до Америки добрались все ведущие морские державы. Государи разных стран то и дело отряжали в плавания решительных моряков, готовых рискнуть жизнью в далёком путешествии ради очередных открытий. Россия тоже внесла лепту в дело, причём, как всегда, пошла своим путём.

"Но истинным чудом представляется, что наконец и русские добрались до Америки… предприимчивые русские казаки нашли путь в Америку, невзирая на бесконечные пустыни Сибири, и совершенно самостоятельно и своеобразно открыли эту новую часть света. Всем остальным народам Европы путь в Америку открыл Колумб, с предприятиями же русских плавание Колумба не имеет почти ничего общего… Все другие народы шли с востока вместе с солнцем на запад. Русские же шли с запада на восток… они пробираются через весь север Азии, приходят к берегам Тихого океана…"

Фридрих Гельвальд, "В области вечного льда", 1884

Корабль и экипаж

В 1816 году император Александр I утвердил доклад морского министра Ивана де Траверсе, предлагавшего отправить морское судно в Северо-Восточный океан. Капитаном решено было поставить опытного Василия Головнина, который немедленно занялся подготовкой к плаванью. Специально для путешествия мастер Стоко построил шлюп по чертежу Лебрюна. 12 мая 1817 года его спустили на воду в присутствии государя и нарекли "Камчаткой". Через три с половиной месяца судно вышло из Кронштадта.

На

На "Камчатке" Василий Головнин совершил свою вторую кругосветку. Портрет О. Кипренского. Фото: wikipedia.org

В составе команды были такие будущие титаны морского дела, как Феопемпт Лутковский, Фёдор Матюшкин, Фердинанд Врангель и Фёдор Литке. Последний позже писал: "В начале похода я не имел никакого понятия о службе; воротился же моряком, но моряком школы Головнина, который в этом, как и во всём, был своеобразен".

Врангель выразился о капитане более определённо: "Присутствие духа в опасностях, решительность и быстрота в принятии мер для достижения предположенной цели, неутомимость в перенесении трудов, постоянство в дружбе, неизменная признательность к усердным сослуживцам и подчинённым, непоколебимая честность и благородство души  вот свойства, отличавшие характер Головнина, как военного начальника и гражданина".

Помимо моряков в плавание отправился художник Михаил Тиханов, его рекомендовал президент Академии художеств Алексей Оленин. "Во всех подобных путешествиях такой человек весьма нужен, ибо много есть вещей в отдалённых частях света, которых образцов невозможно привезти и самое подробное описание коих не в состоянии сообщить об них надлежащего понятия; в таком случае одна живопись может несколько заменить сии недостатки", — отмечал позже начальник экспедиции в своём отчёте "Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе "Камчатка" в 1817, 1818 и 1819 годах флота капитаном Головниным".

Камеамеа, король сандвичан, 1818. Картина Михаила Тиханова. Фото: wikipedia.org

Камеамеа, король сандвичан, 1818. Картина Михаила Тиханова. Фото: wikipedia.org

Цели и задачи

"При назначении сего путешествия правительство имело три предмета в виду:

1. Доставить в Камчатку разные морские и военные снаряды и другие нужные для сей области и для Охотского порта припасы и вещи, которые по отдалённости сих мест невозможно или крайне трудно перевезти туда сухим путём.

2. Обозреть колонии Российско-Американской компании и исследовать поступки её служителей в отношении к природным жителям областей, ею занимаемых, и, наконец,

3. Определить географическое положение тех островов и мест российских владений, кои не были доселе определены астрономическими способами, а также посредством малых судов осмотреть и описать северо-западный берег Америки от широты 60° до широты 63°, к которому по причине мелководья капитан Кук не мог приблизиться".

Василий Головнин

"Камчатка" должна была строить курс по Восточному океану с таким расчётом, чтобы проходить "по тем местам, где никто из мореплавателей ещё не проходил, или касаться тех мест, где прежние мореплаватели приметили признаки земли в той надежде, что, может быть, случай доставит… счастье открыть новые земли". Чтобы это было проще сделать, в распоряжение капитана передали карту "всех путей бывших мореплавателей", которую он в ходе путешествия изрядно уточнил.

Инструкция Государственного адмиралтейского департамента делала особый упор на том, что нужно описать восточное побережье Камчатки. Было необходимо подробно изучить территорию от Авачинской губы до северной оконечности полуострова, а также азиатское побережье до Берингова пролива — прежде этот участок "никогда не был порядочно осмотрен". Кроме того, экипажу вменялось разузнать об условиях жизни алеутов и описать "неосмотренную часть американского берега".

Алеут в праздничном платье на Аляске, картина Михаила Тиханова. Фото: wikipedia.org

Алеут в праздничном платье на Аляске, картина Михаила Тиханова. Фото: wikipedia.org

Воплощение и результаты

Первое время корабль следовал намеченному курсу резво и без каких бы то ни было неприятностей. Путь до Экватора был проделан стремительно и заметно быстрее, чем ожидалось. В этом Головнин видел заслугу команды, которую не преминул наградить.

"Необыкновенно скорый наш переход из Кронштадта под экватор, совершённый в 58 дней, случился оттого, что как господа офицеры и гардемарины, так и нижние чины с неусыпным усердием старались о скором приготовлении шлюпа к походу в Портсмуте, а в море, надеясь на их искусство и расторопность, можно было нести много парусов. Не имея права сам делать никакого награждения господам офицерам и гардемаринам, я при первом случае представлю об них вышнему начальству, а нижним чинам определяю в награждение двухмесячное жалованье, которое теперь же выдаст им г-н клерк 13-го класса Савельев".

Василий Головнин

Но хотя, в общем и целом, плавание проходило гладко, обойтись в открытом море вовсе без погодных неожиданностей невозможно. На то, чтобы обойти мыс Горн "Камчатке" понадобилось уже 25 суток, поскольку ей пришлось преодолевать "противные ветры, дувшие большею частью от северо-запада и от севера". В этот период экипажу пришлось применить все свои знания и умения, поскольку зачастую случались бури, порой весьма свирепые. К счастью, крепкий новый корабль с честью выдержал все эти испытания. Самым печальным казусом, отмеченным Головниным в записках, оказалось то, что "один вал, вышед из-под кормы, так сильно ударил вверх, что в кормовых окнах выбил рамы и щиты и наполнил мою каюту водою, которою множество из вещей перемочило".

Наблюдая за штормами у мыса Горн, капитан уточнил заключения Лаперуза, который считал, что при северо-западных ветрах всегда бывает пасмурно, а когда ветер отходит к западу, можно ожидать, что через пару часов он сменится на юго-западный. Головнин, однако, отметил ряд исключений из этого правила, посетовав на категоричность французского мореплавателя, "ибо ветр от запада, вместо того чтоб тотчас переходить к юго-западу, иногда дул очень постоянно и свежо с порывами при ясной погоде по нескольку часов".

Кругосветное плавание Головнина на

Кругосветное плавание Головнина на "Камчатке" (1817–1819) Фото: wikipedia.org

В целом метеорологические наблюдения, которые штурман Григорий Никифоров со всем старанием заносил в шканечный журнал, оказались очень ценными. Четыре раза в сутки штурман фиксировал долготу и широту, на которых находился шлюп, уточняя силу и направление ветра, скорость, течений, поправку компаса. Информация оказалась настолько значимой, что в 1873 году Морское ведомство даже издало книгу на её основе, указав в предисловии, что она "может служить хорошим источником всякого рода специальных исследований по метеорологии и физической географии океанов".

В ходе плавания команда "Камчатки" вносила корректировки имевшиеся карты, снабжая их подробными описаниями. В частности, моряки уточнили широту острова Медный и соотнесли координаты острова Чирикова с Укамоком: "Мы нашли, что это один и тот же остров, определение наше сходствует с определением Ванкувера", — указал Василий Головнин. В Чиниатском заливе были добавлены подводные камни и мели, которых не оказалось на имевшейся в распоряжении капитана карте Юрия Лисянского. При этом Головнин отметил, что некоторые из них встречались в более ранних версиях.

"Многие сочинители нынешних морских карт выпустили острова, камни и мели, назначенные на старых картах, и потому только, что новейшие мореплаватели не нашли их в тех местах, где они положены на оных. Но это правило может быть пагубно для многих несчастных путешественников, ибо назначенные на старых картах острова и проч., по всей вероятности, действительно существуют, только что географическое их положение по неимению в те времена средств неверно определено".

Василий Головнин

Припасы на Камчатку тоже были доставлены полностью и в срок. На полуострове Василия Головина ожидала радостная встреча со старым другом — Петром Рикордом, который ходил с ним в кругосветное плавание на "Диане" и сумел вызволить из японского плена.

5 сентября 1819 года команда благополучно вернулась, и капитан отправил морскому министру рапорт: "Шлюп "Камчатка", под моим начальством отправленный в 1817 году с разными поручениями в Северо-Восточный океан, совершив благополучно путешествие кругом света в два года и 11 дней, сего месяца 5 числа прибыл на Кронштадтский рейд: шлюп обстоит благополучно и экипаж оного находится в здоровом состоянии". Второе кругосветное путешествие Василия Головнина успешно завершилось.

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка