В десятом сезоне экспедиции РГО "Гогланд" её участники работали на острове Соммерс. Поисковики установили имена бойцов, погибших и пропавших без вести в ходе одного из крупнейших сражений на Балтике, а также выяснили судьбы некоторых из тех, кто ошибочно был включён в список безвозвратных потерь после его окончания.
В июле 1942 года схватка за этот маленький, изрезанный бухтами кусочек суши переросла в крупнейшее воздушно-морское сражение на Балтике с задействованием десантов с обеих воющих сторон. А артиллерийский бой между кораблями стал самым крупным на всех театрах военных действий.
По следам старых фотографий
Необитаемый, скалистый остров длиной 950 м и шириной 450 м можно обойти за час. В конце 30-х годов на Соммерсе высадили сосны, но они не прижились, и сейчас над морем возвышается лишь маяк и красно-белая башня Региональной системы управления движением судов (РСУДС).
Семья смотрителя маяка Михаила Садовникова на Соммерсе в 1908 году. Фото: finna.fi/Александр Садовников
— Мы нашли в Национальном архиве Финляндии фотографии Соммерса 1908 года, — рассказывает автор проекта "Соммерс — остров памяти", доброволец межрегиональной общественной организации "Северо-запад" Артём Пастухов. — На острове в те годы жила семья маячника Михаила Егоровича Садовникова. К нему приехали родственники, и они сфотографировались около местных достопримечательностей. Мы нашли локации, где были сделаны эти снимки, они выглядели в начале ХХ века точно так же и сейчас.
Первый маяк на Соммерсе появился в 1808 году. Одним из его смотрителей был Егор Садовников. Он участвовал в Крымской войне, оборонял Свеаборг (крепость на островах близ Хельсинки). Уволившись из армии, поступил на службу на маяк. За проявленную храбрость во время боевых действий и, уже будучи смотрителем, за спасение многих жизней (в том числе с тонущих кораблей) был награждён несколькими орденами и медалями.
Остров Соммерс в 1908 году. Вид на маяк. Фото: finna.fi/Александр Садовников
После смерти Егора Садовникова в 1897 году на маяке его заменил сын Михаил, служивший до этого смотрителем маяка на соседнем острове Нерва. А его брат Сергей стал смотрителем маяка на острове Нерва вместо Михаила.
На Соммерсе сохранилось несколько исторических построек, например погреб-ледник, который соорудили в начале ХХ века по распоряжению ведомства, в чьём ведении находились маяки. Участники экспедиции создали его трёхмерную модель и макет.
— На одной из фотографий семья Михаила Садовникова запечатлена у дома смотрителя маяка, — продолжает Артём Пастухов. — Само здание не сохранилось, но фотография ценна тем, что каждый член семьи подписан, и, работая с другими снимками, мы теперь можем определить, кто на них.
Вид на маячную деревню. Фото предоставлено участниками экспедиции
Михаил Садовников смотрел за Соммерским маяком до 1918 года. После отделения Финляндии от России его сменил финский маячник, который в первый день советско-финской войны, 30 ноября 1939 года, по приказу руководства взорвал маяк. В период между советско-финской и Великой Отечественной войнами безопасность плавания в бухте Соммерса обеспечивал плавучий маяк — корабль-маяк "Ленинград". В 1945 году построили новый маяк, ажурную башню-пирамиду. За её работой маячники следили до 2004 года, после чего на Соммерсе установили Региональную систему управления движением судов (РСУДС), которая в автоматическом режиме управляет движением морских судов и маяком в том числе.
Жители острова Соммерс достают улов из сетей. 1908 год. Фото: finna.fi/Александр Садовников
А ночи были белые…
В начале Великой Отечественной войны Соммерс активно подвергался налётам финской авиации. В декабре 1941 года наши части были с него эвакуированы, как и с соседнего Гогланда, и направлены на защиту Ленинграда.
Соммерс заняли финские солдаты и в феврале–марте 1942 года устроили на нём наблюдательный пост, с которого просматривался весь фарватер. Передвижения советских кораблей и подводных лодок были как на ладони, и в июле 1942 года советским командованием была проведена десантная операция по возвращению Соммерса, потерпевшая неудачу. Застать врага врасплох не получилось: проведённая артподготовка разбудила противника, стояли белые ночи, и десант был замечен издалека. Высадка сразу пошла не по плану — оказалось, что высадиться на остров в одних местах невозможно, другие находились под постоянным обстрелом. Поэтому десант высадился на берег в восточной части Соммерса.
Вид на причал и дом смотрителя маяка. Фото предоставлено участниками экспедиции
— Среди финских фотографий военного времени есть кадры, на которых виден сгоревший торпедный катер ТКА-22 типа Д-3. Наши архивисты установили имена и фамилии моряков, сражавшихся на этом катере, — рассказал Артём Пастухов.
Он также добавил, что в финском архиве исследователи нашли снимки ещё двух советских кораблей, останки которых покоятся в прибрежной полосе: торпедного катера ТКА-121 типа Г-5 и "малого охотника" СКА-306 типа МО-IV. Они затонули у так называемого "квадратного камня". Участники экспедиции установили на этом месте информационный стенд с исторической фотографией.
Сколько человек погибли в сражении за Соммерс, пока точно нельзя сказать. В 1942 году в список безвозвратных потерь включили всех, кто не вернулся после десантной операции. Большинство этих людей действительно погибли, но часть из них остались живы и попали в плен.
Финские корабли у причала в Северной бухте острова. Июнь 1942 года. Фото предоставлено участниками экспедиции
— Сначала я нашёл в базе данных военнопленных фамилию бойца, который числился погибшим на Соммерсе, — вспоминает участвовавший в пяти сезонах экспедиции "Гогланд" Алексей Мухин. — Старшина 2-й статьи Александр Васильевич Васильев, дублёр боцмана торпедного катера №83, числился пропавшим без вести. Оказалось, он попал в плен к финнам, погиб при побеге за несколько дней до выхода Финляндии из войны и похоронен в совершенно другом месте. Родственники его считали погибшим, а он ещё долгое время был жив, и меня зацепила эта история.
Алексей Мухин начал искать людей, воевавших и погибших на Соммерсе, сопоставлять данные с сайта "Подвиг народа", базы "Бессмертного полка", изучал карточки финских военнопленных и наградные листы, работал в архиве Военно-морского флота в Гатчине.
— Первое время искал просто из интереса, — объясняет Алексей Мухин. — Потом возникла потребность поделиться этой историей, рассказать кому-то о ней. У меня появились единомышленники, и вместе с одним из них, Александром Скробачем, мы написали книгу.
В книге "Схватка на острие ножа. Забытое сражение у острова Соммерс" авторы восстановили хронологию, ход и детали сражения, рассказали о некоторых из его участников.
Туманный колокол и маячная деревня. 1943 год. Фото предоставлено участниками экспедиции
По словам Алексея Мухина, сколько человек участвовали в сражении за Соммерс, точно не известно — приказ о формировании десантного отряда и зачислении в него тех или иных бойцов найти пока не удалось. Было три волны высадки: первая — ночью 8 июля, вторая — вечером и третья — ночью 9 июля.
— Участники первой и второй числятся пропавшими без вести, — говорит Алексей Мухин. — А все те, кто шёл в третьей, считаются погибшими: когда бойцы пытались высадиться, катер МО-306 был взорван. Но нам известно, что один человек при взрыве остался жив, исключать, что были и другие выжившие, нельзя. К тому же непонятно, как наши считали потери. Там погибли лётчики, моряки, пехотинцы. Финны после боя на острове нашли 128 тел наших воинов и подняли из воды 41 погибшего. Но часть тел могло унести в море. Например, тело десантника одного из отрядов высадки обнаружили за несколько десятков миль от острова, хотя тела других бойцов из этого отряда прибило к берегу на Соммерсе.
Разные судьбы героев
Алексей Мухин рассказал, что им удалось узнать о судьбах некоторых попавших в плен бойцов. Например, капитан-лейтенант Андрей Добрянский, собираясь вернуться к своим, согласился сотрудничать с гитлеровцами и был направлен в разведшколу абвера в Кейла-Йоа.
Окончив её, остался в ней работать инструктором военно-морского дела. Вёл подпольную работу, убеждая агентов переходить на советскую сторону. В результате одна из диверсионных групп сдалась советским войскам. Андрея Добрянского разоблачили и арестовали. Когда капитан-лейтенанта повели на расстрел, ему удалось бежать. После возвращения к своим он был осуждён за измену Родине и приговорён к 10 годам ИТЛ. В 1957 году дело пересмотрели, и Андрея Добрянского полностью реабилитировали.
Попавший в плен моряк, предположительно старший лейтенант Алексей Шумратов. Фото предоставлено участниками экспедиции
Поисковики установили ещё нескольких пленных, которые согласились работать на фашистов. Когда те задействовали их в диверсионной операции по штурму Шепелёвского маяка (расположен на Шепелёвском мысе полуострова Гора Валдай), наши бойцы, завладев оружием, попытались бежать, но были выданы провокатором, арестованы и расстреляны.
Попал в плен после гибели своего катера и механик 2-го отряда 3-го дивизиона торпедных катеров, воентехник 1-го ранга Павел Михайлович Дюкарь. Он не входил в штатную команду катера, поэтому не должен был идти на операцию, но настоял на этом. "Товарищ командир отряда, я исполняю обязанности комиссара отряда и поэтому на операцию пойду", — заявил боец. После возвращения из плена Павел Дюкарь продолжил служить в Красной армии и погиб в бою 13 апреля 1945 года.
К сожалению, пока ещё судьбы не всех, попавших в плен, а также тех, кто затем освободился из него, Алексею Мухину и его коллегам удалось проследить, но их исследовательская работа продолжается.
Финская карточка военнопленного Александра Васильева. Был расстрелян в плену в 1944 году. Фото предоставлено участниками экспедиции
В ходе экспедиции участники обнаружили на Соммерсе останки двух погибших во время десантной операции краснофлотцев. Место захоронения помогла определить старая финская фотография. По словам Артёма Пастухова, в финских документах удалось найти свидетельства того, что в этом месте похоронены два человека — майор и моряк, подорвавший себя гранатой. Остальных погибших спустили в море, но немало бойцов утонули ещё при высадке.
— У одного из похороненных бойцов была краснофлотская пряжка, — рассказывает Артём Пастухов. — Значит, он был моряком. У второго — командирский ремень. Мы выяснили, кто из командиров тогда пропал без вести, нашли фотографии некоторых из них. Надеемся, что возрастной анализ останков и сопоставление этих фотографий с формой черепа погибшего помогут выявить его имя. Предположительно, речь идёт о командире десантного отряда, майоре Иване Васильевиче Пасько.
В 1992 году финские участники боя на Соммерсе посетили остров и сняли фильм, куда включили свои воспоминания, в том числе и о том, как проходила высадка советских десантников. Перечисляли, какие типы кораблей, в каком месте, в какой последовательности и в какое время подходили к острову, где конкретно шли бои. По словам Артёма Пастухова, сопоставление этих воспоминаний с известной информацией позволило исследователям дополнить историю штурма и более полно воссоздать картину боя.
На месте обнаружения останков двух советских бойцов, погибших в ходе десантной операции в 1942 году. Фото предоставлено участниками экседиции
Члены экспедиции установили на Соммерсе информационные стенды со старинными фотографиями острова.
— Для того чтобы установить один из щитов, мы подошли на лодке к тому месту, где высадился наш десант, — вспоминает Артём Пастухов. — Пытались сойти и выгрузить на берег наше оборудование. Оказалось, что это крайне непросто, причём море было спокойным. Для нас так и осталось загадкой, как в 1942 году сумели это сделать морские пехотинцы в трёхбальный шторм.
На данный момент исследователям удалось установить имена 209 погибших и без вести пропавших в ходе десантной операции бойцов. Однако некоторые данные всё ещё проверяются.
— Самое важное — бережно и ответственно относиться не только к обнаруженным останкам солдат, но и к любой информации, имеющей отношение к установлению судьбы и имени каждого солдата, — считает руководитель экспедиции Илья Дюринский. — Ведь это не только дело государственной важности, но и возможная долгожданная весточка от погибшего или пропавшего без вести воина.
Участники экспедиции изготавливают информационные стенды с архивными фотографиями острова Соммерс. Фото предоставлено участниками экспедиции
По итогам экспедиции 2022 года в день 80-летней годовщины штурма острова моряками Балтийского флота в Выборге была проведена выставка-конференция "Выборг — город воинской славы" и открыта постоянно действующая экспозиция.
Имена всех советских бойцов, павших на Соммерсе в ходе сражения 1942 года, будут высечены на памятнике, который планируется установить на острове.
Марина Круглякова