
«Русская Аляска». Фото: Владимир Ляпин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Место встречи Владимира Путина и Дональда Трампа, запланированной на 15 августа, действительно очень символично. Оно напоминает, что Россия и США — соседи, у наших стран много общего, даже больше, чем подчас кажется. А сама Аляска не раз фигурировала в различных проектах Русского географического общества. Сейчас хороший повод вспомнить о них. Но для начала — короткая историческая справка.
Открытие Аляски
Ширина Берингова пролива, разделяющего наши страны (и континенты), составляет 86 км. Неудивительно, что именно русские путешественники открыли эту территорию — если, конечно, не считать, что задолго до открытия там жили ничего не подозревавшие аборигены. Буквально на днях исполнится 293 года с того момента, как члены команды судна «Св. Гавриил» под руководством морехода Ивана Федорова и геодезиста Михаила Гвоздева первыми из европейцев вступили на землю Аляски. 21 августа 1732 года члены экспедиции высадились в самой западной материковой точке Северной Америки. Место получило название мыса Гвоздева, но сейчас известно как мыс Принца Уэльского.

Карта новых открытий в Восточном океане. Фото: wikipedia.org
Впрочем, есть сведения, что еще моряки из команды Семена Дежнева как минимум видели побережье Аляски во время плавания в 1648 году, а возможно, даже сходили на сушу. Интересно, что современные археологические исследования подтверждают гипотезу о том, что тысячелетия назад часть племен, населявших Восточную Евразию (то есть нынешнюю территорию России), мигрировали в Америку через Берингов пролив и теперь их потомки считаются коренным населением Аляски.
В 1741 году отряд Витуса Беринга в ходе Второй Камчатской экспедиции исследовал Алеутские острова и берега Аляски. Произошло как бы второе, «осознанное» ее открытие.
Русская Америка
Активное освоение Америки русскими начинается с 80-х годов XVIII века. Этим занималась компания, основанная купцом и промышленником Григорием Шелиховым, добывавшая здесь пушнину. С ней конкурировала компания другого купца — Павла Лебедева-Ласточкина. Но наибольший вклад в русскую колонизацию Америки внес предприниматель, а позднее первый главный правитель русских поселений в Северной Америке Александр Баранов.
В 1799 году он реорганизовал шелиховскую Северо-Восточную компанию в Российско-Американскую. Примерно с этого времени закрепилось понятие Русская Америка. Сначала это были поселения на острове Кадьяк и берегах Кенайского залива, затем появился Новороссийск на побережье залива Якутат, а в 1799 году Баранов основал Ново-Архангельск (ныне Ситка) — полноценный город, ставший спустя несколько лет столицей Русской Америки. В дальнейшем на Аляске появилось еще несколько редутов. А Русская Америка пополнилась владениями и в других штатах нынешних США — в Калифорнии (Форт-Росс) и на Гавайях (Елизаветинская крепость).

Столица Российско-Американской компании в Ново-Архангельске. wikipedia.org
Именно с той поры на географической карте закрепились русские названия: архипелаг Александра, острова Баранова и Врангеля, пролив Шелихова и др.
Геополитическая ошибка?
В 1867 году Александр II продал Аляску Соединенным Штатам. Цена территории площадью более 1,5 млн кв. км составила $7,2 млн в тех ценах.
Сегодняшние оценки той сделки почти единодушны: геополитическая ошибка. Это стало очевидным после того, как на Аляске были обнаружены залежи золота. Еще Владимир Обручев указывал, что к началу XX века добыча здесь благородного металла принесла американцам около $200 млн.
Однако для продажи Аляски у российского императора, очевидно, были веские причины как раз таки геополитического свойства. Идею приписывают генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому, которого трудно упрекнуть в глупости или мягкотелости.
В условиях глобального противостояния с Британской империей и начавшейся в 1853 году Крымской войны (по сути и характеру — мировой) удержать Аляску в случае вполне реальной английской военной экспансии было бы нереально. Это огромная территория с населением всего 2500 русских, сосредоточенных на краю океана, и примерно до 60 000 условно лояльных алеутов, индейцев и эскимосов — случись что, с тогдашним уровнем военной логистики помощи не дождешься. Да и по ту сторону Берингова пролива у России просто не было достаточных ресурсов, чтобы отстоять Аляску. Альтернатива — продать эту территорию Соединенным Штатам, соблюдавшим в Крымскую войну «дружественный нейтралитет». К слову, в те времена территории непаханой Америки продавали не только мы. По условиям знаменитой Луизианской покупки Франция передала Штатам 2,1 млн кв. км территории в центре континента. На ней сегодня расположены шесть штатов целиком и девять штатов частично.

Эмануэль Лойце. Подписание договора о продаже Аляски. Фото: wikipedia.org
Аляска помнит
Впрочем, правильно поступил Александр II или нет — пусть ломают копья неутомимые историки, диванные геополитики и эстрадные исполнители. Для нас важно сохранить память о русской колонизации Америки и тех отважных и деятельных людях, которые осваивали Россию и окружающие пространства. Есть повод вспомнить и о сотрудничестве между нашими странами и даже союзнической помощи в трудные времена. Этим историко-географическим аспектам в последнее десятилетие было посвящено несколько проектов Русского географического общества.
С 2008 года Рязанское областное отделение РГО занимается изучением историко-географического наследия Русской Америки. Под руководством известного путешественника, Героя России Михаила Малахова с 2009 года было проведено 13 научно-исследовательских экспедиций на Аляске, Алеутских и Гавайских островах. Впервые после продажи Аляски Соединенным Штатам удалось увидеть и обследовать около 22 тыс. км открытых и освоенных нашими соотечественниками территорий. Исследовано более 50 труднодоступных населенных пунктов. Пожалуй, самый удивительный факт состоит в том, что в течение 150 лет на Аляске сохраняется целый пласт русской культуры, причем в отсутствии самих ее носителей.
Документальный фильм «Аляска: Заметки с Нового Света»
Другой проект, осуществленный при поддержке РГО, — экспедиция «Байкал — Аляска: путь сибирских купцов». Ее участники впервые за более чем 150 лет повторили маршрут русских первопроходцев от Иркутска до Ситки. С 2013 по 2019 год в несколько этапов современные путешественники преодолели 15 тыс. км на надувном катамаране собственной конструкции, местами волоча его на себе.
Кстати, на Геопортале РГО можно изучить «Атлас северо-западных берегов Америки от Берингова пролива до Корроентес и островов Алеутских», опубликованный в 1852 году. Для его составления потребовалось более 20 лет полевой работы и картографических съемок. Автор — гидрограф, впоследствии вице-адмирал и управляющий русских колоний в Северной Америке Михаил Тебеньков. Уникальный атлас содержит информацию о положении береговой линии, типах берегов, прибрежном рельефе и растительности, кроме того, на картах приведены глубины некоторых прибрежных участков.

Карта северных проливов северо-восточного берега Америки. Фото: Научная библиотека РГО
Геопортал объединяет коллекции исторических, топографических и специальных картографических материалов из фондов РГО и организаций-партнеров. Картографическое собрание РГО начало формироваться с момента его основания в 1845 году и насчитывает на сегодняшний день более 48 тысяч уникальных атласов и карт.
Одним из самых ярких проектов РГО в последние годы стала экспедиция по маршруту знаменитой теперь трассы Аляска — Сибирь, сокращенно Алсиб. В годы Великой Отечественной по ней перебрасывали боевые и транспортные самолеты, которые поставлялись по ленд-лизу из США в СССР. Начиная с сентября 1942 года советские летчики по трассе Алсиба перегнали через Берингов пролив 8094 крылатые машины. Протяженность трассы от Фэрбанкса на Аляске до Красноярска составляла 6,5 тыс. км. Помимо ленд-лизовских самолетов, по Алсибу в СССР поступали и мирные грузы, в том числе продовольствие, медицинское оборудование, дипломатическая почта. Летал этим маршрутом в Советский Союз даже вице-президент США Генри Уоллес.

Экспедиция по маршруту трассы Алсиб. Фото: Александр Бормотин
В ходе экспедиции Алсиб с 2021 по 2023 год ее участники обследовали промежуточные аэродромы, искали потерянные в результате авиакатастроф самолеты, устанавливали судьбы летчиков.
Айвар Валеев