Там, где сердце: как живёт Музей-усадьба Петра Семёнова-Тян-Шанского

Там, где сердце: как живёт Музей-усадьба Петра Семёнова-Тян-Шанского Там, где сердце: как живёт Музей-усадьба Петра Семёнова-Тян-Шанского

15 ноября в московской Штаб-квартире РГО было подписано соглашение о сотрудничестве между Русским географическим обществом и Музеем-усадьбой П.П. Семёнова-Тян-Шанского. Сегодня это один из культурных брендов Липецкой области, имеющий колоссальный туристический и просветительский потенциал. Здесь, в имении Рязанка, родился и провёл детские годы Пётр Семёнов-Тян-Шанский, выдающийся учёный и путешественник, многолетний Вице-председатель Императорского Русского географического общества. О судьбе музея, работе и планах рассказывает его директор Галина Нестерова.

— Галина Николаевна, как появился ваш музей?

— Мы считаем, нам дважды повезло. Во-первых, Пётр Петрович родился на территории нынешней Липецкой области. Во-вторых, к нашему счастью, сохранилась усадьба и большой деревянный дом семьи Семёновых. Его реконструировали в 1997 году, и тогда же открылся музей. В следующем году ему будет 25 лет.

Галина Нестерова. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Галина Нестерова. Фото: пресс-служба РГО/Анна Юргенсон

Можно сказать, что вся история усадьбы так или иначе связана с Русским географическим обществом. О необходимости её реставрации говорилось ещё в 1977 году, когда отмечали 150-летие Тян-Шанского и в Рязани проходила выездная конференция Географического общества СССР. Есть данные о том, что легендарный исследователь Арктики Иван Папанин в конце концов позвонил "кому надо" и было принято волевое решение о создании музея-усадьбы.

Долгое время музей был районным учреждением культуры, а в конце 2018 года получил статус областного. Собственно, последние три года мы его активно развиваем и продвигаем.

— Пётр Петрович родился в доме, где сейчас располагается музей?

— Нет, этот дом появился несколько позже. Отцу Петра Петровича выделили участок земли, на краю которого был поставлен небольшой домик, там и родился будущий географ. И пока он был ещё очень маленький, то большой деревянный дом, в котором сейчас находится музей, достроили. Всё детство и отрочество Петя провел в нём — до того, как уехал учиться в Санкт-Петербург.

Фрагмент музейной экспозиции. Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

Фрагмент музейной экспозиции. Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

У мальчика была своя комната на втором этаже мезонина. В 10-летнем возрасте Петя через крышу выбирался из своей комнаты и бежал за два-три километра, в овраг Зеркалы, чтобы посмотреть, как весной распускаются первые цветы. В 12–13 лет он классифицировал все растения, которые росли в усадьбе, сличал то, что видел в природе, с тем, что написано в книжках. А если чего-то находил, придумывал растениям свои названия и потом классифицировал. Таких историй, от которых веет теплом, мы находим много в мемуарах Тян-Шанского.

— У вас есть любимые экспонаты?

— Мне очень нравится кабинетный рояль "Штурцваге". После того как семья покинула усадьбу, этот рояль перекочевал в Санкт-Петербург, потом вернулся обратно в район и спустя годы осел в школе искусств райцентра Чаплыгин. Когда школу закрыли, один из учителей забрал его себе, а позже передал в музей. И хотя рояль расстроен, он настоящий. Я его очень люблю.

Копия памятника Петру Семёнову-Тян-Шанскому, установленного на Иссык-Куле. Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

Копия памятника Петру Семёнову-Тян-Шанскому, установленного на Иссык-Куле. Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

 

Ещё у нас стоит копия знаменитого памятника Тян-Шанскому работы скульптора Алексея Тимченко. Оригинал находится на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии. Когда мы рассказываем об экспедиции Петра Петровича на Тян-Шань, с удовольствуем показываем этот памятник.

В музее хранится коллекция личных вещей Семёновых, письменные принадлежности, копии картин, довольно большая библиотека. Ну и мало кого оставляет равнодушным парк на территории усадьбы.

Парк и вправду впечатляет, как и само место.

— Место действительно очень красивое, тихое и уютное, на берегу реки Ранова. Она, кстати, никогда не замерзает из-за большого числа родниковых ключей и быстрого течения. Площадь собственно усадебного парка составляет порядка 13 гектаров. Он имеет статус памятника природы. Здесь есть растения, которых больше нет нигде на территории Липецкой области.

Гости получают большое удовольствие, гуляя по усадебному парку. Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

Гости получают большое удовольствие, гуляя по усадебному парку. Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

Этот парк заложил отец Петра Петровича. Петя в возрасте десяти лет делал топографическую съёмку территории, прокладывал тропиночные сети, высаживал деревья. Среди них есть своя достопримечательность. Это кедр, который посадил Пётр Петрович в честь своей первой жены. Всего же в парке произрастает более ста наименований деревьев, завезённых из разных частей света. У Семёновых была даже ананасница, где выращивали ананасы.

Чем сегодня живёт музей-усадьба?

— Мы не только сохраняем ценные экспонаты, связанные с Петром Петровичем, и проводим экскурсии для посетителей, но и участвуем в совместных выставочных проектах с нашими ключевыми партнёрами. Среди них Липецкий государственный педагогический университет. С 2016 года он носит имя П.П. Семёнова-Тян-Шанского. Усадьба является базой летних практик для студентов.

Другой наш партнёр — Фонд сохранения наследия П.П. Семёнова-Тян-Шанского, который объединяет всех потомков семьи, он находится в Санкт-Петербурге. С потомками Петра Петровича мы близко и тепло дружим. Например, в этом году был замечательный выставочный проект "Война. Блокада. Семёновы-Тян-Шанские", рассказывающий о жизни семьи в блокадном Ленинграде. Зимой 1941 года внук Петра Петровича Михаил Дмитриевич Семёнов-Тян-Шанский защитил докторскую диссертацию по географии, его дочь Анастасия стала кандидатом биологических наук, другой внук Петра Петровича, учёный-кораблестроитель Владимир Вениаминович Семёнов-Тян-Шанский, — кандидатом технических наук. Увы, блокада стала трагическим испытанием для семьи, выжить довелось не всем…

Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

Мы взаимодействуем с крупными федеральными музеями. Совместно с Пушкинским создали виртуальный тур по нашему музею. А в Эрмитаже находится коллекция работ малых голландцев из музея-усадьбы, собранная Петром Петровичем.

Наконец, один из самых важных для нас партнёров — это Липецкое отделение Русского географического общества. Все грантовые проекты, научно-исследовательская и издательская деятельность связаны с РГО. Благодаря нашему сотрудничеству был выпущен пятитомник мемуаров Петра Петровича.

Ещё в 2015 году совместно с РГО был разработан проект межрегионального музея-заповедника "Родина Петра Семёнова-Тян-Шанского". Есть мечта осуществить его к 200-летию Петра Петровича, которое будет отмечаться в 2027 году. Очень надеюсь, что соглашение, подписанное с Русским географическим обществом 15 ноября, придаст импульс этой идее.

— В чём смысл проекта музея-заповедника?

— Мы хотели бы придать ему федеральный статус и звучание. Исходим прежде всего из масштаба личности самого Петра Семёнова-Тян-Шанского, значения его деятельности для всей России. В нашем случае сошлось сразу несколько условий, которые позволяют наилучшим образом представить научно-исследовательскую деятельность учёного и историко-культурные особенности нашей страны, а также реализовать туристический потенциал региона.

На территории двух областей, Липецкой и Рязанской, в радиусе шести километров от музея-усадьбы находится 15 разных достопримечательностей — географических, ландшафтных, исторических. Например, в нескольких километрах от Рязанки находится усадьба Кропоткина, деда известного географа и анархиста, одно время принадлежавшая семье Семёновых. Есть более поздняя усадьба самого Петра Петровича на территории Рязанской области. Существует даже пеший маршрут между двумя областями и двумя усадьбами. Было бы здорово объединить их в единый комплекс. Есть и более приземлённые задачи, которые необходимо решить в кратчайшие сроки. Усадьба требует дальнейшей реконструкции, а дом не имеет отопления, что затрудняет работу музея зимой.

Сотрудничество с РГО открывает для музея большие перспективы. Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

Сотрудничество с РГО открывает для музея большие перспективы. Фото: пресс-служба Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского

— Музей-усадьба расположена в самой северной точке Липецкой области, от Липецка — больше 120 километров, причём прямого автобусного сообщения нет. Как добираются до вас посетители?

— Можно самостоятельно доехать из райцентра Чаплыгина на автобусе, это 45 километров. Когда мы проводим крупные мероприятия, то организуем трансфер из Липецка. Но в основном люди едут к нам на собственном транспорте. От Москвы до нас — 330 километров. Для москвича это почти Подмосковье, прямо скажем.

— Но логистика не самая удобная…

— Сейчас, да, не самая удобная. Это тупиковое направление. Но мы работаем с партнёрами, бизнесом, с властями соседних регионов над тем, чтобы построить удобную дорогу и сделать место проездным. Надеюсь, через несколько лет ситуация в корне изменится и эти 330 километров по прямой и дальше насквозь через Липецкую область могут стать прекрасным маршрутом, лёгким и доступным.

Сайт Музея-усадьбы П.П. Семёнова-Тян-Шанского: рязанка.рф

Айвар Валеев

 

Материалы по теме
Все
Статьи и репортажи
Лектории
07 февраля 2024
Однодворцы – лапотные дворяне
Обзорная лекция этнографа и фольклориста Натальи Скавытиной
Подробнее
03 декабря 2021
Песни для горных духов
Подробнее
31 августа 2021
Колесо сансары: буддийская мудрость бурят
Подробнее
20 июля 2021
Средневековые башни в наследство
Подробнее