Завершилась совместная экспедиция РГО и Экспедиционного центра Минобороны по исследованию мест падений американских самолетов во время боевых действий Армии США против Японии.
Во время Второй мировой войны американские летчики бомбили японские военно-морские базы, расположенные на Курильских островах. По документальным данным, на территории Камчатки потерпели катастрофу или совершили вынужденную посадку не менее 30 американских самолетов. Причинами крушений и аварий были сложные метеоусловия, повреждение техники, большое расстояние от мест сражений до военных баз, нехватка топлива.
Обследовать и идентифицировать фрагменты самолетов, вывезти найденные артефакты для экспонирования в профильных музеях — основная цель совместной экспедиции РГО и Экспедиционного центра Минобороны, стартовавшей в 2021 году.
Самолет В-24 «Либерейтор» произвел вынужденную посадку в бухте Вестник в 1944 году. Фото: Вера Костамо
В сезоне 2023 года поисковики обследовали на Камчатке бухту Вестник у юго-восточного побережья и озеро Витаминное в южной части полуострова.
На песчаном берегу бухты Вестник в 1944 году совершил успешную вынужденную посадку американский самолет В-24 «Либерейтор». Самолет, скорее всего, был поврежден силами ПВО или истребительной авиации во время бомбежки им японских гарнизонов на островах Парамушир или Шумшу. Летчиков перевезли в Петропавловск-Камчатский, затем в Америку, а не подлежащий восстановлению бомбардировщик так и остался на берегу.
Мы нашли часть кабины и другие фрагменты самолета в песке и подготовили их к эвакуации, — делится руководитель экспедиции, специалист Экспедиционного центра Минобороны России Анатолий Калемберг. — В-24 — большой четырехдвигательный самолет с размером крыла 15 м. Из-за большой парусности крыла мы не смогли его вывезти вертолетом. Надеемся, что в следующем году найдем способ доставить артефакты в Елизово, на аэродром в Петропавловск-Камчатский. Затем будем решать, в какие музеи их передать.
За работой. Фото: Вера Костамо
Разработка американского В-24 «Либерейтор» началась в 1938 году, а в декабре 1939 года опытный образец машины уже поднялся в небо. Новый тяжелый бомбардировщик оказался к тому же довольно эффективным истребителем (его экипажем было сбито более 2000 вражеских самолетов), противолодочным самолетом и дальним транспортным самолетом. Часто В-24 «Либерейтор» бомбили цели, недоступные для других бомбардировщиков. Экипаж состоял из семи человек.
Погода на Камчатке переменчивая, и в этом сезоне она не жаловала поисковиков.
На этот раз участники экспедиции вместо палаток жили в юртах. Фото: Вера Костамо
— В этот раз вместо палаток участники экспедиции жили в двух юртах, которые оказались очень удобными и комфортными, хорошо защищенными от ветра и дождя, — добавляет Анатолий Калемберг. — Войлочное покрытие отлично держит тепло. Собирается конструкция за два часа, разбирается за час. Удобна при перевозке.
Фрагмент самолета В-24 «Либерейтор». Фото: Вера Костамо
Горное озеро Витаминное (или, как его еще называют местные жители, Ульяновское, Ульяна) поисковики обследовали совместно с представителями Русской подводно-исследовательской экспедиции. Озеро продолговатой формы, площадью 1, 4 кв. км имеет тектоническое происхождение и расположено в бассейне реки Озерная в отрогах действующего вулкана Дикий Гребень. Дорог к нему нет, добраться до Витаминного можно только на вертолете. Оно находится на особо охраняемой территории Южно-Камчатского федерального заказника, в трех минутах лета от озера Курильское, славящегося обилием лососевых рыб. А вот в Витаминном лососей нет. Их заходу препятствует серия порогов и водопад в верхнем течении реки Ульяна.
Во время экспедиции 2021 года местные жители рассказали поисковикам, что по легенде на замерзшее озеро Витаминное совершил вынужденную посадку самолет. По документальным данным, осенью 1945 года в этом районе, действительно, потерпел катастрофу самолет «Кингкобра», в результате которой погиб летчик. Участники экспедиции решили обследовать озеро с помощью гидролокаторов бокового обзора.
Вулкан Дикий Гребень. Фото: Вера Костамо
Мы обнаружили на дне самолет Р-63 «Кингкобра», — делится Анатолий Калемберг. — Действительно, он совершил вынужденную посадку, только не на лед, а на воду. Удар был сильный. Хвост отвалился, винт штопором закрутило, кабина частично погружена в ил и почти цела, но все стекла, кроме лобового, выбиты. Летчика мы не обнаружили, но навряд ли при таком крушении он мог выжить, особенно если учесть, что вода в озере очень холодная. Водолазы обследовали боевую машину и подняли из воды аварийный топорик, котелок и термос американского производства.
Водолазы обследовали лежащий на дне озера самолет и подняли некоторые вещи пилота. Фото: Вера Костамо
Истребитель Р-63 «Кингкобра» фирмы Bell совершил свой первый полет в декабре 1942 года. Самолет развивал максимальную скорость 655 км/ч, мог подниматься до высоты 11 900 м. Р-63 «Кингкобра» использовались советскими ВВС на Дальнем Востоке, в Северном Китае, на Курилах. Р-63 был снят с производства осенью 1945 года, а с вооружения в СССР — в 1952–1953 годы. Кстати, на его предшественнике, самолете Р-39 «Аэрокобра», воевал Александр Покрышкин.
Топорик и термос из самолета Р-63 «Кингкобра». Фото: Вера Костамо
В экспедиции также принимали участие ихтиологи Камчатского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Они исследовали экосистему Ульяновского озера, изучали его ихтиофауну. Ученые отобрали пробы планктона и бентоса, а также пробы для определения гидрохимического фона.
Шильдик с самолета Р-63 «Кингкобра». Фото: Вера Костамо
В следующем сезоне поисковики планируют вернуться на озеро Витаминное, чтобы поднять самолет Р-63 «Кингкобра». Ихтиологи продолжат научные исследования экосистемы водоема. Кроме того, приборы показали наличие на дне озера какого-то объекта — есть предположение, что это самолет. Так это или нет, узнаем через год.
Марина Круглякова