Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?

Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Вылавливание всплывающих остатков от ледокола «Челюскина», картина Фёдора Решетникова. Фото: https://goskatalog.ru

Вылавливание всплывающих остатков от ледокола «Челюскина», картина Фёдора Решетникова. Фото: https://goskatalog.ru

13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и ушел на дно пароход «Челюскин». Случилось это во время его перехода по Северному морскому пути в Чукотском море, недалеко от Берингова пролива. На льдине оказались 104 человека — экипаж и пассажиры судна. Вскоре началась спасательная операция, ставшая одним из самых ярких сюжетов в истории покорения Арктики. До сих пор идут споры: было ли произошедшее ровно 90 лет назад стечением обстоятельств или результатом непродуманных действий руководителя экспедиции Отто Шмидта? Александр АНДРЕЕВ предлагает посмотреть на произошедшее с учетом исторического контекста. Данный материал является сокращенным вариантом доклада, прочитанного автором на одном из заседаний Полярной комиссии РГО.

Поход парохода «Челюскин» по Северному морскому пути (СМП) в 1933 году, его гибель и последующая спасательная операция, несомненно, являются одной из самых известных и часто упоминаемых в прессе тем в истории отечественных полярных исследований.

Однако если в прежнее время пресса уделяла наибольшее внимание заключительной части челюскинской эпопеи, то в наши дни значительно больший интерес проявляется к самому походу «Челюскина» по СМП, а также причинам его гибели. При этом ряд современных публикаций содержат негативные и зачастую уничижительные оценки этой экспедиции. Рисуется примерно такая картина. Одинокое судно, совершенно неприспособленное для полярного мореплавания, движется по безмолвным просторам Арктики навстречу неотвратимой гибели. Начальник экспедиции Отто Шмидт преследует какие-то свои, далекие от полярных исследований, цели, экипаж и пассажиры играют роль их заложников. Экспедиция безапелляционно квалифицируется как авантюра, а то и преступление.

Ледокол «Челюскин», затертый льдами. Фото: https://goskatalog.ru
Ледокол «Челюскин», затертый льдами. Фото: https://goskatalog.ru
Группа участников экспедиции на ледоколе «Челюскина» у самолета, прилетевшего в лагерь Шмидта и забравшего 10 женщин и двоих детей. Фото: https://goskatalog.ru
Группа участников экспедиции на ледоколе «Челюскина» у самолета, прилетевшего в лагерь Шмидта и забравшего 10 женщин и двоих детей. Фото: https://goskatalog.ru
Фотография, сделанная с борта ледокола «Смоленск», пришедшего на спасение «челюскинцев». На льду шеренга людей, более 100 человек. Фото: https://goskatalog.ru
Фотография, сделанная с борта ледокола «Смоленск», пришедшего на спасение «челюскинцев». На льду шеренга людей, более 100 человек. Фото: https://goskatalog.ru
Погрузка больных «челюскинцев» на ледокол «Смоленск». Фото: https://goskatalog.ru
Погрузка больных «челюскинцев» на ледокол «Смоленск». Фото: https://goskatalog.ru
Спасённые на борту ледокола. Фото: https://goskatalog.ru
Спасённые на борту ледокола. Фото: https://goskatalog.ru
/

Но давайте попробуем рассмотреть историю похода «Челюскина» в соответствующем историческом контексте, то есть в условиях арктической навигации 1933 года.

Немного истории

Задача освоения СМП как единой внутренней транспортной магистрали, не только соединяющей запад и восток России, но и объединяющей транспортные системы великих сибирских рек, была сформулирована в конце XIX века и выражена известной формулировкой адмирала Макарова о том, что Россия — здание, обращенное фасадом к северу.

К выполнению этой задачи наша страна приступила в начале ХХ века, и первым решительным и важным шагом стала Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) 1910–1915 годов.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Фотография мыса «Челюскина». Фото: https://goskatalog.ru

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Фотография мыса «Челюскина». Фото: https://goskatalog.ru

В последующие годы известные политические события отложили реализацию этой задачи, и вновь к ней вернулись лишь на рубеже 1920–1930 годов.

Здесь следует отметить, что приписывать освоение CМП той или иной политической системе, с моей точки зрения, не слишком корректно. Стратегическая и геополитическая значимость этого пути ставила задачу скорейшего его освоения перед страной в целом, то есть перед любой политической системой власти и перед любой идеологией.

Главсевморпуть: задачи и ресурсы

В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина впервые в истории преодолел СМП в одну навигацию. Руководил экспедицией Отто Шмидт. В конце этого же года, а точнее 17 декабря, в СССР было образовано новое ведомство — Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП), приоритетной задачей которого стало «превращение Северного морского пути в постоянно действующую транспортную магистраль».

Новому ведомству была передана большая часть арктического флота, в него влился ряд уже существующих к тому времени организаций, в том числе акционерное общество «Комсеверпуть» со своей немногочисленной полярной авиацией.

Какое техническое оснащение имел ГУСМП к началу навигации 1933 году?

Отто Шмидт. Фото: https://ru.wikipedia.org

Отто Шмидт. Фото: https://ru.wikipedia.org

1. Два ледокола: «Ленин» (бывший «Александр Невский») и «Красин». Ледорез «Литке» в это время находился в подчинении Наркомвода.

2. Ледокольные пароходы — «А. Сибиряков», «Г. Седов», «Малыгин», «Русанов». Эти суда хоть и имели высокие для того времени ледовые качества, использовались либо как научно-исследовательские и гидрографические, либо как транспортные для снабжения полярных станций и доставки небольших объемов грузов, либо на зверобойных промыслах. В условиях недостатка ледоколов на трассе СМП их также привлекали для проводки судов.

Другие грузовые, грузопассажирские суда, привлекавшиеся для транспортных операций в Арктике, не были судами ледового класса и не проектировались специально для работы в полярных морях.

Особенности навигации 1933 года

Для своей первой навигации 1933 года Главное управление СМП разработало обширные планы.

Во-первых, в наследство от «Комсеверпути» ГУСМП досталась задача обеспечения Карских экспедиций. В Карской экспедиции, проводившейся в августе-октябре 1933 года, участвовало 30 судов, в том числе лесовозы. Их проводку осуществлял ледокол «Ленин».

Центральным событием навигации 1933 года должен был стать повторный сквозной проход судна из Баренцева моря в Тихий океан. Центральным, но отнюдь не самым масштабным.

А самой масштабной операцией, проведенной в навигацию 1933 года, стала Первая Ленская экспедиция, цель которой была проводка каравана грузовых судов из Архангельска в устье реки Лены через Карское море, пролив Вилькицкого и море Лаптевых, а затем обратно — в Архангельск. В состав грузового каравана вошли пароходы «Володарский», «Правда» и «Товарищ Сталин». В задачу экспедиции входила также проводка речного буксира и лихтера с Оби в устье Лены. Задача проводки экспедиции возлагалась на ледокол «Красин». Руководителем экспедиции был назначен Борис Лавров, начальником проводки — капитан Михаил Сорокин.

"Красин" с караваном Ленской экспедиции. Архив фотокорреспондента "Правды" С.Н. Струнникова.  Фото: https://goskatalog.ru
"Красин" с караваном Ленской экспедиции. Архив фотокорреспондента "Правды" С.Н. Струнникова. Фото: https://goskatalog.ru
Устье р. Нероты, притока р.Лены. У правого берега устья - суда Нижне-Ленской экспедиции на пути в бухту Тикси. Фото: https://goskatalog.ru
Устье р. Нероты, притока р.Лены. У правого берега устья - суда Нижне-Ленской экспедиции на пути в бухту Тикси. Фото: https://goskatalog.ru
Нос ледокола и высокие пенистые волны бушующего шторма у берегов Русской гавани. Ленская экспедиция 1933 г. Фото: https://goskatalog.ru
Нос ледокола и высокие пенистые волны бушующего шторма у берегов Русской гавани. Ленская экспедиция 1933 г. Фото: https://goskatalog.ru
/

Авиационную ледовую разведку для экспедиции проводил самолет «Дорнье Валь» «СССР Н-2». В составе экспедиции был и свой гидросамолет МР-5 «СССР Н-7».

Известно, что ни одно из судов Ленского каравана не имело ледового класса. Экспедиция вышла из Архангельска 8 августа, 12 сентября прибыла в бухту Тикси. 16 сентября, разгрузившись в Тикси, караван двинулся в обратный путь. Однако дойти до Архангельска ему не удалось, суда попали в тяжелые льды и встали на зимовку у островов Комсомольской Правды.

В это же время в Восточном секторе Арктики продолжала работу Северо-Восточная экспедиция (СВЭ) Наркомвода, имевшая целью доставку грузов на Колыму из Владивостока. Эта экспедиция началась еще в 1932 году, но тяжелые ледовые условия в Восточном секторе не позволили ей выполнить поставленные задачи и она встала на зимовку. В ее состав сначала входили шесть грузовых пароходов (из них три — серии «Анадырь»: «Анадырь», «Сучан» и «Север») и одна шхуна. Эти суда проектировались и строились для дальневосточных грузовых линий и не являлись судами ледового класса. Проводку каравана СВЭ осуществлял ледорез «Литке».

В навигацию 1933 года авиаобеспечение морских операций в Восточном секторе Арктики осуществляла группа Красинского. В этом секторе авиаразведку вели также летающие лодки «Дорнье Валь» «СССР Н-8» и «СССР Н-9».

Таким образом, видно, что трасса СМП в навигацию 1933 года на всем своем протяжении представляла собой оживленную судоходную магистраль, на которой работали десятки судов и тысячи людей.

Обратим внимание и на активную роль полярной авиации в навигацию 1933 года, значительно более существенную, чем в навигацию 1932 года.

«…Который вовсе не ледокол»

Вернемся к экспедиции на «Челюскине». Что представлял собой сам пароход? Это судно, построенное в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» по заказу Наркомвода, должно было использоваться на трассе Владивосток — устье Лены, то есть для Восточных Ленских экспедиций.

Судно имело ряд конструктивных особенностей, характерных для судна ледового класса, а именно: специальной конструкции форштевень, усиление корпуса в районе ватерлинии и ряд других. Тем не менее, как это отмечается во многих серьезных публикациях, это был обычный пароход, не соответствующий характеристикам ледокольного парохода. Об этом указывается в известном отчете комиссии, производившей осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде. Этот факт отмечал также и капитан Владимир Воронин.

Пароход «Челюскин» («Лена») на стапеле во время постройки фирмой "Бурмейстер и Вейн". 1932 г. Фото: https://goskatalog.ru
Пароход «Челюскин» («Лена») на стапеле во время постройки фирмой "Бурмейстер и Вейн". 1932 г. Фото: https://goskatalog.ru
Эскизный проект ледокола. «Общее расположение механизмов». Фото: https://goskatalog.ru
Эскизный проект ледокола. «Общее расположение механизмов». Фото: https://goskatalog.ru
Эскизный проект ледокола. «Продольный разрез и вид сверху». Фото: https://goskatalog.ru
Эскизный проект ледокола. «Продольный разрез и вид сверху». Фото: https://goskatalog.ru
/

И тем не менее, если сравнивать «Челюскин» с другими грузовыми судами, работавшими в это время в Арктике, это было более пригодное для плавания в ледовых условиях судно.

Еще перед выходом в поход Отто Шмидт в интервью газете «Известия» говорил:

«Судя по многочисленным вопросам и откликам, наша общественность весьма интересуется вопросом, почему экспедиция сквозного плавания по Ледовитому океану отправляется не на мощном "Красине", "Сибирякове", а на "Челюскине", который вовсе не ледокол. 

На ледоколе Великий Северный путь уже пройден. Поход "Сибирякова" доказал проходимость Ледовитого океана и не нуждается в проверке. Наша задача освоить путь, и ближайшее звено — это найти, комбинируя теорию и практический опыт, тот тип грузового корабля, по которому мы будем строить северную грузовую флотилию. Объединить в одном корабле свойства ледокола и грузового судна невозможно, так как ледокол всегда должен иметь очень мощную машину по сравнению со своей величиной. Вместе с тем мощная машина требует много топлива, так что при длительном рейсе не остается места для груза».

Шмидт признавал, что «Челюскин» «для сквозного плавания не предназначался и этим условиям не вполне удовлетворяет». Но рассчитывал, что экспедиция, помимо прочих задач, выявит, как нужно изменить проект при постройке будущих судов.

Далее в этом же интервью Шмидт рассказывает о планах экспедиции: «Если же льды его ("Челюскина". — Прим. ред.) задержат, то он пойдет вслед за "Красиным". И мы будем иметь первую проводку грузового судна ледоколом».

Таким образом, поход «Челюскина» не задумывался как автономное плавание. Напротив, планировалось, что экспедиция будет работать во взаимодействии с Ленской, а в Восточном секторе — с Северо-Восточной экспедицией Наркомвода, то есть экспедиция на «Челюскине» рассчитывала на ледоколы и авиацию вышеуказанных экспедиций.

Читайте также: "Всё знает, всё понимает, всё умеет": как Отто Шмидт стал супергероем Советской Арктики

Как известно, этим планам не суждено было сбыться. 29 августа в Карском море во время проводки судов Ленской экспедиции ледокол «Красин» сломал левый гребной вал с винтом.

В сентябре, выводя суда Северо-Восточной экспедиции Наркомвода, получил тяжелые повреждения ледорез «Литке».

В результате этих двух событий «Челюскин» практически лишился ледокольной поддержки. Тем не менее он продолжал свой путь на восток, а в Чукотском море попал в тяжелые льды и начал дрейфовать вместе с ними. В дрейфе в Беринговом проливе пароход практически вышел к чистой воде, до которой оставалось всего несколько миль. Однако направление дрейфа изменилось, судно вынесло назад в Чукотское море, и 13 февраля 1934 года оно погибло при сжатии льдов. Дальнейшая история хорошо известна.

Спасательные шлюпки с парохода «Челюскин» на месте гибели судна. Лагерь челюскинцев на дрейфующем льду Чукотского моря. Фото: https://goskatalog.ru

Спасательные шлюпки с парохода «Челюскин» на месте гибели судна. Лагерь челюскинцев на дрейфующем льду Чукотского моря. Фото: https://goskatalog.ru

Мера риска

В заключение хотелось бы прокомментировать определение «авантюра», столь часто в последние годы употребляемое применительно к походу «Челюскина».

Несомненно, полярные экспедиции того времени для их участников были сопряжены с риском. Давайте вспомним, например, проводившиеся в те годы экспедиции в полярные области на дирижаблях с водородным наполнением, в частности экспедицию на дирижабле «Италия». Эти воздухоплавательные средства по причине возможного возгорания представляли собой опасность, даже находясь в ангарах. Именно из-за этого от их использования вскоре повсеместно отказались. Какое определение можно подобрать для экспедиций на дирижаблях вглубь Арктики? Авантюра?

А каким словом мы можем определить полеты Ричарда Берда и Линкольна Элсуорта на Антарктидой на несовершенных самолетах, без всякого метеообеспечения, над абсолютно неизведанным рельефом? А посадку наших тяжелых самолетов на льдину в районе Северного полюса в 1937 году?

Поход на пароходе «Челюскин» в 1933 году является характерной арктической экспедицией того времени, неплохо продуманной и подготовленной, технически оснащенной на вполне современном для тех лет уровне, и ничем, по сути, не отличается от других экспедиций первой половины 1930-х годов. Если поход на «Челюскине» называть авантюрой, то это слово придется применять и ко всем первопроходческим экспедициям, как бы они ни завершились.

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
26 апреля 2024
«Мне бы в небо»: как аэростаты помогали в изучении земного шара
Подробнее
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
07 февраля 2024
Однодворцы – лапотные дворяне
Обзорная лекция этнографа и фольклориста Натальи Скавытиной
Подробнее
08 января 2024
Человек, который придумал ледокол: Степан Макаров и его знаменитый «Ермак»
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
23 декабря 2022
"Мы похитили тайны полярного мира"
Как художник Александр Борисов запечатлел таинственные красоты Арктики
Подробнее
16 ноября 2022
На фоне северного сияния: как Николай Юргенс открыл полярную станцию
Подробнее
Показать еще Загрузка