Трагическая история Александра Колчака. Фото: https://ru.wikipedia.org
Он был спутником барона Толля в ходе поисков Земли Санникова, а потом организовал спасательную экспедицию, когда тот пропал. Встал во главе гидрографической экспедиции по Северному Ледовитому океану и вычислил эллипсоидную траекторию дрейфа арктических льдов. Заслужил множество наград, среди которых золотая Константиновская медаль РГО и орден Святого Георгия IV степени. Был блестящим морским офицером. В 1918 году Колчака назначили Верховным правителем России, что и привело его к гибели.
Парадоксы обучения
Будучи гимназистом, Александр Колчак совершенно не выглядел будущим ученым и исследователем — больно слабые у него были результаты. В 3-й класс он и вовсе перешел со скрипом: по математике была тройка, по латинскому и немецкому — тройки с минусом, а по русскому и французскому — двойки. Не остаться на второй год Колчак смог лишь потому, что пересдал предметы с неудовлетворительной оценкой на три с минусом.
Однако стоило юноше в 1888 году поступить в Морское училище, куда он пошел «по собственному желанию и по желанию отца», как ситуация коренным образом поменялась. В своем выпуске Александр занимал то первое место по успеваемости, то второе, чередуясь со своим другом Дмитрием Филипповым. При этом делал все, чтобы помочь в обучении своим менее успешным однокашникам.
«Среди легкого, как шелест листьев, шума, неизбежного, когда несколько десятков людей занимаются наукой, до меня доносится чей-то негромкий, но необыкновенно отчетливо произносящий каждое слово, как бы отпечатывающий каждый отдельный слог голос: "Прежде всего ты должен найти в пятой таблице величину косинуса…" Кадет, среднего роста, стройный, худощавый брюнет с необычайным, южным типом лица и орлиным носом поучает подошедшего к нему высокого и плотного кадета. Тот смотрит на своего ментора с упованием… Ментор этот, один из первых кадетов по классу, был как бы постоянной справочной книгой для его менее преуспевающих товарищей. Если что-нибудь было непонятно в математической задаче, выход один: "Надо Колчака спросить"».
Дмитрий Никитин «Выпуск Колчака. Морские записки»
Таланты в точных науках у молодого гардемарина были таковы, что, когда он в ходе учебной программы Морского корпуса посещал Обуховский сталелитейный завод, на него обратил особое внимание английский изобретатель Уильям Армстронг. Пушечный король предлагал молодому человеку поехать в Англию на свои заводы, чтобы стать инженером, однако куда сильнее Колчака манило море.
Сдавая морское дело, Колчак единственный из выпуска успешно справился со всеми 15 вопросами, на которые надлежало ответить. Да и прочие предметы почти все сдал на отлично — исключением стало минное дело, где он смог ответить лишь на четыре вопроса из шести. При этом именно в минном деле Колчак впоследствии достиг особых успехов, участвуя в боевых действиях на Балтике и Черном море.
В списке успеваемости он оказался на первом месте, но не согласился с этим: Филиппов уступил ему лишь в оценке за поведение. В итоге Колчак попросту отказался от первенства, вынудив комиссию признать лучшим учеником своего друга. Этот поступок высоко оценило руководство, вручив Александру утешительную премию адмирала Петра Рикорда в 300 руб. как «отличнейшему во всех отношениях воспитаннику».
Коридоры Морского кадетского корпуса. Фото: https://ru.wikipedia.org
Притяжение полярных широт
Вскоре после выпуска Колчак отправился на Дальний Восток вахтенным офицером крейсера «Рюрик». Именно тогда молодой человек серьезно увлекся океанографией и гидрологией. Особенно его манили полярные моря: Берингово и Охотское. Он начал исследовать морские течения, а в 1897 году подал рапорт с просьбой перевести его на судно «Кореец», направлявшееся к Командорским островам. Вместо этого Колчака назначили вахтенным учителем на парусно-винтовой клипер «Крейсер», где он произвел немалое впечатление на командира Генриха Цывинского: «Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».
Колчак по-прежнему надеялся попасть в арктическую экспедицию. Прибыв в Кронштадт, он навестил адмирала Степана Макарова, который как раз собирался отправиться к Шпицбергену на ледоколе «Ермак». Увы, знаменитый адмирал не смог взять с собой молодого офицера. Тогда тот встретился с Эдуардом Толлем, готовившим путешествие с целью отыскать Землю Санникова. Однозначного ответа тот не дал. Тем временем Колчака назначили на броненосец «Петропавловск», на котором он вновь ушел на Дальний Восток. Телеграмма от Толля пришла в тот момент, когда офицер уже подумывал принять участие в Англо-бурской войне. Обрадованный Колчак немедленно согласился и временно перешел с военной службы под юрисдикцию Императорской Академии наук.
Читайте также: Арктический мираж: существовала ли Земля Санникова?
5 июня 1901 года барон Толль отправился к северу с тремя спутниками и больше не вернулся. Шхуна «Заря», следуя отданным прежде распоряжениям, вернулась в Тикси без него. Александр Колчак сделал все возможное, чтобы организовать спасательную экспедицию, и добился своего: в 1903 году он отправился в санно-шлюпочный поход на остров Беннетта, чтобы отыскать следы пропавшего руководителя экспедиции. Следы он нашел, но самого барона Толля — нет. Мало того, он и сам чуть не погиб, продвигаясь через ледяную пустыню. Если бы не боцман Никифор Бегичев, из экспедиции Колчак бы не вернулся.
«Колчак тоже разбежался и прыгнул, но попал прямо в середину трещины и скрылся под водой. Я бросился к нему, но его не было видно. Потом показалась его ветряная рубашка, я схватил его за нее и вытащил на лед. <…> Но этого было недостаточно — под ним опять подломился лед, и он совершенно погрузился в воду и стал тонуть. Я быстро схватил его за голову, вытащил еле живого на лед и осторожно перенес… к берегу. Положил на камни и стал звать Инькова, который стоит возле трещины и кричит: "Утонул, утонул!" — совершенно растерялся. Я крикнул ему: "Перестань орать, иди ко мне!" Мы сняли с Колчака сапоги и всю одежду. Потом я снял с себя егерское белье и стал надевать на Колчака. Оказалось, он еще живой. Я закурил трубку и дал ему в рот. Он пришел в себя. Я стал ему говорить — может, он с Иньковым вернется назад в палатку, а я один пойду. Но он сказал: "От тебя не отстану, тоже пойду с тобой"».
Из воспоминаний Никифора Бегичева
Вернувшись из экспедиции, Колчак посвятил 1905–1906 годы обработке собранных материалов. Их оказалось настолько много, что публикации полярника выходили до конца 1920-х годов. В 1906 году его приняли в действительные члены Русского географического общества и наградили Константиновской медалью за «выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг».
В следующий раз Колчаку удалось вернуться в Арктику в 1909–1910 годах. Доклад об условиях плавания вдоль арктического побережья России он подготовил для комиссии, изучавшей вопрос о Северном морском пути, еще в 1906 году, после чего вместе с Федором Матисеном разработал план комплексной экспедиции. В 1908-м проект получил одобрение, а год спустя закончилось строительство ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», которые и отправились в полярное плавание. Последним руководил Колчак.
Карта северо-восточной части Карского моря, составленная Колчаком. Фото: https://rusneb.ru
1910 год был посвящен научным наблюдениям на мысе Дежнева — планировалось провести съемки местности и астрономические работы. Помимо этих исследований, участники экспедиции дошли до поселка Уэлен по Северному Ледовитому океану, откуда двинулись на запад. Возвращаясь во Владивосток, внесли уточнения в уже имевшиеся географические карты, добавив некоторые детали касательно бухт Петра и Павла в заливе Наталии. Во Владивостоке же Колчака ждала телеграмма: его хотели видеть в Морском генштабе для реализации судостроительной программы. Экспедиция же, в подготовку к которой он вложил столько сил, продолжилась уже без него.
«Выдающийся офицер во всех отношениях»
Так охарактеризовал Колчака контр-адмирал Иван Шторре, начальник Минной дивизии, в обязанности которого входило дать аттестацию своим подчиненным. У Александра уже был опыт командования миноносцем и установки минных заграждений, которые он размещал при входе в Порт-Артурскую бухту во время Русско-японской войны. В ходе Первой мировой он служил уже на Балтике — минировал вход в Финский залив и Данцигскую бухту, возглавил высадку морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу, командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Так он заслужил свой орден Св. Георгия IV степени.
«Вечером флот оставался на якоре, когда из Ставки Верховного главнокомандующего была мною принята телефонограмма приблизительно такого содержания: "Передается по повелению государя-императора: капитану 1-го ранга Колчаку. Мне приятно было узнать из донесений командарма-12 о блестящей поддержке, оказанной армии кораблями под Вашим командованием, приведшей к победе наших войск и захвату важных позиций неприятеля. Я давно был осведомлен о доблестной Вашей службе и многих подвигах. <…> Награждаю Вас Св. Георгием IV степени. Николай. Представьте достойных к награде". Ночью, когда Александр Васильевич заснул, мы взяли его тужурку и пальто и нашили ему георгиевские ленточки».
Из воспоминаний офицера Николая Фомина, служившего под началом Колчака
В июне 1916 года только-только ставший контр-адмиралом Колчак неожиданно получил повышение: его произвели в вице-адмиралы и назначили командующим Черноморским флотом. Здесь он принял решение не ограждать минами собственные базы, а передвинуть их как можно ближе к берегам неприятеля, разместив таким образом, чтобы вражеские корабли не могли прорваться через заграждение. В итоге к концу 1916 года турецко-немецкий надводный флот удалось полностью вытеснить с Черного моря и запереть в Босфоре. Адмирал стал готовить Босфорскую операцию по высадке десанта и захвату черноморских проливов, но тут грянула революция, поставившая крест на всех прежних планах.
Вице-адмирал Колчак на боевом корабле. Фото: https://ru.wikipedia.org
В конце 1918 года на заседании Совета министров Колчака избрали Верховным правителем России, и это решение приняли руководители всех основных формирований белых, включая Антона Деникина, которому позже он передал власть. «Адмирал подкупает своим благородством и искренностью», — отмечал председатель Совета Петр Вологодский. «Едва ли есть еще на Руси другой человек, который так бескорыстно, искренне, убежденно, проникновенно и рыцарски служит идее восстановления единой великой и неделимой России», — вторил военный министр Алексей Будберг. «Честнейший и искреннейший русский патриот в лучшем смысле этого слова и человек кристальной душевной чистоты», — соглашался с ними министр снабжения Иван Серебренников. Сам же Колчак писал о своей должности: «Я без колебаний готов отдать ее кому-то более достойному. Моя сила в полном презрении к личным целям».
«Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях Гражданской войны и полного расстройства государственных дел и жизни, объявляю: я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру».
Из обращения Александра Колчака к населению
К сожалению, в политике ученый-полярник и блестящий офицер оказался не столь силен. Власти на местах устраивали беспредел, с чем Верховный правитель не смог справиться, да и на суше он чувствовал себя отнюдь не так уверенно, как в море. Из-за этого Колчак слишком полагался на своих генералов, у многих из которых были собственные амбиции. Георгий Гинс, один из членов правительства Колчака, позже писал в воспоминаниях: «В какой-то момент мы наблюдали, как Колчак слушал своих генералов, и поняли, что у нас нет Верховного главнокомандующего».
В ноябре 1919 года под напором Красной армии Колчак был вынужден оставить Омск, а в декабре его поезд оказался блокированным в Нижнеудинске чехословаками. 7 февраля 1920 по приговору Иркутского военно-революционного комитета адмирала расстреляли.
Иркутский тюремный замок — здесь Колчак провел последние дни. Фото: https://ru.wikipedia.org
Большинство исследователей биографии Колчака сходятся во мнении, что этот незаурядный человек мог бы еще многое сделать и как ученый, и как офицер флота, и как педагог. Ведь с 1910 года он работал над судостроительной программой России, параллельно преподавая в Морской академии, где первым прочитал курс лекций, посвященный совместным действиям армии и флота. Но революция и связанные с ней события повели его судьбу по куда более трагическому пути.
Ольга Ладыгина