Завершился полевой этап второго сезона экспедиции Русского географического общества по маршруту Байкало-Амурской магистрали. Ученые с ретроспективой в 20 лет оценили состояние вечной мерзлоты и водных ресурсов Чарской котловины и хребтов Кодар и Удокан, провели ряд социологических и экологических исследований. Полученные данные позволят оценить природные риски по маршруту железнодорожной и автомобильной дорог.
— В рамках экспедиции этого года несколько научных групп провели комплексные исследования по разным направлениям: от анализа рисков, связанных с сейсмической активностью, до оценки демографической ситуации, — отметил заместитель научного руководителя экспедиции, старший научный сотрудник Института физики Земли им. Шмидта РАН, кандидат геолого-минералогических наук Андрей Стрельников. — Продолжение работ поможет нам выявить устойчивые тенденции естественных изменений геокриологических условий и оценить реакцию мерзлоты на современные климатические вызовы. Это важно для прогнозирования затрат на содержание инфраструктуры в сложных горно-геологических условиях и развития региона в целом.
В сентябре ученые обследовали инфраструктуру по маршруту эксплуатируемых участков железнодорожной линии Амуро-Якутской и Байкало-Амурской магистралей, которые расположены в условиях вечной мерзлоты. В ходе работ исследователи осмотрели объекты земляного полотна и провели анализ технических решений по его усилению совместно с инженерами Тындинской мерзлотной станции, работающей в системе РЖД.
В рамках экспедиции специалисты продолжили многолетний ряд термометрических наблюдений, который ведется с 1986 года, — ученые измеряют температуру грунта на разных глубинах в ключевых районах железнодорожной трассы. Важной практической частью работы стало детальное обследование железнодорожной ветки и прилегающей автомобильной дороги Новая Чара — Чина. Исследователи составили каталог нарушений насыпи для карты-схемы интенсивности проявлений опасных геологических процессов, таких как просадки грунта из-за таяния подземного льда, наледи, лавино-осыпи, сели и эрозии. Эти данные необходимы для планирования ремонтных и противоаварийных работ.

Тектонофизики ИФЗ РАН Екатерина Мануилова и Татьяна Тверитинова исследуют Северомуйский тоннель. Фото: Иван Нестеров
— В экспедиции мы тестируем инновационные разработки. Сейчас мы создаем ГИС-проект, состоящий из цифровой карты рельефа, космических изображений, базы данных активных разломов, базы данных по криогенным явлениям и температурному состоянию мерзлоты, объектов инфраструктуры (железнодорожных путей, станции, населенных пунктов, мостов), — рассказал руководитель экспедиции Иван Нестеров. — Представители Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России протестировали инновационный полимерный сорбент, позволяющий очищать железнодорожный щебень от нефтепродуктов прямо на месте. Эффективность этого метода была доказана в полевых условиях. На станции Гоуджекит специалисты провели замеры, которые показали следующий результат: после обработки сорбентом содержание нефтепродуктов в щебне сократилось на 98%. Эта технология не только решает экологическую проблему, но и сокращает дорогостоящие земляные работы, траты на закупку нового материала и длительные перерывы в движении поездов.
В Чарской котловине исследователи с помощью беспилотников провели аэрофотосъемку и собрали геоданные для создания 3D-моделей рельефа, что позволило выявить ранее незаметные с земли зоны эрозии и очаги техногенного воздействия. Сопоставление фотографий со съемками прошлых лет позволит проанализировать изменения ландшафта. Параллельно в Забайкалье работала группа тектонофизиков, которые изучали природные разломы в горных породах. Они обнаружили множество участков с трещинами и смещениями, которые указывают на накопление подземного напряжения. Эти данные помогут найти локации, где высока вероятность землетрясений.
Ученые работали также на западном участке БАМа, чтобы собрать данные о социально-экономической ситуации и туристическом потенциале территории. Для этого в 16 населенных пунктах (от городов Усть-Кут и Северобайкальск до небольших поселков) исследователи провели 69 интервью с жителями региона и 33 — с представителями местных администраций и бизнеса. Специалисты анализировали туристическую инфраструктуру, состояние природных и культурных объектов, статистику миграции. Данные опроса показали, что 46% населения не планируют уезжать из этого региона, а причина переезда жителей в первую очередь (37% ответов) связана с плохо развитой инфраструктурой.

Съемка Чарской котловины с БПЛА. Фото: Марианна Шмырева
— РГО делает ставку на создание уникального научного фундамента для безопасного и устойчивого развития транспортных магистралей нашей страны, — отметила директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Наталия Белякова. — В отличие от разовых изысканий, мы реализуем системный мониторинг, интегрирующий данные для комплексного анализа рисков. В перспективе проект будет масштабирован на геостратегическую артерию — Транссибирскую магистраль, что позволит создать целостную модель управления развитием прилегающих территорий.
В ходе экспедиции группа экологов изучала проблему обращения с твердыми коммунальными отходами. Вывоз и утилизация мусора вдоль БАМа организованы неэффективно из-за сурового климата, удаленности этих территорий и почти полного отсутствия необходимой инфраструктуры. Это приводит к постоянному появлению несанкционированных свалок и серьезной угрозе для экологии. Ситуация усугубляется тем, что перерабатывается менее 5% отходов, а рост туризма только увеличивает объемы мусора. При этом местные жители практически не вовлечены в решение проблемы.
Экспедиция проходила совместно с Российским университетом транспорта РУТ (МИИТ), Петербургским государственным университетом путей сообщения, Институтом географии имени В. Б. Сочавы СО РАН, Институтом физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН, Единой геофизической службой РАН, Институтом геоэкологии им. Е. М. Сергеева РАН, Сибирской пожарно-спасательной академией ГПС МЧС России, Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, туроператором «Байкал и окрестности».
Мария Булдакова