Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова при поддержке Русского географического общества идентифицировала транспортное судно «Выборг», потопленное в начале Великой Отечественной войны. Исследования проходили в рамках экспедиции «Голоса погибших кораблей». Каждый сезон проекта — это новые подводные находки, которые становятся памятью о великих подвигах наших предков.
— РГО работает практически на всех морях, отдавая дань памяти историческому наследию России — от обследования старинных маяков до поиска кораблей и вахты памяти. В начале мая стартовал очередной сезон комплексной экспедиции «Голоса погибших кораблей», которая проходит более пяти лет при поддержке Общества и Фонда президентских грантов. Ключевой объем работ в ней выполняет Разведывательно-водолазная команда, погружаясь на глубину и создавая 3D-модели объектов историко-культурного наследия. В этом году благодаря совместной работе РВК, фонда «Люди моря», Балтийского флота и РГО был найден последний затонувший транспорт времен Великой Отечественной войны — корабль «Выборг», — рассказала директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. — Полученные данные пополнят морскую электронную энциклопедию «Россия от моря до моря». Она поможет сохранить и передать информацию об экспедициях прошлого и настоящего, военных подвигах в акваториях наших морей, а также зафиксирует точки перспективных исследований.
В июле 1941 года корабль «Выборг» вышел из Ленинграда в Таллин. У острова Вайндло судно было атаковано противником. С 25 июня 1941 года Финляндия находилась в состоянии войны с СССР в качестве фактического союзника нацистской Германии. Финская подлодка напала на «Выборг». Вовремя обнаружив атаку, теплоход, развив предельную скорость, повернул на обратный курс — к Ленинграду. Торпеды прошли мимо. Но чуть позже другая финская подводная лодка «Весикко» выпустила по теплоходу две торпеды с близкого расстояния. «Весикко» была сконструирована в 1930-х годах, подлодка водоизмещением 254 тонны входила в состав финских ВМС. От одной торпеды советский транспорт уклонился, вторая, попав в кормовую часть, разрушила ее.
Теплоход Балтийского государственного морского пароходства «Выборг». Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой
— «Выборг» важно было найти, потому что это последний крупный транспорт времен войны, который лежит под водой в территориальных водах России. Исследование стало возможно благодаря помощи и взаимодействию РГО, Балтийского флота, Ленинградской военно-морской базы, — отметил руководитель Разведывательно-водолазной команды Константин Богданов.
Финская торпеда попала «Выборгу» в район третьего-четвертого трюма. Через 20 минут он затонул. Экипаж в составе 45 человек под командованием капитана Ильи Гаврилова покинул судно на шлюпках. Позже он был спасен советскими сторожевыми катерами и доставлен на остров Лавенсаари. При взрыве погиб один человек — боцман Дмитрий Денисов.
Передняя часть судна «Выборг». Фото: Разведывательно-водолазная команда
Неизвестный объект длиной 110 м был впервые обнаружен в 2022 году морской инженерной компанией «Фертоинг», которая основала фонд «Люди моря». Это произошло в Финском заливе севернее острова Мощный в рамках совместной работы с Разведывательно-водолазной командой по поиску кораблей Таллинского перехода. Катер «Пиранья» следовал по фарватеру к месту проведения поисковых работ, была включена поисковая аппаратура, это и позволило увидеть объект.
В 2024 году этот объект идентифицировали. РГО организовало закрытие района для движения судов. Во время того, как «РВК» уходила под воду, огромные танкеры и сухогрузы проходили в сторону Санкт-Петербурга на расстоянии всего нескольких сотен метров. Глубина по грунту — 54 м, температура воды — +2 °С. В этот раз дайверам повезло: видимость под водой по балтийским меркам очень хорошая, метров 8–10. Всего группа из пяти человек совершила более 20 погружений на объект, водолазы провели подробную видеофиксацию судна.
Корабль «Выборг» был идентифицирован на сто процентов. На корме под слоем ржавчины удалось обнаружить нарисованные краской буквы, где можно было разобрать фрагменты названия судна и порт приписки — Ленинград. Но главным объектом для идентификации стал судовой колокол. На нем выгравировано первое название теплохода («Каир») и порт приписки (Бремен). Это позволило сделать однозначный вывод, что найденное судно — теплоход «Выборг». Отдельное погружение было совершено, чтобы найти ту самую пробоину, которая погубила советское судно. Обнаруженная пробоина была двойная, в виде восьмерки. При этом саму торпеду не нашли.
Корабельный колокол, который позволил идентифицировать судно. Фото: Разведывательно-водолазная команда
— Мы будто со стороны наблюдали, как действовал капитан. Руль повернут влево, курс — «полный вперед». Это значит, капитан активно маневрировал, пытаясь уйти от врага. Ему удалось увернуться от первой торпеды, но, к сожалению, вторая попала точно в борт, — рассказал историк и дайвер-исследователь Михаил Иванов. — Размер и форма полученной в результате взрыва пробоины позволяет предположить, что торпеда ударила по касательной в правый борт в районе третьего грузового трюма, вызвав разрушение борта на площади 3 х 5 м.
Колокол, поднятый на поверхность, вновь зазвучит спустя 83 года. Он станет частью мемориала «Голоса погибших кораблей», который планируют открыть в филиале парка «Патриот» в Кронштадте. Как пояснил Константин Богданов, сейчас идет поиск финансирования на установку памятника. После этого колокол, который весит больше 50 кг, вместе с другими колоколами — голосами погибших кораблей — будет представлен в этой композиции.
Мария Булдакова