Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) обнаружили три парохода периода Первой мировой войны, 19 "донных аномалий" и три неидентифицированных объекта в Горле Белого моря. Находки сделаны в ходе экспедиции ЦПИ РГО, которая завершилась в Поморье.
Горло Белого моря – пролив в Северном Ледовитом океане, отделяющий Терский берег Кольского полуострова от Зимнего берега материка. В допетровские времена Горло считалось наиболее опасной зоной для проплывающих по ней кораблей. Известно, что в XVIII веке здесь затонули сотни торговых судов: они были раздавлены льдами или стали жертвами штормов. По оценке специалистов, в период Первой мировой и Великой Отечественной войн их количество увеличилось до двух тысяч.

Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО
В течение трёх недель специалисты Центра обследовали акваторию Горла Белого моря и изучили ряд объектов, затонувших в тех местах в годы Первой мировой войны. Работы проводили две команды: на Большом гидрографическом катере с поисковой аппаратурой специалисты-гидроакустики осматривали акваторию Горла Белого моря, а со спасательного буксира водолазная команда изучала объекты, найденные в прошлом году. Так, при помощи многолучевого эхолота и гидролокатора бокового обзора поисковой группе экспедиции удалось отснять 190 квадратных километров морского дна. В ходе поисковых работ обнаружены и осуществлены замерочные погружения к 19 "донным аномалиям". По словам специалистов, ими могут оказаться рукотворные объекты: корабли, фрагменты груза или части судна.

Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО
Помимо этого специалисты нашли три парохода периода Первой мировой войны. Благодаря архивным сведениям и данным гидроакустиков специалистам удалось идентифицировать корабли. Одним из них стал американский пароход "Каролина", занимавшийся перевозкой военного груза, в том числе автомобилей. В 1917 году судно подорвалось на минном заграждении. Другой затонувший пароход – официальный угольщик Британского адмиралтейства №546 "Кап Антибе". Конечной точкой его маршрута должен был стать Архангельск. Третье судно – английский пароход "Друмлойст". В 1915 году судно шло с грузом леса из Архангельска в родной порт, но подорвалось на мине. Корабль держался на плаву до последнего: он ушёл под воду только после третьего минного снаряда. Сейчас корпус "Друмлойста" стоит на глубине 64 метра с небольшим креном на левый борт. Его палуба уцелела, на грунте лежат обломки кормы парохода.

Пароход "Друмлойст". Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО
Кроме того, в рамках экспедиции водолазы обследовали уже известные объекты. Среди них – пароходы "Африкан Монарх" с грузом кардифа – уэльского угля и "Дэт Грив", вёзший лес из России во Францию. За несколько дней специалисты провели полное обследование и видеосъёмку затонувших кораблей.

Пароход "Африкан Монарх". Изображение предоставлено Центром подводных исследований РГО
Специалисты ЦПИ РГО планируют вернуться с экспедицией в Горло Белого моря в следующем году. Помимо определения и идентификации неизвестных объектов поисковая команда рассчитывает найти объекты петровской эпохи. "Поморье считается морской колыбелью России. В XVII–XVIII веках Архангельск был крупнейшей верфью и портом. Поэтому в следующем году мы отправимся в том числе и за старинным наследием Белого моря", – говорится в сообщении пресс-службы центра.

Фото предоставлено Центром подводных исследований РГО