Центр подводных исследований (ЦПИ) РГО совместно с Институтом археологии РАН и Национальным центром подводных исследований проводят первое системное изучение дна Невы. Цель исследования — поиск, идентификация и учёт затонувших кораблей и судов. Предположительно, подводные археологи уже обнаружили семь-восемь кораблей разных эпох.
Санкт-Петербург — город-порт. Нева всегда была зоной активного судоходства. Однако акватория главной реки региона изучена только фрагментарно. В 2019 году ЦПИ РГО начал первые работы по гидроакустическому обследованию дна Невы. Продолжение работ пришлось на осень 2020 года. На сегодняшний день специалисты обследовали 80 процентов дельты Невы в пределах города.
В ходе исследований с помощью многолучевого эхолота на карте отмечается каждая аномалия и каждый подводный объект, который с высокой точностью снимает поисковая аппаратура. Уже зафиксировано 150 гидроакустических аномалий, значительная часть которых перспективна для дальнейшего научного анализа. Предположительно, это семь-восемь разных типов судов. На съёмке видны ладьеобразные корпуса, 50- и 30-метровые баржи, типичные для местной перевозки грузов, буксиры.
Для подтверждения наличия объектов и их обследования в Неву вышла группа водолазов ЦПИ РГО. Они осматривают и снимают на видео останки корпусов, фиксируют положение фрагментов на грунте, берут пробы древесины для радиоуглеродного анализа, который может подсказать возраст объектов. Зачастую в такой полноводной и судоходной реке корпуса разрушаются до основания, и по внешним признакам сложно понять конструктив объектов и отнести к какой-то определённой эпохе.
"В Неве с наносным слоем современных предметов очень сложно понять, что является элементом объекта, что тем, что он когда-то вёз, что является объектом, лежащим поверх этого, а что — банальный подводный мусор", — отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
Сергей Фокин. Фото предоставлено ЦПИ РГО
Тем не менее в этой экспедиции были найдены и неплохо сохранившиеся экземпляры. Среди них — 12-метровое крестьянское палубное судно в акватории Большой Невы. Такой конструктив специалистам ещё не попадался. Кроме того, у Эрмитажа лежит деревянный корпус XIX века с адмиралтейским якорем на борту. С него для первичной идентификации был поднят большой глиняный горшок. А у Меншиковского дворца обнаружена баржа с грузом корабельных деталей: бронзовых иллюминаторов, металлических дверей и латунных артиллерийских гильз.
Исследования дна Невы будут продолжены. Задача-максимум для подводных археологов — найти здесь корабли эпохи Средневековья. Ведь Нева была зоной активного судоходства и до строительства Петербурга.
Фото предоставлено ЦПИ РГО
Экспедиция проходит при поддержке ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург".