В копилку туров "Путешествий с РГО" вошли три маршрута: снегоходная экспедиция на плато Маньпупунёр, маршрут на снегоходах на перевал Дятлова и тур по реке Чусовая под названием "По пути "железных караванов".
Туроператор "Русские горы. Снегоходные гиды Урала" с 2009 года организует зимние экспедиции на снегоходах на Южном, Среднем, Северном, Приполярном и Полярном Урале. Каждый год отметки на спидометрах гидов "Русских гор" пополняются не менее чем на 7 тыс. км. Для зимних путешествий по Уралу необходима тщательная профессиональная подготовка каждого маршрута, высокая техническая квалификация его руководителей, большой опыт гидов, безупречное состояние машин. Команда опытных путешественников-снегоходчиков, без преувеличения, знает все тропы, ландшафты и достопримечательности зимнего Урала, готова к любым погодным неожиданностям. Среди их маршрутов — горный хребет Юрма, монастырь Шадтчуплинг, гора Конжаковский Камень, гора Ольвинский Камень, плато Кваркуш, Главный Уральский хребет, гора Чистоп, перевал Дятлова, гора Отортен, плато Маньпупунёр, гора Сабля, гора Народная, гора Манарага.
Фото: Андрей Истомин
Снегоходная экспедиция на плато Маньпупунёр рассчитана на пять дней и предназначена для любителей настоящего зимнего экстрима. Сложность пути, капризы погоды, большие расстояния ежедневных пробегов на снегоходах, бытовая суровость — всё это с лихвой окупает возможность увидеть священное плато зимой. Плато Маньпупунёр в зимнее время представляет собой особенно величественное, незабываемое зрелище. Скалы, похожие на замерших великанов, занесены снегом, придающим им ещё более причудливые формы.
Маршрут берёт начало в посёлке Вижай на слиянии двух рек: Вижай и Лозьва — самом северном из населённых пунктов Свердловской области. Посёлок построен в 20–30-е годы ХХ века как колония-поселение. На пути снегоходчиков по красивейшим местам Северного Урала, по лесным заснеженным дорогам и тропам — долины рек, горные перевалы, замершие зимние озёра, причудливые скалы и пещеры. Плато Маньпупунёр — одно из семи чудес России — предстанет перед группой на второй день экспедиции. С местным коренным народом Севера манси путешественники смогут пообщаться непосредственно в местах их проживания. После морозного дня и долгой дороги отдых в тёплых избах на бывшем золотоискательском прииске, в национальной деревне манси останется в памяти теплом русской печи, свистом ночного ветра за окошком, таёжным чаем и дружеским общением. После такого маршрута каждый сможет почувствовать себя первопроходцем зимнего Урала.
Фото: Сергей Макурин
Перевал Дятлова в последние десятилетия стал одним из самых посещаемых туристических объектов Урала. Несмотря на недобрую славу этого места, из года в год сотни туристов устремляются сюда на таинственную гору Отортен. Кто-то едет, чтобы увидеть одно из самых загадочных мест Северного Урала и отдать дань памяти группе Игоря Дятлова, кто-то рассматривает в этой поездке возможность прикоснуться к культуре народностей манси, услышать их легенды, познакомиться с их бытом и укладом, а кто-то для того, чтобы увидеть девственную природу. Туроператор "Русские горы" разработал вариант 3-дневного снегоходного путешествия на перевал Дятлова. Этот маршрут предполагает небольшие по расстоянию и времени снегоходные пробеги и ночёвки в относительно комфортных условиях.
Фото: Андрей Истомин
В посёлке Вижай — начальной точке путешествия — берут начало многие популярные туристические маршруты. Отсюда группа Игоря Дятлова начинала свой поход и сюда же должна была вернуться к 12 февраля 1959 года после запланированного, но так и не состоявшегося восхождения на Отортен. Из посёлка Вижай снегоходчики отправляются в сторону посёлка Ушма — в прошлом колонии-поселения времён ГУЛАГа, где проживали в советское время расконвоированные заключённые. Сейчас здесь живут семьи коренных народов Севера — манси. По дороге путешественников ждут удивительные Лозьвинские пещеры — обиталище мансийских духов. Ночёвка на базе "Елес-Тур" — во вполне комфортных домиках, с русской баней. На второй день путешествия группа достигнет перевала Дятлова, посетив по дороге знаменитую "Избу Ильича" — традиционный перевалочный пункт всех путешественников, идущих к горе Отортен и перевалу Дятлова. Эти красивейшие места останутся в памяти у каждого гостя этого маршрута.
Фото: Илья Новиков
Снегоходный тур по реке Чусовая назван его авторами "По пути "железных караванов". Это интереснейший маршрут, сочетающий умеренный экстрим с настоящим погружением в историю. Чусовая — самая знаменитая уральская река, долгое время бывшая единственной транспортной артерией всего горного региона. До появления железных дорог река связывала Азию и Европу. Было время, когда по реке Чусовая ходили массивные "железные караваны" знаменитых уральских промышленников Акинфия Демидова и Григория Строганова, которые перевозили в деревянных судах (барках) многотонные грузы с кованным железом, пушками и ядрами для защиты Российской империи от шведов и других захватчиков в далёкое петровское время. На реке по сей день сохранились старинные посёлки, пристани, верфи. За каждой скалой (на Урале скалы называют камни), за каждой деревней на берегу живописнейшей реки стоит огромная история, впитавшая дух приключений и непростой жизни чусовских сплавщиков из того далёкого времени, мастерски описанной в романе А. Иванова "Золото бунта".
Фото: Надежда Сухорукова
Путь снегоходчиков пролегает через старинные уральские сёла. В селе Слобода находится "родина" "железных караванов", отсюда в апреле 1703 года по Чусовой, а далее по Каме и Волге в Москву и Петербург отправился первый караван из судов, гружённых железом, боеприпасами, орудиями. Каждая из старинных деревень — Каменка, Чусовое, Нижнее Село, Трёка, Мартьяново, Сулём, Староуткинск и другие — это уникальные памятники и необыкновенные истории. В селе Кын к массивной каменной пристани причаливали барки с продукцией уральских заводов. И в 2010 году здесь на берегу реки Чусовой был установлен памятник "Сплаву железных караванов" в виде чугунного лота — слитка чугуна с шипами. Такой лот бросали в воду за баркой, чтобы уменьшить скорость движения судна на опасном участке и избежать столкновения со скалами. Возле этого старинного уральского села находится и самая большая скала на реке Чусовая — Камень Великан, до 115 м в высоту и до 1,5 км в длину. Здесь заканчивается Свердловская область и начинается Пермский край. Здесь же и закончится удивительное путешествие вниз по реке Чусовая по пути следования "железных караванов".
Фото: Мария Степанова
С программами туров можно подробно ознакомиться в разделе "Путешествия с РГО".