Вещество памяти: как участники экспедиции «Помни войну» восстанавливают историю

Вещество памяти: как участники экспедиции «Помни войну» восстанавливают историю Вещество памяти: как участники экспедиции «Помни войну» восстанавливают историю
Каждый новый сезон экспедиции "Помни войну" - это задача со многими неизвестными. Фото: пресс-служба Северного флота

Каждый новый сезон экспедиции "Помни войну" - это задача со многими неизвестными. Фото: пресс-служба Северного флота

Подведены итоги третьего сезона комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества «Помни войну». С января по ноябрь 2023 года состоялись 12 этапов в акваториях Баренцева, Белого и Карского морей, а также на побережье Кольского полуострова. Выполнен ряд важных океанографических изысканий, включая исследование рельефа морского дна на значительной площади, обнаружен новый географический объект — остров возле ледника Рыкачева. В этом материале мы расскажем о той части работы, которая отражена в названии экспедиции и во многом является ее миссией, — о поиске погибших в годы былой войны судов и кораблей.

Без карты

Арктические моря и их побережье в годы Великой Отечественной были ареной ожесточенных боев и многочисленных жертв. При этом с момента завершения войны до первой декады XXI века поиски погибших кораблей и судов не носили систематического характера. За десятилетия количество найденных объектов исчислялось единицами. Но с 2013 по 2020 год Северным флотом были обнаружены 10 погибших кораблей и судов. А только за три сезона экспедиции «Помни войну» найдено 49. А между тем за каждым из таких объектов стоит героический эпизод былой войны и сотни жизней моряков Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции.

Руководитель экспедиции «Помни войну» Алексей Корнис. Фото: Виталий Новиков

Руководитель экспедиции «Помни войну» Алексей Корнис. Фото: Виталий Новиков

До сих пор не существует карты, где — пусть даже предположительно — обозначены затонувшие в годы войны суда. Есть лишь «итоговая схема» с погибшими в годы Великой Отечественной войны кораблями по состоянию на май 1945 года. Она хранится в Центральном архиве Военно-морского флота в Гатчине.

Но, к сожалению, в данной схеме содержится большое количество ошибок и неточностей, — говорит руководитель экспедиции «Помни войну», капитан 1-го ранга, начальник отдела Гидрографической службы Северного флота Алексей Корнис. — Перед нами попытку систематизировать знания о погибших кораблях делали энтузиасты из региональной общественной организации «Полярный конвой», но опять-таки, как выясняется, и там было большое количество ошибок. Так что работать приходится по каждому эпизоду отдельно, используя официальные данные, сведения предшественников или же собственные умозаключения. Конечно, мы всегда отталкиваемся от официальных координат мест гибели (обнаружения) и, если не находим искомый объект, начинаем рассматривать другие варианты.

Более того, порой исследуя морское дно, можно сделать важные выводы — например, об эффективности тех или иных военно-тактических решений.

— Настоящий детектив в этом отношении вышел с поиском немецких подводных лодок U-307, U-286 и U-387, — продолжает Алексей Корнис. — Они были обнаружены еще до начала комплексной экспедиции. В 2021 году ее участники только уточнили их координаты. Но установление реального местонахождения позволило поставить точку в спорах об эффективности противолодочной обороны (или военного счастья?) с нашей стороны и со стороны союзников. К сожалению для историков Северного флота, победы теперь точно можно записать на счет английских противолодочных групп. Это трезвая оценка, из которой важно уметь сделать правильные выводы.

Не только о прошлом

Так шаг за шагом экспедиция движется к исторической истине, восстанавливая память. Но у таких поисков есть не только очевидное мемориальное значение. Существует и сугубо практический аспект. В процессе поисков специалисты сканируют значительные площади морского дна.

— Знание о фактической донной обстановке позволяет более эффективно осуществлять морскую экономическую деятельность, — объясняет Алексей Корнис. — На остовах погибших кораблей часто обнаруживается большое количество рыболовных сетей. Выявление мест гибели судов позволяет снизить убытки для рыболовства. И не только. Правильное знание обстановки увеличивает вариативность решений, связанных с изучением или освоением придонных пространств.

Подготовка гидролокатора к работе. Фото: пресс-служба Северного флота

Подготовка гидролокатора к работе. Фото: пресс-служба Северного флота

Еще более драматичными находками могут быть те, что удивили участников экспедиции в 2021 году. В годы войны у губы Белушья противник установил два минных заграждения. В 1943-м их обнаружили, но с учетом послевоенного траления до 17 немецких донных мин до сих пор могут находиться в указанном районе. Разведывательный поиск в рамках комплексной экспедиции подтвердил их наличие — поисковые силы получили практический опыт по обнаружению и обезвреживанию.

 «Персей», «Аэрокобра» и другие

В 2023 году поисковики вернули из небытия ряд кораблей и судов, имевших знаковое значение для страны. Прежде всего это касается судна «Персей», когда-то ставшего своеобразным отцом-основателем исследовательского рыбопромыслового флота. Легендарное судно, 100-летний юбилей которого специалисты Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) отметили в 2022 году, было обнаружено в апреле при выполнении съемки рельефа дна в интересах картосоставления в губе Эйна. К сожалению, все, что осталось от «Персея», не дает даже гипотетической возможности его восстановления.

Памятный знак «Персею». Фото предоставлено участниками экспедиции

Памятный знак «Персею». Фото предоставлено участниками экспедиции

Логичным завершением этапа стала совместная акция Северного флота и ВНИРО по установке памятника «Персею» на побережье губы Эйна.

Читайте также: Отнять у пучины «Персея»

Кроме этого, возможно, обнаружен парусник «Весна» или мотобот ПМБ-67 — они осуществляли доставку грузов для Северного оборонительного района в годы Великой Отечественной войны.

Подготовка к подъему останков "Аэрокобры". Фото: пресс-служба Северного флота

Подготовка к подъему останков "Аэрокобры". Фото: пресс-служба Северного флота

Летом в Кольском заливе с глубины 100 м был поднят самолет «Аэрокобра».

— Истребитель лейтенанта М. С. Васина 2-й эскадрильи 255-го полка авиации Северного флота 27 июня 1944 года из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку на поверхность залива при подлете к аэродрому Ваенга, — говорит Алексей Корнис. — В 2021 году во время изучения дна самолет был обнаружен специалистами ОАО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции». Спустя год истребитель был обследован специалистами Северного флота и инженерной компании «Фертоинг». Агрессивная среда крайне негативно сказалась на сохранности самолета. С учетом невозможности его музеефикации было принято решение о подъеме самолета для использования в качестве донора для ранее поднятой «Аэрокобры» со Щукозера. Ее восстановление производится в Музее ВВС Северного флота.

Другим значительным событием прошедшего сезона следует отметить успешно проведенный поиск в Горле Белого моря. Работы выполнялись в июле силами гидрографического судна «Сенеж» Беломорской военно-морской базы (БелВМБ). В частности, обнаружен тральщик ТЩ-34.

— Корабль не был нанесен на карты, хотя сразу после войны место его гибели было установлено специалистами аварийно-спасательной службы Северного флота, — продолжает Алексей Корнис. — К сожалению, с такими фактами в ходе экспедиции нам приходится сталкиваться постоянно.

Транспорт «Аргунь», обнаруженный в результате сканирования морского дна. Фото предоставлено участниками экспедиции

Транспорт «Аргунь», обнаруженный в результате сканирования морского дна. Фото предоставлено участниками экспедиции

Кроме этого, впервые обнаружен тральщик ТЩ-37 и подтверждены координаты нахождения корпуса транспорта «Аргунь», выявленного в 2019 году во время экспедиции Центра подводных исследований РГО совместно с районом гидрографической службы БелВМБ.

Еще одно, пока неизвестное, судно экспедиция обнаружила в районе, откуда поступали многочисленные сигналы об обрывах рыболовных тралов.

В сентябре экспедиция нашла в Карском море пароход «Диксон», который был торпедирован и потоплен фашисткой подводной лодкой в 1943 году. До сих пор место гибели судна на картах было обозначено отметкой «Положение сомнительно». Теперь мы имеем точные координаты.

Их предстоит найти

Не менее, чем находки, важен и совершенно обратный результат, когда ничего обнаружить не удалось там, где предполагалось наличие затонувших судов. Это касается, например, ленд-лизовских транспортов «Кентукки» и «Эль-Капитан», которые являлись главной целью поисков на этапе в Горле Белого моря.

Первый особенно интересен тем, что в его чреве может находиться более десятка английских танков «Матильда» — очень редких образцов бронетехники. Поиск «Кентукки» осуществлялся в четырех предполагаемых районах его гибели, сведения о которых были получены участниками экспедиции в Центральном военно-морском архиве.

Не найдены в официальных координатах мест гибели тральщик Т-120, транспорт «Куйбышев» и буксир «Медвежонок». Не дал пока результатов поиск транспорта «Джон Визерспун» и тральщика ТЩ-65 в предполагаемых местах их гибели в районе Новой Земли, а также подводной лодки М-122 у полуострова Рыбачий.

Можно вспомнить, что ранее специалисты компании «Фертоинг» далеко не в канонических координатах обнаружили транспорты «Марина Раскова», ледокольный пароход «Александр Сибиряков», тральщики Т-114 и Т-118. Так что загадок арктические моря таят еще много, и работы у экспедиции «Помни войну» хватит на несколько лет.

— Нам было важно понять, насколько теория расходится с практикой и выстроенные умозаключения совпадают с реальной обстановкой, — говорит Алексей Корнис. — Главное для нас — накапливаемый массив информации не оставляет сомнений, что поисковые работы в дальнейшем будут успешно завершены.

По итогам третьего сезона подготовлена сводная карта, на которой нанесены все объекты, выявленные в результате поиска или исторических изысканий. Безусловно, она станет основой для всех последующих экспедиций.

Презентация отчета за третий сезон традиционно будет проведена в Мурманской областной научной библиотеке в начале марта.

Настоящее минувшее

Важной частью экспедиции по традиции стали историко-мемориальные мероприятия. Традиционно они прошли у мемориала, посвященного гидрографическому судну «Меридиан», погибшему в 1941 году, в поселке Мишуково 9 мая и 22 июня. Мемориал стал важным объединяющим символом поколений гидрографов.

На мемориале погибшим на гидрографическом судне «Меридиан» в поселке Мишуково. Фото предоставлено участниками экспедиции

На мемориале погибшим на гидрографическом судне «Меридиан» в поселке Мишуково. Фото предоставлено участниками экспедиции

В день начала Великой Отечественной было проведено памятное мероприятие, где воинские почести отдали морякам подводных лодок Д-3 и К-2.

По результатам трех сезонов экспедиции поданы предложения по изданию приказа министра обороны РФ и переизданию приказа командующего Северным флотом об установлении священных координат Памяти.

— Мне кажется, что самое важное достижение экспедиции — это не количество найденных подводных объектов (хотя их реально много!) и не только их историческая ценность. Самое важное в том, что участвующие в экспедиции прикоснулись к нашему великому прошлому, к боли, трагедиям и победам, которые для многих из нас давно стали безэмоциональными страницами военных хроник, — резюмирует Алексей Корнис.

Третий сезон экспедиции «Помни войну» (январь — ноябрь 2023 года)

Найдены:

— парусник «Венера» (или дрифтербот «Кильдин»), два судна послевоенного периода в губе Ура;

— исследовательское судно «Персей», парусник «Весна» (или мотобот ПМБ-67) в губе Эйна;

— тральщик ТЩ-37, неизвестное судно (длина 62 м) в горле Белого моря;

— неизвестное судно (длина 104 м), неизвестное судно (длина 102 м) на подходах к губе Печенга;

— транспорт «Диксон» в Карском море;

— два неизвестных судна или части судов (длина 27 м и 45 м) возле губы Териберка.

 

Уточнены координаты:

— транспорта «Аргунь»;

— тральщика ТЩ-34;

— сторожевого корабля «Штиль»;

— спасательного судна «Шквал».

 

Сняты с карт:

— два судна в Горле Белого моря (варианты расположения транспортов «Кентукки» и «Эль-Капитан»);

— тральщик Т-120;

— транспорт «Куйбышев»;

— баржа П-4.

 

Уточнена судьба:

— паровой шаланды «Териберка».

 

Николай Сумароков

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи