31 августа 2020 года парусная экспедиция на яхтах "Жемчужина" и "Сибирь" достигла Салехарда. Завершился самый сложный — морской этап путешествия: Архангельск — Нарьян-Мар — Харасавей — остров Белый — Сёяха — Новый Порт — Салехард. За 24 дня яхты прошли 3417 километров водного пути и пересекли Белое, Баренцево, Печорское, Карское моря. Публикуем дневник медиаволонтёра РГО Роберта Талипова, посвящённый этому этапу экспедиции.
22 августа. "Жемчужина" и "Сибирь" снова воссоединились в селе Новый Порт в южной части Ямала ("Сибирь", учитывая почти штормовые условия и отсутствие основного якоря, опередила вторую яхту и ушла сразу до Нового Порта, а "Жемчужина" задержалась в поселке Сёяха, который расположен на 300 км севернее Нового Порта). Работы было невпроворот. Во-первых, в спокойной обстановке проверили и починили рулевой механизм на "Жемчужине". Во-вторых, загрузили на яхты топливо.
К полудню к яхтам подошла целая делегация местной администрации во главе с руководителем Сергеем Вячеславовичем Сеиным. Почти вся делегация была одета в национальные костюмы, а сопровождал их шаман в традиционной маске и с бубном. Согласно местным обычаям, хозяева встречали гостей строганиной, морошкой, голубикой и хлебом. Яхтсмены пригласили гостей осмотреть яхты. Они были удивлены, что на таких небольших судах моряки бесстрашно пересекают северные моря и даже океаны.
Затем яхтсмены посетили одну из главных достопримечательностей Ямала — "Мерзлотник", расположенный в самом центре Нового Порта.
Фото: Роберт Талипов
"Мерзлотник" — крупнейший в мире рукотворный холодильник в вечной мерзлоте. В 2007 году ему был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Уникальность этого сооружения в том, что его построили без привлечения тяжёлой техники — сотни спецпереселенцев, эвакуированных и ссыльных в послевоенные годы копали его кирками и лопатами. Естественный холодильник строился с 1953 по 1956 годы по проекту и под руководством ссыльного ленинградского инженера Густава Юльевича Бекмана.
Штольни хранилища имеют общую протяжённость до полутора километров, и более двухсот пещер могут вместить в себя до 2,5 тысяч тонн замороженной рыбы. Именно такие уловы за одну путину были в сороковых годах в Обской губе. Нынче же здесь единовременно хранится не более 300 тонн рыбы.
Упадок рыбного промысла в конце прошлого века практически привёл к вымиранию посёлка. И лишь после 2010 года, когда началась разработка крупнейшего на Ямале нефтегазового Новопортовского месторождения, посёлок стал возрождаться. К полутора тысячам населения села, 90% которого коренные ненцы, сегодня добавляются почти столько же вахтовиков — нефтяников, строителей и портовых рабочих.
В последние пять лет удаётся развивать социальную инфраструктуру посёлка. Здесь есть большой дом культуры, появились новая больница, детский сад и школа, крытый ледовый корт (всё построено "на вырост", с расчётом, что число жителей будет расти). Строятся дороги, благоустраивается сам посёлок, напротив памятника Густаву Бекману разбит сквер с фонарями и светодиодными "деревьями".
…Тепло попрощавшись с радушными хозяевами посёлка, экипажи яхт "Жемчужина" и "Сибирь" около трёх часов дня отдали швартовы. Оставался ещё один непростой отрезок пути по Обской губе, а далее, уже вдоль речных берегов — водная дорога в Салехард.
Фото: Роберт Талипов
23 августа. Яхтам предстояло пройти один из самых неспокойных участков Обской губы — Надымский бар. В этом месте южная часть губы расширяется за счёт залива в устье реки Надым и достигает 50 километров в ширину. Большие водные пространства позволяют ветру нагонять волну, а мелководье делает её высокой и крутой. В районе Надымского бара суда проходят по строго обозначенному бакенами фарватеру: он значится на картах, как "Надымская Обь". И чем ближе к устью Оби, тем интенсивнее становится судоходство.
"Жемчужина" и "Сибирь" успешно прошли Надымский бар и вошли в судоходную протоку Нареченская Обь. И только здесь рулевые яхт почувствовали, что море закончилось. Да и тундра в этих местах стала отступать. По берегам появились кустарники, кроме чаек, вокруг мачт закружили трясогузки и воробьи, у болотных зарослей можно было заметить лебедей, а на берегах восседали орланы-белохвосты. Многочисленные баржи везли вниз по реке щебень и трубы. Вскоре вдоль берегов стали появляться небольшие домики и чумы. Местное население ловило рыбу.
Фото: Роберт Талипов
Тут яхты столкнулись с явлением, которое можно назвать "селфи-пиратством". При виде диковинных для здешних мест парусных лодок, к ним от берегов устремились моторные лодки с целыми семьями аборигенов. Они объезжали яхты со всех сторон, делая фото и селфи на телефоны. Самые бесцеремонные со стуком притирались к борту своими металлическими лодками и, широко улыбаясь, расспрашивали, откуда и куда идут яхты. В свою очередь яхтсмены интересовались, какая рыба ловится и много ли её. "Чёрной рыбы много", — отвечали местные…
В районе крупного посёлка Салемал появились сотовая связь и мобильный интернет. Смартфоны, что были на яхтах, весело запиликали, принимая обновления социальных сетей и непрочитанные сообщения мессенджеров.
К вечеру было решено заночевать на якорях — двигаться в темноте по реке с интенсивным судоходством было опасно. Оставалось найти удобное место. Уже после заката у правого берега показался небольшой мысок, а за ним — небольшое углубление в берег. Судя по карте, глубина там была достаточной. Яхты благополучно "заякорились".
Пока не стемнело совсем, экипаж "Жемчужины" высадился на каменистый берег. Там, под невысокими елями и карликовыми берёзками росли подберёзовики и маслята — цель высадки "десанта". Грибы собирали уже в темноте, подсвечивая фонариком. Предусмотрительно захваченное с яхты ведро быстро заполнилось.
Фото: Роберт Талипов
24 августа. Утро было хмурым. Но через пару часов туман рассеялся, и постепенно день стал солнечным и совсем тёплым. Левый берег Оби радовал глаз зарослями молодой берёзы, уже начинавшей принимать осенний "золотой" цвет. Оставалось не более десяти часов ходу до Салехарда.
Вскоре на высоком правом берегу Оби открылся вид на посёлок Аксарка, который издалека привлёк внимание голубыми куполами с золочёными маковками и крестами местной церкви. В порту посёлка стоял причальный дебаркадер, с барж велись погрузочно/разгрузочные работы.
Вкусно пообедав жареной картошкой с грибами, собранными накануне, команда занялась подготовкой к подходу в Салехард. Под краспицы подняли флаги партнёров экспедиции, а на борта и леера прикрепили баннеры.
…И вот на горизонте прямо по курсу появились силуэты десятков портовых кранов. Это был город Лабытнанги, крупнейший логистический узел Ямала, к которому подходит железная дорога. Он находится на левом берегу Оби, напротив Салехарда, и между городами постоянно курсируют речные паромы. Переправу со стороны Салехарда украшает огромная скульптура мамонта.
На подходе к порту Салехарда "Жемчужину" и "Сибирь" встретила парусная яхта. Управлял ею единственный пока в Салехарде энтузиаст паруса Герман Дмитренко. Остаток вечера экспедиция общалась с пограничниками и прессой.
Фото: Григорий Чухин
28 августа. На десять утра была назначена встреча парусной экспедиции с представителями местных властей, правительством ЯНАО и журналистами. По традиции, встречающая сторона вручила экипажам яхт местные флаги — города Салехарда и ЯНАО, а руководитель экспедиции Глеб Плетнёв передал салехардцам капсулу с землёй с мест захоронения моряков Поморья, погибших в Арктике во время Великой Отечественной войны. Памятный подарок будет храниться на Аллее Славы Салехарда.
После торжественной встречи экипажи яхт посетили одно из самых исторически значимых мест Ямала — Обдорский острог.
Обдорский острог был заложен казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова в 1593 году и положил начало современному Салехарду. В конце XVI века был самым северным русским форпостом в Сибири. В 1635 году острог переименовали в Обдорскую заставу. Острог контролировал передвижение товаров в крупнейший центр ярмарочной торговли за полярным кругом — Мангазею. Крепость четырёхугольная, огорожена стоячим тыном с двумя смотровыми и двумя проезжими башнями.
Сегодня на Ямале реконструирован Обдорский острог, создан целый историко-архитектурный комплекс.
В "воеводской избе" за чаем участники парусной экспедиции пообщались с представителями Совета ветеранов города. Ветеранов интересовало, как моряки переносили трудности похода по северным морям: расспрашивали о походном быте и семьях, которые ждут дома. После встречи с ветеранами руководитель экспедиции Глеб Плетнёв ответил на многочисленные вопросы учеников кадетского класса одной из школ Салехарда, у которых в Обдорском остроге проходило занятие.
Обдорский острог. Фото: Роберт Талипов
29 августа. Утром Глеб Плетнёв, видеооператор и медиаволонтёр вместе с сотрудником ГБУ "Ямалтур" Германом Дмитренко осмотрели береговую линию, прилегающую к Салехарду. Несмотря на большое количество маломерного флота, здесь пока нет инфраструктуры для его обслуживания и, тем более, для развития парусно-гребных видов спорта. Между тем, Салехард фактически является водными воротами Обь-Иртышского бассейна в арктические моря — через Обскую губу в Карское, Печорское, Баренцево моря — и мог бы стать центром парусного туризма и спорта в Сибири.
Создание яхтенного клуба, специализированного причала, базы ремонта и зимовки яхт, совершающих походы по Оби в Арктику, дало бы толчок для развития малого бизнеса, основанного на обслуживании яхт и других маломерных судов. Это оживило бы и культурно-спортивную жизнь города и округа в целом.
В завершение дня яхтсменов пригласили посетить настоящий чум. Небольшое стойбище в туристических целях организовали местные жители недалеко от Салехарда. Там можно погрузиться в живой быт коренных жителей севера. Хозяева чума потчевали гостей традиционной строганиной, напоили ненецким чаем и рассказали, как устроена жизнь людей в тундре. Перед отъездом яхтсмены набрали грибов в окрестностях стойбища.
30 августа. В первой половине дня яхтсмены отправились за 12 км от Салехарда, чтобы посетить стоящий на берегу Оби древний посёлок Горнокнязевск. Здесь расположен природно-этнографический комплекс с жилыми и хозяйственными постройками аборигенов — "Княжьи Юрты". Один из главных экспонатов ансамбля — реконструкция избы остякских князей Тайшиных середины XIX века. Яхтсменов заинтересовали и работающие деревянные лодки местных рыбаков.
Фото: Роберт Талипов
"Северный яхтенный туризм скорее можно назвать экстремальным, — делится впечатлениями медиаволонтёр экспедиции Роберт Талипов. — Яхтинг по российской Арктике в корне отличается от парусных круизов по южным морям и даже европейскому побережью морей Северного Ледовитого океана. Мелководная прибрежная зона не имеет глубоких бухт. Как следствие, приходится совершать многодневные переходы до 300 и более километров без возможности укрыться от непогоды. Всё это требует подготовленного флота, тщательной навигационной, метеорологической и логистической поддержки маршрутов, высокой квалификации экипажей самих яхт и наличие технических средств: эхолокации, спутниковой связи, морской автоматической идентификационной системы (АИС), а также системы контроля пересечения границ Российской Федерации, чтобы согласовать движение с пограничными службами.
Яхтенный маршрут от Архангельска до Омска (в один конец) занимает два месяца, то есть всё короткое арктическое лето, свободное от льдов. Наличие на середине этого пути — в Салехарде — стоянки для маломерных судов дало бы возможность за один сезон совершать парусные экспедиции, спортивные регаты по арктическим морям. А сам Салехард мог бы стать центром парусного туризма и парусно-гребных видов спорта в Сибири и Заполярье. Создание здесь яхтенного клуба дало бы толчок для развития туристической инфраструктуры".
Парусная экспедиция на яхтах "Жемчужина" и "Сибирь" стартовала 1 августа 2020 года из Архангельска и завершится в Омске 30 сентября. Яхтенный поход организован ассоциацией "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" и Российским центром освоения Арктики (ЯНАО) при поддержке финансово-промышленной группы "Газпромбанк". РГО выступает партнёром проекта.