Все тайное становится явным

Все тайное становится явным Все тайное становится явным

Архивы Русского географического общества — штука, конечно, поразительная: вроде, и зафиксировано всё с научной скрупулёзностью, и описано, и оцифровано многое, и даже в свободном доступе есть. Но нет-нет, да и выдадут они нечто новое. Вот, казалось бы, хранится в архивных недрах портрет великого учёного, академика Владимира Комарова, имя которого ныне носит Ботанический институт РАН. Прекрасный, надо сказать портрет. Кисти самого Владислава Измайловича. А достали его несколько лет назад для плановой реставрации, сняли раму — а на обороте ещё одно изображение. Неизвестного солдата.

Рано или поздно, всё тайное — становится явным. Так и «Неизвестный солдат» обрёл своё имя. И как ни удивительно, широко известное во всём мире.

Но обо всём по порядку.

Портрет-перевертыш В.Л. Комарова, на обороте портрет солдата. 1944 г. Художник В.М. Измайлович. Фото: Александр Филиппов

Портрет-перевертыш В.Л. Комарова, на обороте портрет солдата. 1944 г. Художник В.М. Измайлович. Фото: Александр Филиппов

Даже если вы никогда не слышали о Владиславе Матвеевиче Измайловиче, точно знаете его полотна, в числе которых, с одной стороны, романтичные барышни, ставшие популярными дореволюционными открытками, а с другой — первый канонический портрет В.И.Ленина и картина «Ленин на прогулке», с которой связана весьма символичная для настоящего повествования история.

Огромный холст в богатой раме долгое время висел в актовом зале 23-й Советской Единой Трудовой школы (ныне — школа №206, ранее — Петровское коммерческое училище, где Измайлович с 1898 года преподавал рисование, а в 1918-1925 годах директорствовал). Говорят, в 1970-х хулиганистый первоклашка влетел в картину и пробил в ней дыру. Её кое-как залатали и оставили до лучших времён, которые наступили в 2013-ом, когда нашлись деньги на восстановление полотна. И представьте эмоции реставраторов, увидевших на его обратной стороне под облупившимся покрытием — ещё одно изображение. И не абы какое, а известный парадный портрет Николая II по случаю его коронации, созданный в 1896 году Ильёй Савичем Галкиным.  

Парадный портрет Николая II созданный в 1896 году И.С. Галкиным на одной стороне и картина В.М. Измайловича «Ленин на прогулке» на другой

Парадный портрет Николая II созданный в 1896 году И.С. Галкиным на одной стороне и картина В.М. Измайловича «Ленин на прогулке» на другой

Похоже, Измайлович, преподающий в школе и лично знавший Галкина, решил спасти его творение, закрасив легко смываемой гуашью, а позже на другой стороне изобразил то, что требовала эпоха. Сейчас эту двуликую картину можно лицезреть в Эрмитаже.

В отличие от фрески на плафоне в танцевальном зале петербургского особняка банкира Степана Елисеева на Мойке, 59 (ныне здание принадлежит «Талион-отелю»). Роспись под названием «Торжество социализма», сделанная Измайловичем в 1926 году по заказу разместившегося здесь Центрального Партийного клуба, где тренировали советских агитаторов — скрывает его же собственную работу. В 1904 году он запечатлел здесь танцующие пары в костюмах разных эпох, что, понятное дело, не отвечало идеологии новых хозяев.

Надо сказать, что симбиоз барокко и соцреализма вышел весьма органичным. Множество метафор, умная композиция, тонкие цвета и стилистика — всё это дышит той самой «старой школой», которой художник никогда не изменял.

Отчётливо видна она и в портрете Владимира Львовича Комарова.

 

Академический портрет

Имя ботаника Комарова увековечено десятки раз. Растения, животные, насекомые, географические объекты, природоохранные организации, награды и даже целый научный институт были названы в его честь. И совершенно заслуженно. Владимир Леонтьевич действительно был большим учёным, который, как принято говорить, внёс колоссальный вклад в развитие мировой науки.

Тесно связан он был и с Русским географическим обществом. Так, студентом попав под негласный надзор полиции, Комаров выхлопотал место натуралиста в экспедиции на Дальний Восток и блестяще справился со всеми задачами. В 1897 году за результаты путешествий в Маньчжурию и Корею он получил от ИРГО Большую серебряную медаль имени Пржевальского.

Плодотворное сотрудничество с РГО (тогда — ВГО, Всесоюзное), почётным президентом которого Комаров был избран в 1940 году, продолжалось до последних дней жизни учёного. В том числе в части обеспечения потребностей фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.

В этот период Владимир Леонтьевич уже возглавлял Академию наук СССР. Многие её подразделения были эвакуированы вглубь страны, но продолжали работать. Трудились в блокадном Ленинграде и Ботанический институт, где придумывали, чем природным можно лечить и кормить людей. И географы. В их активе — помощь картами и знаниями, которые, например, позволили проложить Дорогу жизни по Ладоге, обеспечивали метеопрогнозами войска Ленинградского фронта, определяли передвижения и дислокации боевых соединений.

Схема замерзания Ладожского озера, разработанная учёными для помощи в эвакуации жителей Ленинграда. Фото: Научный архив РГО

Схема замерзания Ладожского озера, разработанная учёными для помощи в эвакуации жителей Ленинграда. Фото: Научный архив РГО

Комаров успешно руководил АН СССР из Свердловска, но как только представился случай — прибыл в Ленинград. Блокада была позади, город восстанавливался, возвращались из эвакуации учреждения культуры, образования, науки. Отмечались и пропущенные за годы войны юбилеи. В их числе было и 75-летие Владимира Леонтьевича.

Последние числа октября 1944 года — стали отправной точкой расследования по делу двойной картины «Комаров — Неизвестный солдат».

 

Картина первая. Очевидная

То, что в исторической Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге хранится портрет почётного президента Географического общества Владимира Леонтьевича Комарова было известно... всегда. Но никто не задавался вопросом, как он туда попал. В описях значилась просто картина, написанная цветной пастелью — без даты, имени художника и других данных. Время от времени она выставлялась на тематических экспозициях. А в 2020 году до неё дошла очередь на реставрацию. 

Сняли раму. И сразу два сюрприза: подпись художника с датой, а на обороте — ещё один рисунок такой же пастелью, но уже в технике гризайль.

Портрет В. Л. Комарова в исторической Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге. Фото: Александр Филиппов

Портрет В. Л. Комарова в исторической Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге. Фото: Александр Филиппов

1944 год во многом объяснял само наличие второго изображения: времена голодные, нужда во всём — простая экономия материалов. Да и автограф был более чем узнаваем, что подтвердили специалисты Эрмитажа. Кроме того, Измайлович всю блокаду прожил в Ленинграде, был донором, писал картины на военные темы. И продолжал работать в Доме учёных, где не мог ещё до войны не познакомиться с президентом АН СССР Комаровым.

Где он писал этот портрет неизвестно, но можно было предполагать, когда он мог это сделать.

Во-первых, на картине видны награды. Звание Героя Соцтруда Комарову присвоили в день его рождения 13 октября 1944 года, а получил он Золотую медаль «Серп и молот» вместе со вторым Орденом Ленина — 20-го и в Москве. Из рук «всесоюзного старосты» М.И.Калинина.

Во-вторых, есть документы, подтверждающие, что 28 октября 1944 года Владимир Леонтьевич прибыл в Ленинград и выступил на торжественном митинге, организованном в Ботаническом институте по случаю его 75-летия. Но этим дело не ограничилось: 31 октября Комарова чествовали в Ленинградском университете. 1 ноября — в Географическом обществе. 2 ноября днём академик с супругой отбыл в Москву и больше в Северную столицу не приезжал по причине болезни, которая ускорила его уход в 1945 году.

Таким образом, портрет мог быть написан в период с 28 октября по 2 ноября 1944 года.

 

Картина вторая. Невероятная.

Выявление авторства и даты создания портрета, конечно, порадовало. Но никак не объясняло личность изображённого на его оборотной стороне.

Версий было великое множество. Кто-то считал, что Владислав Матвеевич писал портрет в здании РГО, где в то время были сотни солдат и офицеров. Ведь помимо того, что географы в постоянном режиме выполнили задания военного командования (и архив, и библиотека, и картографический отдел РГО работали всю блокаду), там размещался эвакогоспиталь №2010. То есть на портрете мог быть изображён или проходящий лечение боец, или военный, приехавший с фронта за необходимыми данными.

Раненые бойцы эвакогоспиталя №2010 в здании Всесоюзного географического общества. Фото: Научный архив РГО

Раненые бойцы эвакогоспиталя №2010 в здании Всесоюзного географического общества. Фото: Научный архив РГО

Также предполагали, что раз Измайлович ездил на фронт и рисовал с натуры Героев Советского Союза, то на обороте портрета Комарова — один из 13, удостоенных Золотой Звезды за операцию «Искра», итогом которой 18 января 1943 года стал прорыв блокада Ленинграда.

Своё мнение высказали и бывалые поисковики РГО. Смущал их этот «красноармеец» до чрезвычайности. Но помимо поисковой интуиции, которую нельзя сбрасывать со счетов, поскольку её существование доказано опытным путём, ими руководила и наблюдательность. В числе отмеченных ими «странностей» — называлась «шинель» с совсем не шинельным воротником, да ещё и без знаков. Скорее, гражданские плащ или пальто. Однако человек в пилотке, а, значит, не чуждый военному делу. Не раз от поисковиков слышалась и фраза «Не, не наш». И даже после вопроса «А как же звёздочка?» они не меняли свою точку зрения.

Примечательно, что многие представители категории 50+, задумчиво рассматривая портрет, говорили, что лицо «очень знакомое».

И однажды один из них произнёс: «Да это же Тито!»

 

Время собирать факты

Версия, что на обороте портрета академика Комарова изображён бывший Президент Югославии Йосип Броз Тито, прозвучала, как гром среди ясного неба, но была поддержана многими.

Черты лица, нос, подбородок, их взаимная пропорциональность, рисунок выразительных носогубных складок — совпали чётко. Также, как и уникальные для каждого человека линии уха. Даже родинка над губой на положенном месте. Кроме того, на картине мужчина явно не молодой. И если речь о 1944 годе, то в тот момент легендарному югославу и было аккурат 52 года. Физиологическую идентичность подтвердили и профильные специалисты из Следственного комитета, и серьёзные учёные-антропологи.

Одежда и головной убор тоже объяснимы. Пилотки югославских партизан делались по образцу наших, советских, но шились не у нас — отсюда и немного непривычные линии. И пилотки в годы войны Тито носил постоянно. А «пальто» можно воспринимать как элемент обеспечения безопасности во время передвижений в военную пору. Согласно документам, Тито не раз путешествовал с разными секретными миссиями. В том числе, и в СССР.

Йосип Броз Тито, 1942 год. Фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/“Marxists Internet Archive”

Йосип Броз Тито, 1942 год. Фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/“Marxists Internet Archive”

Любопытно, что первый официальный визит Тито в нашу страну состоялся 21–28 сентября 1944 года. Куда менее официальными были его более ранние «визиты».

Весной 1915 года, во время Первой мировой войны тогда ещё солдата австро-венгерской армии Йосипа Брозовича — взяли в плен части, которыми командовал тогда её русский генерал Маннергейм (т.е. будущий президент Финляндии пленил будущего президента Югославии). Пленный Брозович «посетил» Свияжск, Кунгур, Петроград, Омск, сошёлся с большевиками. Позже по делам Коминтерна жил в Москве в 1934-1936 годах, приезжал в 1939-ом. В целом, жизнь лидера Югославии до того, как он занял этот высокий пост — идеальный сценарий для остросюжетного фильма. Но здесь речь лишь об одном её эпизоде.

Целью приезда Тито в Москву осенью 1944-го было подписание соглашения между Народным комитетом освобождения Югославии и советским командованием о временном вступлении Красной Армии на сербскую территорию. Надо было скоординировать действия по освобождению Белграда и других регионов страны. Для этого требовались и политическая воля, и живая сила, и вооружение, и топографические материалы. А предоставляла их — Ленинградская картографическая часть, которая в своей работе (в т.ч. по приказу Ставки Верховного Главнокомандования) опиралась на специалистов и архивы... да, Географического общества.

То есть связь у Тито и РГО есть. Может, она и стимулировала Измайловича написать портрет военачальника Тито на обороте портрета академика Комарова?

Только вот где и когда он это сделал?..

 

Я знаю, что ничего не знаю

В расследовании истории с двойным портретом каждый открывающийся факт рождает ещё больше вопросов.

Проштудировав вдоль и поперёк советскую прессу за период визита Тито в СССР в 1944 году, не удалось найти не то, что фотографий, но и даже просто упоминания о событии. Там есть сообщения о куда менее значимых, протокольных встречах с иностранными гостями — и даже не Сталина, а обычных чиновников. Получается, что встреча двух Иосифов была не публичной. И простой смертный о ней знать не знал.

Ни словечка не найдено о Югославии и её лидере и в архивах РГО. В том числе, в уникальном источнике знаний о жизни организации в военную пору — дневнике учёного секретаря Географического общества Виталия Ромишовского. Первой военной осенью он поселился в здании на Гривцова и фиксировал его будни до февраля 1946 года. В фактах о «товарищеской встрече Комарова» есть упоминание, что из Ленинграда Владимир Леонтьевич увёз в Москву «въюки с книгами и картами», которые Ромишовский доставил ему на вокзал. Но это могли быть какие угодно карты, ведь Академия наук была важным «бойцом» фронта и тыла.

Дневник Виталия Ромишовского. Фото: Александр Филиппов

Дневник Виталия Ромишовского. Фото: Александр Филиппов

Впрочем, раз визит Тито к Сталину был секретным, то откуда такие данные могут быть в дневнике географа? Их даже и у военных нет. И вообще никто из опрошенных, имеющих доступ к архивам Кремля и МИДа, поездку Тито в Ленинград не подтвердил. Карты для освобождения Белграда — да, делали. Тито не видели.

Таким образом, личная встреча Измайловича и главы Югославии исключалась, оставляя вопрос не только о месте написания портрета, но и причину — с чего, вдруг, ему это вздумалось делать.

Причину мы так и не узнали. А вот что с местом — выяснить удалось.

Никакого «места» — не было.

Достаточно было вспомнить, что и первый канонический портрет В.И.Ленина, и картину «Ленин на прогулке», и многие другие изображения известных личностей Измайлович писал не с натуры, а с фотографий (Ленин вообще позировать отказывался) — как появилась мысль, что так могло быть и в случае с Тито. И с Комаровым, кстати, тоже.

Проверить версию труда не составило. Интернет практически мгновенно выдал фотографию ботаника, с которой был нарисован портрет. Она, кстати, была официальной, публиковалась в изданиях за авторством Комарова. Например, в той же многотиражной книге «Учение о виде растений». Измайлович только немного «повернул» академика, изменил направление взгляда, «спрятал» руку и по-своему разместил ордена (Комаров, судя по другим фотографиям, носил их иначе).

С исходником Тито оказалось сложнее, но фотография была найдена. И... поставила новый вопрос.

Оригинальное фотография В.Л. Комарова и портрет работы В.М. Измайловича в сравнении. Фото слева: Научный архив РГО. Фото справа: wikipedia.org

Оригинальное фотография В.Л. Комарова и портрет работы В.М. Измайловича в сравнении. Фото слева: Научный архив РГО. Фото справа: wikipedia.org

Дело в том, что фото президента Югославии, с которого совершенно очевидно написан портрет, обнаружилось в архиве Словении. И публикаций его совсем мало. Можно сказать, почти нет. А сделано оно при особых обстоятельствах.

Это произошло 29 ноября 1943 года на полях съезда Антифашистского совета национального освобождения Югославии, который создал сам Тито в поддержку вооружённого движения сопротивления против немецкой оккупации. Именно этот съезд осудил югославское правительство в изгнании и запретил возвращение короля Петра в страну, что полностью противоречило советским указаниям. Более того, в это же время проходила Тегеранская конференция, Сталин вёл тонкую игру с Черчиллем и Рузвельтом, в том числе, и по балканскому вопросу. И решение соратников Тито он расценил как предательство. Которое, кстати, не простил до самой смерти. Награждение Йосипа Броз Тито легендарным Орденом «Победа» было акцией политической. Пока Сталин был жив — президента Югославии в СССР не пиарили. Славу у нас он обрёл много позже.

Оригинальная фотография Броз Тито и портрет работы В.М. Измайловича

Оригинальная фотография Броз Тито и портрет работы В.М. Измайловича

Всё это делает ещё более загадочным путь фотографии к Измайловичу, который умер всего на 6 лет позже «вождя народов», когда в газетах по-прежнему не часто упоминали Тито и точно никогда не публиковали это фото.

И ещё деталь. Один внимательный человек, изучая портрет, углядел на вороте автограф Тито, который потом был тщательно заштрихован. Конечно, и изобразить, и ликвидировать автограф мог сам художник (излюбленную Тито пилотку-то он вон, как гармонично пририсовал). Но, опять-таки, где он этот автограф увидел? На обороте фотографии, которую, положим, некий дипломат, лично знакомый с Тито, показал Измайловичу? И Измайловичу ли. Искусствоведы однозначно так и не ответили.

Конечно, можно отправить портрет на экспертизу, которая установит хотя бы время её создания и процент вероятности авторства. Конечно, можно провести тщательное расследование биографии Владислава Матвеевича Измайловича, которое установит круг его общения... Но пусть хоть что-то останется тайной. Для следующих поколений исследователей. А они обязательно найдутся.

Это же Русское географическое общество!

Оно было, есть и будет.

Екатерина Хуторская