Приступили к работе. Фото: Владимир Митрохин
Скифские погребения неизменно подкидывают ученым неожиданные загадки. Попробуем разобраться, зачем царю портки из чистого золота, как купить артефакт скифских времен за бутылку водки и почему железо может быть ценнее драгметаллов.
Златые горы
В Пий-Хемском районе Тывы цепочками протянулись несколько сотен скифских курганов — по мнению специалистов, не менее 720, из них 32 царских. Раскопано пока не так много, но обнаруженные находки уже изрядно потрясли научное сообщество. Взять, например, «сюрпризы» кургана Аржан-2, на котором археологи работали в 2001–2003 годах. Изобилие золотых предметов, перекочевавших из-под земли в музеи, пожалуй, порадовало бы даже Скруджа Макдака.
— Что должен был сделать нормальный скифский вождь? Украсить золотом себя, свою жену и своего коня, — шутит директор Национального музея Республики Тыва Каадыр-Оол Бичелдей. Наглядное доказательство этому можно увидеть в одном из залов музея, который сами сотрудники называют между собой золотым. Там хранятся артефакты, которые археологи нашли в курганах Аржан-1 и Аржан-2.
Львиную долю драгоценных предметов обнаружили во втором из них. Неразграбленное погребение покоилось на глубине около 6 м — чтобы его сделать, древние скифы добрались практически до скального монолита. Сверху его засыпали глиной, и внутри образовался особый микроклимат — по сути, вакуум. В итоге органика растительного происхождения сохранилась хорошо, а вот материалы животного происхождения благополучно истлели. Поскольку скифы предпочитали одежду из выделанных кож, распознать, как она выглядела, не представлялось возможным. Но каждый предмет был щедро расшит золотом, благодаря чему удалось восстановить не только форму самой одежды, но и узоры, которые ее украшали.
— Накидка царицы была украшена золотыми бляшками в виде тисненых кошачьих хищников, — рассказывает экскурсовод музея Светлана Тулуш. — Это 2 тыс. абсолютно идентичных крохотных пантер, на обратной стороне которых приделаны особые петельки, позволявшие нашить их на одежду. Фигурки, как и само золото, — знак принадлежности к царскому роду. На накидку царя таких хищников пошло уже 2,5 тыс., их общий вес составил более 8 кг.
Бляшками в виде тисненых кошачьих хищников, сейчас хранятся в Национальном музее Республики Тыва в Кызыле. Фото: Сергей Фадеичев
Штаны владыки были от пояса до пят расшиты золотым бисером, каждый шарик — меньше 1 мм в диаметре. Они настолько крохотные, что извлекать их из сплошного конгломерата органики, глины и металла в археологическом лагере ученые просто не рискнули. Вырезали цельным блоком и доставили в таком виде в лабораторию, где можно было аккуратно очищать золотой бисер, не опасаясь его потерять или повредить.
Как древние мастера ухитрялись проделывать в нем дырочки, остается только гадать. Да и сам процесс создания царских «брюк» вызывает вопросы. Современные специалисты попробовали воссоздать крохотный кусочек расшитой золотом ткани. Им понадобились для этого увеличительные стекла, тончайшая леска, тончайшие иглы и два месяца времени. Жившие 2,7 тыс. лет назад скифы как-то справились с этой задачей в полевых условиях.
Конечно, такого рода одежда предназначалась исключительно для путешествия в загробный мир, о чем говорит одна из находок. Исследуя высокий головной убор царя, ученые обнаружили на его задней стороне крохотную золотую стружку. Если бы царь пользовался этой деталью туалета при жизни, стружка бы неизбежно слетела, а значит, наряд создавался специально для погребения.
Читая древнюю историю
Единственный предмет, который царь, очевидно, носил при жизни, — золотая гривна (украшение в виде шейного обруча) весом 1,5 кг. Об этом говорят многочисленные царапины и загрязнения с обратной стороны украшения. Лицевая сторона сделана в виде прямоугольного бруска, на передней и верхней частях которого рядами изображены все те же царские пантеры. По оставшейся поверхности, перетекая одно в другое, по спирали размещены другие животные, характерные для местной фауны.
Судя по размеру, гривну делали, когда правитель был еще в юном возрасте, иначе надеть золотое кольцо небольшого диаметра на взрослого человека вряд ли бы получилось. Вероятно, до какого-то момента он еще мог снимать и вновь надевать гривну, а возмужав, носил ее уже постоянно.
— Порядка 3 тыс. лет назад скифы с редким искусством паяли золото, — отмечает Каадыр-Оол Бичелдей. — Гривна не сломалась, поскольку при ее изготовлении использовался только этот металл. Если бы ее паяли традиционным образом, используя олово или свинец, украшение бы распалось и мы бы нашли только отдельные фрагменты. А ведь последовательность, в которой изображены звери, вполне может быть значимой. Когда я смотрю на гривну или на царский акинак (короткий скифский меч. — Прим. ред.), у меня возникает подозрение, что все эти символы выбраны не просто так, а являются своего рода рисунчатым письмом. Просто мы пока не разобрались, как читать эти пиктограммы. Или вот выцарапанный на обратной стороне гривны знак, чем-то напоминающий букву «М», — что он означал? Может быть, это родовой символ, а может, что-то другое.
Золотая гривна. Фото: Сергей Фадеичев
Практически все золото, обнаруженное в Долине Царей, отличается высокой пробой, от 700-й до 990-й. Добывали его неподалеку — в окрестностях долины есть залежи самородного золота, и древние скифы, очевидно, знали, где его искать. Уровень изделий определенно указывает на то, что к этому моменту отрасль была прекрасно развита — сформировалась золотодобывающая промышленность, возникли школы ювелиров, которые, скорее всего, обучались с самого детства, появилось значительное количество золотых дел мастеров.
Вне всякого сомнения, этот металл имел для скифов особое значение и был одним из непременных атрибутов власти. Собственно, даже свое происхождение скифы связывали именно с явлением предметов из этого магического металла, которые в итоге и определили, кому быть первым правителем.
«Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. <…> А у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему».
Геродот «История»
Драгоценное железо
Золото было не единственным металлом, имевшим особое значение для древних скифов. Они жили на территории Тывы в тот особый период, когда шел переход от бронзового века к железному. И оба этих материала играли в жизни кочевых племен крайне важную роль, что также подтверждают находки археологов.
В частности, рядом с погребенными были обнаружены бронзовые зеркала. Их помещали перед лицом человека — по одной из гипотез, зеркала должны были служить усопшим проводниками в потусторонний мир. В царской погребальной камере также находились два котла из бронзы — по всей видимости, эти предметы были ритуальными. Что любопытно, на их стенках сохранился белый налет — ученые предполагают, что внутри могло быть налито молоко или чай с молоком.
Среди экспонатов музея железный котел тоже имеется. Металл, из которого он сделан, выглядит не слишком однородным — технологий плавки железа в больших масштабах еще, очевидно, не было, его приходилось расплавлять в небольших плавильных печах маленькими кусочками, а потом сбивать вместе, формируя единую массу. По этой же технологии выполнены и железные акинаки царя и царицы.
Зеркало с орнаментом. Фото: Тимур Садыков
— Моей первой персональной находкой стал каменный ковш, в котором, по всей видимости, плавили металл, — вспоминает директор музея. — На эту мысль наводят заметные внутри него блестки. Когда мы проведем радиоуглеродный анализ этих блесток, сможем узнать, использовали этот инструмент для работы с железом или с какими-то другими материалами. По всей видимости, это уже одна из плавильных форм, то есть кузнечное мастерство вышло на достаточно высокий уровень. Этот ковш я купил у местного чабана за бутылку водки.
Редкий артефакт скифских времен чабан заметил, проезжая по дороге, ведущей в Долину Царей. Торчавшее наружу каменное донышко заинтересовало скотовода, и он не поленился выкопать находку, которая иначе рисковала быть сломанной под колесами грузовика или гусеницами трактора. Стоянка чабана оказалась неподалеку от первого студенческого археологического полевого лагеря, который в 2010–2011 годы организовывал Каадыр-Оол Бичелдей, назначенный его директором. Сообразить, куда можно с выгодой пристроить находку, труда не составило — так ковш и попал в руки директора музея. Сейчас он находится в экспозиции Золотой комнаты, ожидая дальнейших исследований, которые позволят пролить свет на его назначение и датировку.
Еще один интересный экспонат — железные наконечники стрел, инкрустированные золотом и серебром.
— Они относятся ко второй половине VII века, — рассказывает Светлана Тулуш. — В этот период железо только-только появлялось и, возможно, ценилось даже дороже, чем золото. В те времена этот металл могли позволить себе только весьма состоятельные люди, такие как царь с царицей.
Тем временем раскопки продолжаются. С 2018 года Русское географическое общество и Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) изучают курган Туннуг-1, относящийся к IX веку до н. э. На данный момент это самый древний из всех обнаруженных курганов. За прошедшие семь лет там нашли немало уникальных изделий из бронзы, но в сентябре этого года стало ясно, что обойтись вовсе без золота скифы все же не могли. Туннуг-1 порадовал археологов украшениями, бусами и гривной из такого значимого для них металла.
Искусный акинак. Фото: Сергей Фадеичев
— Сопроводительное погребение было обнаружено в деревянной колоде, в непосредственной близости от центральной камеры, — рассказывает заместитель директора ИИМК РАН Наталья Соловьева. — Погребение оказалось довольно богатым: украшения из золота, бронзовые зеркало, нож и акинак с навершием в зверином стиле, фрагменты ткани, кожи и меха. Кроме того, сохранились волосы, заплетенные в косы, — вероятнее всего, это подростковое захоронение.
Раскопки центрального погребения специалисты надеются завершить уже в этом сезоне, чтобы в последующих исследовать оставшиеся секторы кургана. И не так уж важно, из какого именно материала будут сделаны находки — их ценность вовсе не в этом. В конечном итоге куда дороже золота уникальная возможность узнать что-то новое о загадочном кочевом народе, оставившем памятники от Тывы до Крыма.
Ольга Ладыгина