Продолжается восьмой сезон комплексной археолого-географической экспедиции РГО и Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН по исследованию древнего могильника скифов Туннуг-1 в Долине Царей Пий-Хемского района Республики Тыва. Этим летом специалисты изучают основную насыпь кургана и прилегающую территорию, особое внимание уделяя северному сектору.
— В сезоне-2024 была вскрыта основная часть кургана, который, в отличие от остальных курганов тувинской Долины Царей, находится в пойме, — отмечает научный руководитель экспедиции, сотрудник ИИМК РАН Тимур Садыков. — Исследования могильника подтвердили, что происхождение археологических культур скифского типа произошло на территории Центральной Азии в конце IX века до н. э., еще до появления первых скифских памятников в Европе. В прошлом году мы исследовали три неразграбленных захоронения со множеством артефактов из бронзы, кости, золота, железа, а также с каменными, золотыми и пастовыми бусами. Среди находок в полном и очень архаичном виде представлена скифская триада: конское снаряжение, оружие, звериный стиль. В этом сезоне мы сосредоточимся на исследовании северной части основной насыпи кургана. Работы будут вестись всеми возможными цифровыми и естественно-научными методами.
Памятник древних племен
Многолетний проект РГО по изучению наследия древних скифов в Сибири начался на кургане Аржан-1, а продолжился уже на Туннуге-1. Могильник датируется IX–VIII веками до н. э. Он расположен в труднодоступной болотистой местности, что долгое время затрудняло его исследование. С 2018 года археологи проводят здесь раскопки, изучая погребальные конструкции, артефакты и окружающий ландшафт. Курган состоит из множества камер, а исследуется отдельными участками — секторами.
Находки подтвердили высокий уровень развития скифской культуры и ее связь с другими народами Евразии. В ходе научно-исследовательских работ подтвердилась гипотеза, что Туннуг-1 — памятник не одного общества, а конфедерации разных племен. В 2024 году был раскопан центр могильника, найдено несколько богатых погребений. Работы идут и на 10-м секторе: ученые продолжают находить предметы раннескифского периода.

У Туннуга-1 радиальная структура. Фото: Сергей Фадеичев
— Наши экспедиции в Восточной Сибири, такие как «Кызыл — Курагино» и исследования кургана Туннуг-1, подтверждают: Тува — колыбель кочевых культур Евразии, — рассказывает директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Наталия Белякова. — Останки более 100 коней и людей были найдены в центральной части кургана, что позволяет фактически впервые в мировом опыте исследования наследия скифов пошагово реконструировать их древний обряд. Каждая находка, будь то «две пантеры», золотая гривна или фрагмент ткани, — новая страница в мировой археологии.
Инновации археологов
Особенно богат артефактами центр кургана, но и периферийные участки тоже могут содержать ценные для археологов находки. Вокруг могильника встречаются ритуальные сооружения: жертвенники, культовые площадки или остатки поминальных тризн. В этом сезоне ученые продолжают находить предметы, которые датируются временем постройки кургана, — пока это керамика и бронзовый нож.
В своей работе ученые применяют метод архитектурной археологии, восстанавливая первоначальный облик объекта. Специалисты исследуют памятник истории с применением инноваций — например, геофизические исследования помогают «увидеть» скрытые подземные объекты. Таким образом можно предположить, есть ли там стены, захоронения или другие сооружения, не повреждая культурный слой. Кроме того, в этом году археологи вновь проведут 3D-сканирование кургана. В дальнейшем это позволит сохранить найденные артефакты.

Звериный стиль в Тыве — направление древнего искусства кочевых народов скифской эпохи. Он представляет собой стилизованные изображения животных: оленей, козлов, хищников, грифонов, кабанов, а также их частей на оружии и бытовых предметах, женских украшениях. Такой стиль отличается динамичными, часто скрученными позами, подчеркнутой анатомией человеческого тела, проработанными деталями и элементами фантастических существ. Он отражает мифологию и представления кочевников о силе, плодородии и потустороннем мире.

Руководитель экспедиции Тимур Садыков. Фото: Анна Клочко
Ценность звериного стиля для археологов огромна. Во-первых, он служит ключевым культурным и хронологическим маркером, позволяя датировать погребения — это особенно важно в отсутствие письменных источников. С помощью предметов звериного стиля можно идентифицировать культурную принадлежность. Во-вторых, это источник информации о духовной жизни и мировоззрении кочевников: символика животных раскрывает мифологию, космологию, социальную структуру и ритуалы. В-третьих, сходство и различия в сюжетах и технике помогают проследить древние миграции и культурные связи по всей Евразийской степи. Наконец, сохранность металлических и деревянных изделий, а также ткани и кожи в тувинских курганах — материал для изучения древних технологий и искусства. Сезон раскопок экспедиции РГО в этом году продлится до конца лета.