head-bg-picture

Реки ведут в Кронштадт: кругосветка РГО приближается к финишу

Остров Сосновый в Самарской области. Фото участников экспедиции

Остров Сосновый в Самарской области. Фото участников экспедиции

Реки ведут в Кронштадт: кругосветка РГО приближается к финишу Реки ведут в Кронштадт: кругосветка РГО приближается к финишу

Кругосветная экспедиция Томского областного отделения Русского географического общества продолжает свой путь по рекам России в Кронштадт, где завершится уникальное плавание. 30 сентября яхта Russian Ocean Way подошла к шлюзам на Волге в районе Тольятти. К вечеру 2 октября экипаж намерен прибыть в Казань.

Завершающий этап экспедиции получается непростым. Однако Евгений Ковалевский и Станислав Березкин справляются со всеми трудностями. И конечно, преодолевать их помогают новые друзья, которые у кругосветчиков обязательно находятся в каждом городе родной страны.

К берегам России парусник прибыл еще 30 июля. К тому моменту за три года и один месяц путешественники преодолели около 33 тыс. морских миль. Судно требовало ремонта, кроме того, команде пришлось снять мачту. Вместе с ней высота яхты составляла 16 м — на пару метров больше технических ограничений при прохождении мостов и шлюзов на реках страны. Для работ понадобился специальный кран.

Станислав Березкин и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции

Станислав Березкин и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции

Завершающий этап кругосветного плавания стартовал 28 августа в устье Дона. До выхода в Волгу яхта прошла 19 шлюзов и 600 км почти за пять суток. В Волгограде в парусном клубе «Пилигрим» Ковалевский и Березкин заменили масло в двигателе. Также экипаж дополнительно укрепил сложенную мачту, поскольку крепеж ослабила серьезная качка в водохранилищах.

В Волгограде произошла интересная встреча — здесь кругосветчики познакомились с еще одним экипажем экспедиции Русского географического общества. Команда Челябинского регионального отделения РГО совершала парусный поход от Волгограда до Астрахани и обратно.

Яхта Russian Ocean Way вышла в дальнейший путь 3 сентября. Впереди лежало Волгоградское водохранилище.

— Диспетчер сообщил прогноз, по которому в Волгоградском водохранилище волна более 2 м, ветер более 20 узлов. Задумались, не подождать ли. Потом решили рискнуть, — рассказал Евгений Ковалевский.

До полудня прошли двойной шлюз с перепадом воды 24 м. В водохранилище волны не оказалось, можно было двигаться со скоростью 5 узлов. Однако неприятности все же случились: 4 сентября около полуночи пошел дым из машинного отсека. Перегрев двигателя. Пришлось выключить мотор и лечь в дрейф. Бросить якорь на глубине 30 м не представлялось возможным. Парусник несло к берегу, на якорь встали лишь в 100 м от него.

Станислав Березкин проверил двигатель, и выяснилось, что не работает помпа внешнего контура охлаждения. Нужен причал и серьезный ремонт, но до Камышина еще около 50 км.

— Стас сделал что смог, чтобы помпа хоть как-то работала. В 09:30 снимаемся с якоря и идем вверх по течению. До ближайшего селения Антиповка 15 км. Идем со скоростью 2–3 узла. Параллельно созваниваемся с Андреем Труфановым из Федерации парусного спорта Волгоградской области. Андрей договаривается со знакомыми яхтсменами в Камышине. Обсуждаем варианты буксировки. Нужно где-то вставать на обслуживание и ремонт, а времени нет совсем. Уже холодно, — рассказал Ковалевский.

До Камышина яхту на сцепке дотянул рыбацкий сейнер. Его направили навстречу кругосветчикам камышинские яхтсмены Сергей и Александр, которые сами и пришли на этом судне.

Поиски нужной для ремонта детали заняли довольно много времени. В итоге ее купили в Санкт-Петербурге и доставили в Камышин знакомые экипажа — Иван Донсков и Светлана. 12 сентября ремонт был закончен.

Однако на этом не закончились неприятности — отремонтированный двигатель проработал всего пару дней. 14 сентября его заклинило в 120 км от Саратова вниз по течению.

— Нам предстояло найти, кто нас отбуксирует туда, где краном можно вытащить яхту на берег, чтобы дать осмотреть двигатель специалисту. Мы находились в центре фарватера. Течение понесло парусник вниз. Бросили якорь. Активное судоходство, навстречу и с кормы идут грузовые и пассажирские суда. Стали вызывать по рации капитанов подходящих судов, сообщать о невозможности двигаться. Суда стали осторожно обходить парусник и сообщать вверх и вниз по течению об аварийной ситуации с яхтой. Экипаж сообщил друзьям из Саратова и Камышина о беде. Информация прошла по акватории. Через полтора часа из Вольска на катере подошел Владимир Плотников, отбуксировал парусник с фарватера, — рассказал Ковалевский.

У борта теплохода «Подольск». Фото участников экспедиции

У борта теплохода «Подольск». Фото участников экспедиции

На рассвете 17 сентября парусник Russian Ocean Way уже в Вольске «взял под крыло» теплоход «Подольск». Судно кругосветчиков на фарватер отбуксировал все тот же Владимир Плотников с другом Михаилом. Экипаж перебрался на теплоход, а яхту закрепили под бортом, после чего двинулись к шлюзам в Балаково.

— Капитан «Подольска» Вячеслав принял нас, предоставил каюту, обеспечил всеми удобствами. Пошли по Волге в сторону Самары и Тольятти. Впереди шлюзы, непростые погодные условия. Буксировка по водохранилищам и через шлюзы — явление нечастое, производится в экстренных случаях, сопряжено с определенными трудностями, — отметил Ковалевский.

На борту «Подольска». Фото участников экспедиции

На борту «Подольска». Фото участников экспедиции

В Самаре было найдено оригинальное решение проблемы — на яхту поставили внешний двигатель. На нем экипаж намерен добраться до Кронштадта.

— Австралийцы от такого решения сложной проблемы пришли бы в шок. Ремонт двигателя Volvo Penta — не менее трех месяцев и 1 млн руб. Мы за неделю придумали подвесить на яхту 9 тонн весом мотор на корме, — рассказал Евгений Ковалевский.

29 сентября кругосветчики покинули яхт-клуб «Ласточка» в Самаре и двинулись к яхт-клубу «Волга», где переночевали и встретились с местными любителями парусного спорта. Рано утром 30 сентября судно Russian Ocean Way отправилось к тольяттинским шлюзам. От яхт-клуба «Ласточка» по Волге вместе с основным экипажем пойдет кандидат химических наук и музыкант Олег Евстигнеев из Самары. 

— Погода благоприятствует. Хотели зайти в Ульяновск, где нас ждут яхтсмены, но нельзя упускать погоду. Практика движения с подвесным мотором показала слабые места. При сбрасывании газа и при переходе на задний ход нос резко бросает влево. Задним ходом маневрирование крайне затруднительно. В шлюзах очень непросто, так как на малом ходу яхта слабо управляется. Идем до Казани. Расстояние 340 км. Если не будет встречного ветра и волны, можем пройти за двое суток и прийти 2 октября к вечеру, — поделился планами Евгений Ковалевский.

Встреча в Камышине. Фото участников экспедиции

Встреча в Камышине. Фото участников экспедиции

Во время остановок на маршруте экипаж кругосветки продолжает встречаться с местными жителями. Так, в Камышине о своем плавании Евгений Ковалевский и Станислав Березкин рассказали воспитанникам и педагогам Центра патриотического воспитания им. А. П. Маресьева, учащимся школ, активистам Молодежного клуба РГО «Новое поколение». В Самаре путешественники провели встречу с учениками школы № 174. А 24 сентября состоялся уже восьмой по счету «Урок из океана». Он был посвящен Арктике и стал завершающим в рамках экспедиции «По пути русских кругосветных мореплавателей».

Встреча в Самаре. Фото участников экспедиции

Встреча в Самаре. Фото участников экспедиции

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Федора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО «По пути русских кругосветных мореплавателей» посвящен 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

Александр Жирнов

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
22 мая 2025
Деталь парохода «Тбилиси» пополнила коллекцию краеведческого музея в Дудинке
Ее подняла со дна Карского моря экспедиция РГО
Подробнее
15 мая 2025
Успешно завершен международный проект РГО «Уроки из океана»
Финальный телемост из Томска посвятили космосу
Подробнее
24 апреля 2025
Мир глазами русских путешественников: уникальное географическое пространство открыли в Томске
В основе проекта — материалы кругосветки областного отделения РГО
Подробнее
23 апреля 2025
Общее собрание краевого отделения РГО прошло в Ставрополе
На нем подвели итоги работы и наметили новые планы
Подробнее
21 апреля 2025
Экспедиция РГО и Минобороны «Тбилиси-2025» успешно завершилась в Красноярском крае
Дайверы изучили пароход, погибший в годы Великой Отечественной войны
Подробнее
15 апреля 2025
Историко-географическая экспедиция к 80-летию Победы стартовала в Астрахани
Ее участниками стали активисты областного отделения РГО
Подробнее
10 апреля 2025
Вокруг Большеземельской тундры за 11 дней: экспедиция РГО связала прошлое и будущее Арктики
Проект реализован Отделением Общества в Ненецком автономном округе
Подробнее
14 января 2025
Спецпоказ документального фильма «Переплыть океан. И вернуться другими» прошел в Томске
Ленту о кругосветке РГО создал телеканал «Моя планета»
Подробнее
Показать еще Загрузка