В Красноярском крае успешно завершилась экспедиция Русского географического общества по поиску парохода «Тбилиси», затонувшего в Енисейском заливе в годы Великой Отечественной войны. Сухогруз обнаружен вблизи Крестовских островов с помощью гидролокатора на глубине 12,7 м.
Грузовой пароход «Тбилиси», построенный в 1912 году и изначально носивший название Ramses, был куплен Советским Союзом в 1933 году. Во время Великой Отечественной войны он перевозил грузы в составе полярных конвоев.
Судно затонуло в сентябре 1943 года в районе Крестовских островов в Енисейском заливе. По одной из версий, «Тбилиси» выполнял грузовой рейс из Дудинки в Диксон и подорвался на мине, установленной немецкой подводной лодкой. Погибли два человека, остальных удалось спасти.
Проведена видеофиксация судна. Фото: Норильское местное отделение РГО
Поисковые работы велись с борта малого катера, спущенного на воду с теплохода «Хансута Яптунэ». Был обследован участок площадью 500 на 700 м в районе предполагаемого места гибели «Тбилиси». Первые обломки удалось найти примерно в 400 м от координат, указанных в различных источниках.
— Была большая волна, искать было тяжело. Обозначили место буем с грузом. На следующий день ждали улучшения погоды, так как за ночь волны усилились, и, как только к 14:00 появилось небольшое «окно», сразу приступили к подводным работам. Провели обследование под водой предположительно кормы теплохода. Залегает «Тбилиси» с запада на восток, верхние надстройки разрушены, корпус выступает от илистого дна на 5 м. Видимость очень плохая, менее полуметра. Под водой полнейшая темнота из-за взвеси даже на небольшой глубине. Вода достаточно теплая, +9 °С, пресная. Сделали видеофиксацию частей теплохода с подсветкой мощных фонарей с расстояния 10–30 см. Внесли точные координаты залегания «Тбилиси». В очень сжатые сроки мы выполнили все задачи на 100%. На месте, в районе Крестовских островов, были всего сутки. Все это время на воде была сильная волна, но решающим фактором стала слаженная работа и команды экспедиции, и команды корабля. Все профессионалы и были настроены на результат, — рассказал возглавлявший экспедицию руководитель Норильского местного отделения РГО Максим Миронов.
По словам специалистов, для подробного исследования затонувшего судна необходимо подготовить более длительную экспедицию.
Участники экспедиции. Фото: Норильское местное отделение РГО
Поисковая экспедиция организована Русским географическим обществом, администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Сибирским государственным университетом науки и технологий им. М. Ф. Решетнева и норильским дайвинг-клубом «69 параллель» при поддержке Агентства развития Норильска и ПХ «Енисей».
— Это очень важное событие для Красноярского края и России в целом. Оно позволяет дополнить историческую память о событиях Великой Отечественной войны и героизме советских людей. Уверен, новые поколения должны знать об исторических событиях, о том, что в Красноярском крае во время войны шли боевые действия. Для нас сохранение исторического наследия нашей страны — одно из ключевых направлений в работе, — подчеркнул председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.
Участник экспедиции, кандидат исторических наук, сопредседатель Арктической комиссии Красноярского краевого отделения РГО Александр Гончаров. Фото: Норильское местное отделение РГО