head-bg-picture

«Самый целостный раздел естествознания»: кто раскрывает тайны океанов планеты

Спуск в океан зондирующей аппаратуры с батометрами для отбора проб воды. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

Спуск в океан зондирующей аппаратуры с батометрами для отбора проб воды. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

«Самый целостный раздел естествознания»: кто раскрывает тайны океанов планеты «Самый целостный раздел естествознания»: кто раскрывает тайны океанов планеты

Нашу родную планету стоило бы назвать не Землей, а Океаном. Этим словом принято обозначать водную оболочку, покрывающую почти 71% земной поверхности. Именно она определяет климатические условия, делает наш общий дом пригодным для жизни, является прародиной всех ныне существующих живых организмов и поистине неисчерпаемой кладовой самых разнообразных ресурсов. Океан изучается людьми с далекой древности, но до сих пор хранит множество тайн. Раскрыть их — задача ученых-океанологов. Рассказать об этой науке, о том, как готовят специалистов одной из самых романтических профессий в области географии, мы попросили декана географического факультета и заведующего кафедрой океанологии Московского государственного университета Сергея Добролюбова.

Океанология — совокупность научных дисциплин о физических, химических, геологических и биологических процессах в Мировом океане. Подразделяется на физику, химию, биологию и геологию океана.

Основные проблемы физики океана — выяснение закономерностей взаимодействия океана и атмосферы, химии океана — выявление закономерностей обмена и трансформации химических веществ в океане и формирование его химического баланса, биологии океана — выяснение закономерностей формирования и оценка биомассы и годовой продуктивности важнейших видов организмов, управление биологической продуктивностью океана, геологии океана — выявление закономерностей геологических процессов на дне и под дном океана, формирования месторождений полезных ископаемых.

Главные практические цели океанологии — обеспечение безопасности и повышение эффективности мореплавания, использование биологических, минеральных и энергетических ресурсов вод и дна океана, усовершенствование методов прогноза погоды.

Сергей Добролюбов у мыса Горн. 2004 год. Фото из личного архива

Сергей Добролюбов у мыса Горн. 2004 год. Фото из личного архива

— Сергей Анатольевич, Мировой океан является колыбелью жизни на Земле. Вся история человечества неразрывно связана с океанами — на берегах его морей зарождались древнейшие цивилизации, по его дорогам издавна отправлялись в путь исследователи нашей планеты. Можно смело предположить, что одними из первых географов стали именно мореплаватели. Какое место сейчас океанология занимает в системе географических наук, как она связана с другими естественными науками?

 

— Среди всех наук о Земле океанология занимает особое место. Единство объекта исследования — Мирового океана — делает ее наиболее целостным разделом естествознания. Действительно, с одной стороны, «океанология — это наука о физических, химических, геологических, биологических процессах в Мировом океане», как было сказано выше, с единых методических позиций описывающая трансформацию и обмен энергии и веществ. C другой стороны, океанология должна изучать проявление общих физико-географических закономерностей в океане. Наверное, правильнее говорить, что океанология рассматривает процессы и структуру океана в их взаимосвязи.

Океанология связана с основными естественными науками через пограничные науки: гидрохимию, гидрофизику, гидробиологию, морскую геоинформатику и т. д. Но и география океана, как равноправное «дитя» географии и океанологии (а вовсе не описательная часть океанологии, как ранее считали некоторые физики моря), имеет много подразделов, связанных и с физической, и с общественной географией: морская геоморфология, морское ландшафтоведение, морская метеорология, гидрология устьев рек и эстуариев, морская рекреационная география, экономическая география океана и т. д. При этом океанологами зачастую считают себя и создатели новой техники для исследования океана (в том числе с использованием дистанционных методов), и разработчики численных гидродинамических моделей, и геополитики.

Подготовка к забортным работам. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

Подготовка к забортным работам. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

— Какие основные научные дисциплины изучают студенты в процессе обучения на кафедре океанологии? Что нужно знать и уметь настоящему океанологу?

 

— Есть главный принцип получения знаний об океане, характерный для классического университетского образования, — понемногу обо всем и все о немногом. Поскольку океанология — чрезвычайно многоплановая наука, наши студенты бакалавриата независимо от специализации должны прослушать и базовые естественно-научные дисциплины с особым упором на физико-математические, и получить знания по основным отраслям океанологии. После распределения на кафедру со второго по четвертый курс студенты изучают следующие предметы: физические свойства морской воды, морские течения, оптику и акустику моря, морские льды, взаимодействие океана и атмосферы, водные массы океанов, моделирование циркуляции океана, основы гидробиологии и промысловую океанологию, химию океана, морскую экологию, палеоокеанологию, технические средства и методы наблюдений в океанологии, ряд других дисциплин. В магистратуре к ним добавляются океанография шельфа, теория климата, морские прогнозы, спутниковая океанология, международные программы исследования океана.

И конечно, на старших курсах студенты узнают «все о немногом» — выполняют научно-исследовательские работы уже по наиболее востребованной узкой тематике, которыми руководят сотрудники кафедры, а также ведущие ученые из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. Для этого  института мы являемся базовой кафедрой, им руководили наши выпускники, да и сейчас их много среди руководителей лабораторий. Естественно, он рассчитывает на наших выпускников, приглашает студентов на практику, в аспирантуру, на работу.

Определение температуры в поверхностном слое моря. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

Определение температуры в поверхностном слое моря. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

— Как студенты-океанологи совершенствуют полученные знания в полевых условиях? В каких экспедициях бывают, где проходят учебные практики? Какие самые интересные места удается посетить будущим океанологам?

 

— Специалист-океанолог немыслим без практических навыков работы в море. С начала 1990-х годов после второго курса студенты кафедры проходят учебную практику на Черном море под Геленджиком, на базе Южного отделения Института океанологии. А оттуда выезжают в Севастополь, где знакомятся с основными океанологическими учреждениями этого прекрасного города. После третьего курса студенты едут на производственную практику — это могут быть рейсы в арктические моря Плавучего университета на судне «Профессор Молчанов», которые поддерживаются с 2012 года в том числе грантами Русского географического общества, экспедиции в дальневосточных морях на судах Тихоокеанского океанологического института или Гидрометслужбы. В последние годы лучшие студенты продолжают участвовать в океанских экспедициях на судах Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН в Северной Атлантике, в Южном океане.

Подготовка к спуску зондирующей аппаратуры с батометрами для отбора проб воды. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

Подготовка к спуску зондирующей аппаратуры с батометрами для отбора проб воды. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

— Какие собственные, особенные инструменты и методы есть на вооружении у океанологов? Чем они пользуются в полевой работе и камеральных исследованиях?

 

— Основа развития океанологии, как и любой другой естественной науки, — взаимодействие теоретических представлений и технологии получения данных наблюдений. В последние десятилетия в океанологии произошла технологическая революция. Раньше всю информацию получали с судов, измерения были точечными, крайне редкими по времени и нерегулярными в пространстве. Теперь же основу информации дает зондирующая аппаратура с непрерывной записью данных от поверхности до дна, а также автономные дрейфующие и заякоренные системы, поплавки нейтральной плавучести, которые всплывают с глубины 2 км раз в 10 дней, сбрасывают информацию о структуре вод на спутник и опять погружаются, работая в таком режиме несколько лет. 45 лет назад появились дистанционные наблюдения со спутников, позволяющие оценить компоненты теплового и водного баланса поверхности океана, его температуру, уровень, высоту волн, биопродуктивность. Ну и, конечно, современные суперкомпьютеры и сетевые технологии позволяют моделировать как единую систему океан, атмосферу, морской лед, прогнозировать природные и антропогенные риски для океана и прибрежной зоны с учетом изменений климата. Тем не менее, любые данные со спутников или результаты моделирования следует проверять, верифицировать прямыми наблюдениями с судов или с автономных систем в морской среде.

Берега Черного моря вблизи Геленджика, где проходит практика студентов кафедры океанологии. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

Берега Черного моря вблизи Геленджика, где проходит практика студентов кафедры океанологии. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

— Кем может стать студент-океанолог, когда окончит Московский государственный университет? В каких сферах деятельности он сможет применить полученные знания и умения?

 

— Более двух третей выпускников работают по специальности — в научных институтах РАН, связанных с изучением океана, в институтах Росгидромета, организациях, связанных с эксплуатацией рыбных ресурсов. Причем это может быть и преимущественно экспедиционная деятельность, и численное моделирование, и научно-экспертная работа. Более 150 выпускников кафедры защитили кандидатские диссертации, более 50 — докторские. Пожалуй, ни одна из 15 кафедр географического факультета МГУ не может похвастаться таким количеством выпускников — докторов наук. Многие выпускники работают в международных организациях, работают за рубежом. В последние годы все больше выпускников востребованы в бизнес-структурах, имеющих отношение к экологическому мониторингу водных акваторий, где идет добыча нефти и газа.

Обучение студентов работе с прибором на палубе. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

Обучение студентов работе с прибором на палубе. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

— Какие самые важные исследования провели сотрудники кафедры за время ее существования, какие наиболее значимые открытия сделали?

 

— Настоящее географическое открытие последних десятилетий XX века — открытие глобального океанского конвейера, связывающего воедино глубинный поток вод из Северной Атлантики в Тихий и Индийский океаны с обратным потоком теплых вод из двух последних океанов в Атлантику. Профессор Сергей Сергеевич Лаппо, заведовавший кафедрой океанологии и описавший конвейер как «тепловую машину нулевого рода» в океане, наряду с американским геохимиком Уоллесом Броккером — первооткрыватели этого конвейера, работы вышли одновременно в середине 1980-х годов. Для нашей кафедры и сейчас характерен интерес к роли океана в современных колебаниях климата, оценке изменений в переносе тепла и соли течениями и водными массами, особенно в глубоких слоях океана.

Второе направление — изменения структуры вод Арктического бассейна, вариации водообмена с теплыми водами из Атлантики, причем некоторым сотрудникам кафедры удается участвовать в работах на научных судах-ледоколах или дрейфовать на новейшей ледостойкой платформе «Северный полюс». Это направление традиционно для кафедры со времен основателя кафедры, известного полярного исследователя Николая Николаевича Зубова, занимавшегося водами и льдами Арктики в первой половине XX века.

Третье направление работ — исследование морей, омывающих Россию. Это численное моделирование шельфовой циркуляции и ветрового волнения, штормовых нагонов, наносящих большой ущерб населению и хозяйству прибрежных территорий. Но в последние годы возрос интерес и к изменениям их гидрохимических и гидрологических характеристик под влиянием природных и антропогенных факторов, включая экологические проблемы морей России, связанные с хозяйственной деятельностью на шельфе.

Студенты-океанологи во время зимней экспедиции в Геленджике. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

Студенты-океанологи во время зимней экспедиции в Геленджике. Фото: кафедра океанологии географического факультета МГУ

— Что, на ваш взгляд, самое важное и интересное в профессии океанолога? Какими качествами он должен обладать? Придется ли во время работы сталкиваться с реальными трудностями и опасностями?

 

— Наша наука настолько многообразна, что всегда можно найти себе род деятельности по душе. Если вы любите морские просторы, не боитесь штормов и склонны ходить в экспедиции — вам дорога в «мокрые» океанологи. Если вы любите искать истину на кончике пера, любите физику и математику — становитесь «модельером», участвующим в моделировании динамики океана. Любители химии и биологии также могут себя найти и на морских просторах, и в институтских лабораториях. Но в любом случае настоящий океанолог должен уметь работать в коллективе, помогать окружающим во время тяжелых вахт, никогда не пренебрегать правилами техники безопасности, чтобы не подвергать опасности здоровье свое и окружающих.

Сергей Добролюбов (слева) на палубе «Витязя». 1978 год. Фото из личного архива

Сергей Добролюбов (слева) на палубе «Витязя». 1978 год. Фото из личного архива

— Были ли какие-то особо запоминающиеся моменты в вашей жизни, связанные с профессиональной деятельностью, какие-нибудь интересные или веселые случаи?

 

— Я работал в разных условиях, иногда весьма тяжелых. Тем ценнее информация, добываемая в таких рейсах. Меня всегда привлекала добыча информации с больших глубин океана, когда пробы воды и зондирующий прибор поднимаются с глубины 4–5 км несколько часов. Ну, а самое запоминающееся во время продолжающихся не один месяц рейсов — красоты природы: восходы, бушующая красота штормов, лов рыбы и кальмаров. И конечно, выходы на берег — экзотические страны, высадки в уединенных бухтах Дальнего Востока, морские институты и беседы с коллегами.

Самым запоминающимся для меня был, пожалуй, мой первый океанский рейс на знаменитом «Витязе» в 1978 году. Студентом третьего курса я участвовал в работах на полигоне в Саргассовом море по программе ПОЛИМОДЕ (международный океанографический эксперимент в районе Бермудских островов), мы ставили буи с самописцами течений, заходили в Канаду, Испанию, Грецию, на Ямайку. Нас тогда было в этом рейсе семь студентов географического факультета МГУ. И теперь, бывая в Калининграде, где у причала стоит «Витязь», я обязательно поднимаюсь на палубу и вхожу в лаборатории, где работал 45 лет назад.

Сергей Добролюбов. Фото из личного архива

Сергей Добролюбов. Фото из личного архива

Добролюбов Сергей Анатольевич — доктор географических наук (1996), профессор (1998), член-корреспондент РАН по специальности «Гидрометеорология» (2006), академик РАН по специальности «Океанология, водные ресурсы» (2022), заведующий кафедрой океанологии, декан географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Александр Жирнов

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Лектории
23 октября 2024
Имя географа Владимира Петрасова присвоено горной вершине в Дагестане
Известный ученый посвятил свою жизнь изучению опасных природных явлений
Подробнее
21 октября 2024
Первый медико-географический атлас факторов риска онкозаболеваний
Панельная дискуссия «Медицинская география – от географии болезней к географии здоровья»
Подробнее
30 августа 2024
Как проводит лето студент-географ: рассказывают геоморфологи
Учебная практика открыла второкурсникам МГУ Русский Север
Подробнее
23 августа 2024
В России появился третий пост системы мониторинга крупных рек
Его оборудованием занимались географы МГУ
Подробнее
15 апреля 2024
Второй такой в мире нет: Школа юного географа отмечает юбилей
На геофаке МГУ готовят тех, кто сделает нашу планету лучше
Подробнее
16 февраля 2024
Студенты-географы МГУ определили ценность зеленых зон Екатеринбурга
Помощь в работе экспедиции оказало Свердловское областное отделение РГО
Подробнее
13 февраля 2024
Географы МГУ оценили последствия стихийного бедствия в Абхазии «по свежим следам»
Материалы экспедиции помогут в создании схемы защиты территории
Подробнее
08 февраля 2024
Молодые географы МГУ создадут тематические карты Дагестана
Богатый материал собрали в ходе научной студенческой экспедиции
Подробнее
Показать еще Загрузка