В Красноярском крае успешно завершена экспедиция «Тбилиси-2025». Ее участники провели подледные погружения в районе Крестовских островов в Енисейском заливе Карского моря. Несмотря на экстремальные условия, в которых проводились работы, дайверам удалось детально исследовать состояние затонувшего в 1943 году судна.
Пароход «Тбилиси», погибший во время Великой Отечественной войны, был обнаружен в 2024 году в Красноярском крае в ходе уникальной экспедиции Русского географического общества. Предполагается, что в 1943 году судно было торпедировано немецкой подводной лодкой.
Экспедиция «Тбилиси-2025» организована Красноярским краевым отделением Русского географического общества совместно с Министерством обороны России к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ней приняли участие дайверы из Норильска и Екатеринбурга, представители Минобороны России, профессиональные снегоходчики и водители вездеходов, а также фотографы.
Расстояние от Дудинки до места развертывания базового лагеря составило 538 км. Пройти этот путь по зимнику удалось за двое суток. Основным лагерем экспедиции стала армейская палатка размером 6×10 м. Отсюда исследователи отправлялись к месту погружений, ежедневно проходя по 38 км в каждую сторону на трех снегоходах и двух вездеходах.

Базовый лагерь экспедиции. Фото: Норильское местное отделение РГО
По словам руководителя Норильского местного отделения РГО Максима Миронова, подледные погружения пришлось проводить в очень непростых условиях. Две группы работали в течение трех дней.
— Условия погружений очень сложные, так как, помимо плохой видимости и темноты, в верхнем слое воды было сильное течение в сторону Карского моря, из-за которого аквалангистов сразу сносило в сторону моря и приходилось делать очень быстрый спуск на глубину 9–10 м. Но и на этой глубине дайверов ждал «сюрприз» — галоклин. Это слой в толще воды, в котором смешивается пресная вода из реки Енисей с соленой водой из Карского моря. Это явление сильно искажает видимость. Похоже на то, как будто резко ухудшилось зрение. Даже с расстояния 15 см было сложно увидеть, какое давление воздуха в баллонах на манометре. Дала о себе знать и экстремально холодная температура воды — 0 °С, — рассказал Максим Миронов.

Подводные работы. Фото: Норильское местное отделение РГО
Несмотря на все трудности, участникам экспедиции удалось исследовать место вблизи носовой части парохода «Тбилиси». Некоторые части корпуса и верхней палубы достаточно хорошо сохранились. Однако есть места, в которых все элементы корабля сильно искорежены, металл буквально разорван и вывернут наизнанку.
— Скорее всего, такие повреждения пароходу нанес ежегодный ледоход, который на протяжении 80 лет огромной массой разрывал металлические конструкции. Надстройки на палубе в месте погружений отсутствуют. Большая часть корпуса погружена в ил, высота борта от дна до палубы — 3 м. При погружениях на видео зафиксировали состояние верхней палубы и расположение трюмов, дошли до швартовых кнехтов и осмотрели якорную лебедку с мощной цепью, уходящую в трюм. Взяли пробы воды в верхнем и нижнем слое, — отметил Максим Миронов.
— Эта экспедиция важна для Красноярского края и России в целом, она продолжает ряд экспедиций Русского географического общества по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны и героизме советских людей, — отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.
Экспедиция «Тбилиси-2025» прошла при поддержке ГМК «Норильский никель» и НК «Роснефть».
Владислав Власов, Александр Жирнов