«НЕуроки географии» — это всегда яркие занятия, позволяющие увидеть знакомую научную дисциплину с новой стороны. Фото предоставлено участниками экспедиции «Русский след в Центральной Азии»
В двух университетах Таджикистана — Российско-Таджикском (Славянском) и Кулябском государственном им. А. Рудаки — прошли «НЕуроки географии». Участники экспедиции «Русский след в Центральной Азии», организованной членами Новосибирского регионального отделения РГО, выступили перед студентами с лекциями о вкладе русских ученых в исследование Памира, их научных открытиях в сфере геологии, этнографии и ботаники.
Просветительский проект Русского географического общества «НЕурок географии» — это нескучные занятия, меняющие сознание, заставляющие встать из-за парты или подняться с дивана и отправиться в поход. А в исполнении путешественников из Новосибирского отделения РГО занятия интересны вдвойне: наши коллеги идут маршрутами первых русских научных экспедиций в Таджикистане и Афганистане. Собранный материал в области разных наук — от геологии до ботаники — позволит укрепить международные научные связи, а маршруты предполагается нанести на карту с заметками, фотографиями и использовать для знакомства российских туристов с малоизученными территориями горных районов Центральной Азии.
Ольга Ладыгина проводит «НЕурок географии» для студентов Российско-Таджикского (Славянского) университета. Фото предоставлено участниками экспедиции «Русский след в Центральной Азии»
«НЕуроки географии» провели заслуженный путешественник России Ольга Маслобоева, Ирина Негода и студенты Новосибирского госуниверситета Екатерина Морозова и Иван Ботов, а также руководитель Научно-исследовательского центра Российско-Таджикского (Славянского) университета, культуролог Ольга Ладыгина, которая уже 15 лет преподает у таджикских студентов. Она участвовала вместе с новосибирцами Ириной Негодой и Ольгой Маслобоевой в экспедиции на Памир два года назад.
— Студенты слушали нас с искренним интересом, задавали много вопросов, — рассказала член Новосибирского регионального отделения РГО, руководитель детско-юношеского геологического движения в Новосибирске Ирина Негода.
В РТСУ есть зал «Русское пространство», в нем разместилась выставка рисунков новосибирских школьников по мотивам русских сказок.
— Было очень приятно увидеть выставку детских рисунков в университете, очень душевные работы. Интерес к нашей культуре у народов Таджикистана очень высок, — отметила Ольга Маслобоева.
Здание Кулябского государственного университета им. А. Рудаки. Фото предоставлено участниками экспедиции «Русский след в Центральной Азии»
Теплая встреча ожидала путешественников из России и в Кулябском государственном университете им. А. Рудаки, тесно сотрудничающим с российским научным сообществом.
Экспедиция «Русский след в Центральной Азии» началась 26 августа. За семь дней путешествия по Памиру участники экспедиции посетили Хорог, далее двинулись на юг в Ишкашим, где познакомились с работой опытной станции по выведению новых пород пшеницы, ржи и ячменя. Далее путь лежал в старинные крепости Вранг и Ямчун. Путешественники изучили наскальные рисунки у кишлака Лянгар, посетили горячие источники Гармчашма, Авдж и Биби Фатима-и Захро, считающийся священным. А затем вдоль реки Пяндж Ваханским коридором, миновав перевал Харгуш, вышли на основной Памирский тракт. Дальше преодолели перевал Койтозек, спустились по реке Гунт и снова оказались в Хороге.
Местные жители тепло встречали участников экспедиции. Фото предоставлено участниками экспедиции «Русский след в Центральной Азии»
— Вообще, Памир, помимо особой красоты этого места, поразил нас тем, что здесь практически все местные жители говорят по-русски. Нас с большим интересом расспрашивали о целях нашего путешествия, выражали готовность помочь в любом вопросе, — рассказала Ольга Маслобоева.
В настоящий момент таджикская часть экспедиции завершена, путешественники выехали на границу с Афганистаном, где начнется второй этап проекта.
Экспедиция реализуется при поддержке Новосибирского и Алтайского региональных отделений РГО, компании «Дата Ист», Фонда развития геоинформационных технологий, Новосибирского государственного университета и Российско-Таджикского (Славянского) университета.