Комплексная историко-патриотическая экспедиция "Гогланд" в 2014 году прошла при поддержке Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы. О том, какие работы запланированы на 2015 год и о личных причинах участия в проекте рассказал председатель правления ФСК Андрей Муров.
"Гогланд" - это комплексная экспедиция Ленинградского областного отделения Русского географического общества, которая проходит на островах в Финском заливе. Из них Гогланд – самый большой и высокий остров российской акватории залива. Особое положение острова, вытянутого с севера на юг поперек залива, привлекало древних людей. В ходе археологических разведок на Гогланде выявлено несколько типов древнейших памятников. Это позволяет предположить, что он имел культовое значение для древних обитателей этого региона Балтики. А во время Великой Отечественной Гогланд не раз оказывался в центре самых драматичных событий.
– Андрей Евгеньевич, почему Вы начали поддерживать этот проект?
– Мы заинтересовались грядой внешних островов Финского залива в первую очередь из-за того, что здесь проходит западная граница Российской Федерации. Совсем маленький остров Родшер – это самая западная часть России, не считая Калининградскую область. Поэтому нам было важно поддержать энтузиастов и исследователей, которые начиная с 2012 года системно исследуют внешние острова Финского залива, включая остров Гогланд.
Поддерживая их работу, мы преследовали несколько целей. В первую очередь, помочь в снаряжении экспедиций для исследования флоры и фауны островов, экологии и истории. Необходимо исследовать поселения, которые тут располагались еще до войны. Вторая важная задача – просветительская, патриотическая миссия. Нам важно рассказать людям правду о тяжелых временах Великой Отечественной войны. Здесь шли жесточайшие бои между советскими и немецкими войсками. Необходимо рассказать подрастающему поколению о том, как здесь за Родину сражались деды. Некоторые острова очень маленькие, а десант высаживался в несколько сотен человек, здесь была настоящая бойня.

Андрей Муров и Екатерина Хуторская на Фестивале Русского географического общества
– А есть ли личная мотивация и заинтересованность в поисковых и исследовательских работах именно в этом регионе?
– Конечно присутствует – мои деды тоже воевали. Из них, к сожалению, в живых сейчас остался лишь один. Ему сейчас тоже 92 года, как и Михаилу Федоровичу Худолееву, который приходил на Фестиваль Русского географического общества. Мой дед как раз прорывал блокаду Ленинграда и освобождал город. А так как это было, по сути, частью блокады, то помянуть одного деда и отдать должное другому и своим ближайшим родственникам я посчитал делом чести.
– Андрей Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о планах экспедиции на 2015 год.
– Экспедиция будет продолжаться. До сих пор находят могилы. О каких-то местах исследователи предполагают, что там может быть братская могила и захоронены более ста человек. Очень важно в ближайшее время установить эти места, почтить память героев, установив там памятники, и следить за теми захоронениями, которые уже обнаружены, чтобы они поддерживались в хорошем состоянии. Кроме того, планируется обследовать и взять на учет военную технику с островов.
Фото: Илья Мельников