В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку "Империя, которой была Россия". 122 фотографии стали настоящей сенсацией во всём мире: дети в цветастых сарафанах, золотые купола церквей, невероятная синь Самарканда. Зрители охотнее верили в подлог, чем в то, что эти снимки сделаны за век до этого. Все изображения Российской империи, известные на тот момент, были чёрно-белыми. А тут — такое сокровище. Автор фотографий — пионер цветной фотографии в России, русский фотограф, химик, изобретатель, член Императорского Русского географического общества Сергей Прокудин-Горский. Большая часть этих фотографий сделана во время экспедиций по стране по заказу императора Николая II.
Успеть везде
Когда смотришь снимки Сергея Прокудина-Горского, то помимо невероятной современности работ подмечаешь ещё невероятно широкий географический охват. Сто пятнадцать лет назад существовал только наземный транспорт, а он и в Самарканде, и в Уфе, и в Торжке, и на Чусовой, и в Дагестане. Но как ему это удавалось?
![Грузинская женщина. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/250b04f7b161dfe43d55daf7fbab06c7/03fa5fdc9e82364fa378e52e63e1d198.jpg?itok=sCbOaRbp)
Грузинская женщина. Фото: Сергей Прокудин-Горский
Ответ находим в дневнике Прокудина-Горского. Вот его запись после визита в Царское Село, где он делал доклад о цветной фотографии перед Николаем II и членами его семьи. Во время перерыва царь подошёл к фотографу: "Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: "Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и её древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины". Государь отнёсся с большим одобрением к моим словам и сказал: "Поговорите с С.В. Рухловым, сообщите ему, что именно вам для этого нужно, и пусть он сделает об этом доклад".
Сергей Рухлов — тогдашний министр путей сообщения Российской империи. После поручения императора он обсудил с фотографом его экспедиции и выделил различные транспортные средства для того, чтобы Прокудин-Горский мог быстро перемещаться по стране и всегда иметь под рукой удобную фотолабораторию.
![Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/493b701069145b1ee9af114a2f96b776/57a29d09eea75216a02e4830cd70db8d.jpg?itok=I_GmOJgX)
Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909. Фото: Сергей Прокудин-Горский
По высочайшему повелению Прокудину-Горскому предоставили для работ на суше специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях — пароход с командой и маленький пароход, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург прислали автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали доступ во все места Российской империи, а местные администрации обязали содействовать.
По планам за 10 лет Прокудин-Горский хотел сделать 10 тысяч снимков, которые должны были использовать для народного просвещения: показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны.
![Вход во двор церкви Святого Георгия. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/e1e640e18fd5e81ca398f9f1af2d6934/6b69d199b78a8e47e615c0a6be4f7d9c.jpg?itok=n7XjjNhX)
Вход во двор церкви Святого Георгия. Фото: Сергей Прокудин-Горский
Техника Прокудина-Горского
В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе доктора Адольфа Мите. Он создал модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране. В конце того же года Прокудин-Горский объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии Мите, а в 1905 году запатентовал сенсибилизатор — вещество, которое делало бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Он значительно превосходил по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. В 1905 году Прокудин-Горский поразил присутствовавших на заседании Общества фотолюбителей 70 цветными снимками. Это были виды Дагестана и Кавказа, осенняя Финляндия, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы и вызвали долго несмолкающие аплодисменты.
![Автопортрет. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/5c7ee22d0d1eda3308d309fce6a074dc/832f39c09d0ba4de39a885d68de87979.jpg?itok=ESADtNaX)
Автопортрет. Фото: Сергей Прокудин-Горский
Дороги, которые мы выбираем
За дело Прокудин-Горский взялся ответственно и фанатично, словно чувствовал, что вскоре случится революция и ему придётся уехать из страны. Первая экспедиция состоялась через несколько дней после встречи с царём — летом 1909 года. Он выбрал водную артерию — Мариинский водный путь от Петербурга почти до самой Волги. Съёмку приурочили к 200-летнему юбилею этой водной магистрали. Следуя на пароходе "Шексна", Прокудин-Горский снял живописные пейзажи Русского Севера, монастыри, крестьян, всевозможную инфраструктуру. Он проплыл от Санкт-Петербурга через ладожские каналы: Свирь — Онежский канал — Вытегру — Мариинский канал — Ковжу — Белозерский канал до Шексны. Несколько раз фотограф отступал от заранее продуманного маршрута, чтобы посетить Старую Ладогу, Александро-Свирский и Кирилло-Белозерский монастыри.
![На реке Суне. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/8f2a06e7961b6a02fdff0bb62e36c352/937c82f9bcee4c913814b04bb8d7a938.jpg?itok=RvwifSaK)
На реке Суне. Фото: Сергей Прокудин-Горский
К осени для Прокудина-Горского подготовили специальный пульмановский вагон, изготовленный по указаниям фотографа, и он поехал на Урал. В багаж входило огромное количество тяжёлых и очень дорогих предметов: массивные фотокамеры, ёмкости с химикатами, ящики со стёклами для пластин. Фотограф несколько дней разворачивал в вагоне лабораторию, позволявшую немедленно обрабатывать материалы. В своей автобиографической записке 1932 года он с нежностью вспоминал свой вагон: "Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в тёмную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников, — вспоминал Прокудин-Горский. — Вагон этот предоставлен был в полное моё распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать, и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своём вагоне, совершали поездки для съёмки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт. При вагоне был проводник, вагон снабжался, где было нужно, льдом и т.д.".
Этот спецвагон несколько раз попадал в кадр. Самым крупным планом он представлен на снимке станции Бородино в сентябре 1911 года. Оставив его на станции, Прокудин-Горский отправился снимать окрестные достопримечательности.
![Женщина прядёт пряжу в деревне Изведово. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/2565380e6101c81f21bb2ab71a45585b/9b4321666721c1c62ca337334b2de0bf.jpg?itok=OEftPE2q)
Женщина прядёт пряжу в деревне Изведово. Фото: Сергей Прокудин-Горский
На Урале фотограф посетил Пермь, Екатеринбург, Чёртово Городище, Каменск-Уральский, Верхотурье, сделал там фотографии, а на обратном пути в Екатеринбург сфотографировал Кушвинский завод, Нижний Тагил, Березовский завод.
После этого фотограф отправился на Южный Урал. Осень там ещё не чувствовалась. В объектив попали Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Челябинск, Ильменское озеро, Златоуст. В Златоусте погода внезапно испортилась, пришлось возвращаться домой. По пути Прокудин-Горский снял станцию Вязовую. Примечательно, что на станции лежал снег, а снимки датированы 12 (25) сентября 1909 года.
В 1910 году Прокудин-Горский совершил два путешествия по Волге от Селигера до Нижнего Новгорода, снимал там ярмарку. А летом снова снимал южную часть Урала. В этой поездке он отчасти доснял то, что не успел в предыдущую поездку. Поездка началась в Уфе. Затем Прокудин-Горский поехал по железной дороге на восток, по пути сделал фотографии на станции Шакша. Далее — реки Сим и Юрюзань; Катав-Ивановский завод, Саткинский завод, Бакальские рудники, гора и озеро Зюраткуль, а затем опять окрестности Златоуста — станция Уржумка и Александровская сопка. По пути фотограф посетил башкирскую деревню Эхья.
![Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/062559758bef29f207b26acc6329ec83/824d7f7d79bbd87f272f80cd44ead1c5.jpg?itok=s5-AcjOU)
Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер. Фото: Сергей Прокудин-Горский
Всю эту экспедицию Прокудин-Горский перемещался по железной дороге, поэтому большая часть снимков сделана возле станций. Многие из достопримечательностей из окна вагона можно увидеть и сейчас. У поклонников творчества Прокудина-Горского существует даже такой квест — найти и заснять как можно больше достопримечательностей с его снимков.
Примечательно, что фотограф пытается передать и национальный колорит. Так, стрелочник-башкир запечатлён возле рельсов в халате.
Весной 1912 года Прокудин-Горский опять надолго переселился в вагон-лабораторию. Новое путешествие — от Малоярославца до Вильны, во Владимир и Суздаль, в Рязань, дважды в разное время года на Кавказ, снова на Урал и в Западную Сибирь — длилось семь месяцев.
![Карта съёмок С. М. Прокудина-Горского (1904—1916) в Европе, Сибири и Средней Азии. Фото: wikipedia.org](/upload/content_block/images/f06a8a4c954f90259440ca096ac460fc/8b6723188d961a1e0bf05974d05aa599.jpg?itok=uWQeAU8b)
Карта съёмок С. М. Прокудина-Горского (1904—1916) в Европе, Сибири и Средней Азии. Фото: wikipedia.org
В конце марта он писал из Батума: "Таким образом, горные красоты близ Черноморья есть и докончу их осенью. Теперь снимаю Зелёный Мыс, Чакву, Цихин-дири. Думаю, что погода смилостивится, а затем двинусь пароходом дальше. Вагон будет стоять здесь, и всё, что желаете мне сообщить, прошу направлять: "Батум, до востребования".
Затем следовала экспедиция по Камско-Тобольскому водному пути, который только проектировали. По просьбе министра Рухлова Прокудин-Горский снимает транспортную инфраструктуру: железнодорожные мосты и переезды, станции и рабочих.
В 1911–1912 годах Прокудин-Горский снимал места, связанные с победой над Наполеоном, и строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.
Каждые два-три месяца царская семья с восхищением смотрела новые работы. А потом — потом у Прокудина-Горского закончились деньги. Николай II обеспечил транспортом, но ни одной копейки не выделил на экспедиционные расходы. Фотограф чувствовал миссийность своей работы, он не стал заикаться про деньги и тратил на всё свои, надеясь впоследствии продать царю бесценную коллекцию. Каждый снимок обходился ему в 10 рублей. Много это или мало? На 1 рубль до революции можно было купить 10 килограммов хлеба, а на 20 рублей — корову.
![Храм св. Николая в Можайске. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/24cae133fe7ab25cd9537311cbce9281/282b1b517a28aceb2de75ddf0e808c9f.jpg?itok=4WkaKiSg)
Храм св. Николая в Можайске. Фото: Сергей Прокудин-Горский
Дороги, которые выбирают нас
Во время вынужденного перерыва в 1913 году Прокудин-Горский снимал на цветную плёнку празднования 300-летия дома Романовых. И не только фотографии — видео. После 1917 года всё исчезло без следа.
В 1914 году началась Первая мировая война. Пульмановский вагон фотограф отдал для нужд армии.
![Стандартный пульмановский вагон. Фото: wikipedia.org](/upload/content_block/images/2390e18ee4db3d652de62f9492aa7fcd/1473c00575b18b4494e86a21698e4df1.jpg?itok=pN2u6Xyk)
Стандартный пульмановский вагон. Фото: wikipedia.org
В 1916 году Сергей Михайлович отправился на служебном поезде по только что построенному южному участку Мурманской железной дороги. В кадр попадают железнодорожный мост через реку Лососинку, железнодорожники на дрезине у Петрозаводска, общий вид города с Олонецкой железной дороги. Оттуда он направился в Соловки и сделал фотографии знаменитого монастыря. Вряд ли Прокудин-Горский тогда догадывался, что это его последняя экспедиция по России.
Непонятной оставалась судьба коллекции. Фотограф не мог найти общий язык с чиновниками. Обращаться к самому царю с просьбой купить снимки фотограф не стал, опасаясь потерять его расположение.
![Паровоз. Вдалеке тот самый вагон-лаборатория. Фото: Сергей Прокудин-Горский](/upload/content_block/images/f01a218ea6048605686ccc947ad8bf26/8748443a5606d2d01eb2593a1b44e46b.jpg?itok=FLJrZXIP)
Паровоз. Вдалеке тот самый вагон-лаборатория. Фото: Сергей Прокудин-Горский
До 1917 года в России было напечатано более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 — в виде фотооткрыток и значительное число — в книгах и брошюрах. На фоне остальных работ выделяется учебник "Родиноведенье", проиллюстрированный снимками мастера, который вышел аккурат в 1916 году.
После революции Прокудин-Горский навсегда уехал из России, а вместе с ним — и бесценные снимки. Лишь иногда в Париже он демонстрировал их эмигрантам. Мастер осел там и вместе с сыновьями открыл фотомастерскую. Прокудин-Горский умер в оккупированной немецкими войсками французской столице в 1944 году. После смерти фотографа, не столько ради денег, сколько ради сохранения коллекции, его дети продали снимки в Библиотеку Конгресса США. Современное наследие Прокудина-Горского — 1900 стеклянных пластин-негативов.
Наталья Мозилова