Весельная лодка «АКРОС» у самой границы Восточного полушария. Фото: штаб экспедиции Федора Конюхова
Федор Конюхов достиг важной символической отметки в ходе своего одиночного плавания на весельной лодке «АКРОС». Это случилось около трех часов ночи 27 января, на 53-й день нахождения в океане. Нулевой меридиан, или меридиан Гринвича, является границей между Западным и Восточным полушариями. Всего с момента старта пройдено более 2,8 тыс. морских миль (примерно 5,2 тыс. км).
«Я не был в Восточном полушарии с 1 ноября 2024 года (день вылета из Москвы в Буэнос-Айрес). Океан встречает жестко, погода портится, по прогнозу ветер под 40 узлов сегодня и завтра, поднимет большую волну», — передал путешественник в свой береговой штаб.
Экспедиция началась 5 декабря 2024 года. Знаменитый российский путешественник и почетный член Русского географического общества планирует пройти в одиночку на весельной лодке «АКРОС» от мыса Горн (Чили) до мыса Люин (Австралия). Расстояние составит свыше 15 тыс. км. Примерное время в пути — около 200 суток.
Как рассказал агентству «РИА Новости» руководитель штаба экспедиции и сын путешественника Оскар Конюхов, все бортовые системы, включая навигационные приборы и опреснитель морской воды на солнечных батареях, работают исправно. Настроение у Федора Филипповича отличное. И это несмотря на то, что на большей части пройденного пути была пасмурная и холодная погода, а однажды путешественник уже пережил шторм, который начался на закате 17 января и продолжался больше суток.
«Я лежал в кормовом отсеке, встать не мог, мой вес важен в балансировании лодки. Я не переживал, что ветер и волны могут повредить лодку, она крепкая, самая большая опасность — перевернуться на большой волне. В 2019 году я три раза переворачивался в этой лодке в Южном Тихом океане, все три раза на заключительном отрезке на подходе к мысу Горн», — передавал тогда Федор Конюхов.
К вечеру 18 января ветер начал стихать, но волна, по свидетельству путешественника, разгулялась до 5–6 м. Водные горы двигались по поверхности океана на большой скорости. Лодку поднимало, а потом она с шумом слетала вниз, и так продолжалось множество раз. Как отметили в штабе экспедиции, это было первое серьезное испытание для судна после комплексного ремонта и модификаций.
Карта волнения в Южном океане на маршруте экспедиции. Фото: Оскар Конюхов
«Океан суровый, да, холодно, сыро, но то, что я здесь вижу и ощущаю, — это может почувствовать лишь один человек на миллиарды, я один вижу всю эту красоту. Конечно, думаю, что мне уже 73 года, увижу ли я еще этот океан, попаду ли я еще в эти широты, тем более на весельной лодке. Наверное, уже нет. Даже если когда-то я и попаду в Южный океан, то это уже будет на экспедиционной яхте или на судне, но не на веслах», — передал Федор Конюхов в другом сообщении.
Еще одной значимой для путешественника вехой стал 46-й день плавания. В 2002 году на весельной лодке «УралАЗ» Конюхов пересек Атлантику именно за 46 суток, стартовав на Канарских островах, финишировав на Барбадосе. Тогда он прошел около 2,8 тыс. морских миль.
«Здесь, в Южной Атлантике, за 46 дней я прошел примерно 2440 морских миль. Получается, отстаю от графика в Северной Атлантике на 500 миль, или примерно на 10 дней», — отметил путешественник.
В один из редких дней экспедиции, когда на горизонте выглянуло солнце и море спокойное. Фото: Федор Конюхов
Впрочем, этому есть объяснение. В 2002 году погода была идеальной для перехода, пассаты «работали» месяц без перерыва.
«Сложность Южного океана в том, что когда здесь дует, то дует так сильно, что на палубе работать опасно, а волны такие, что есть риск поломать весла, а когда ветер стихает, он обычно заходит на встречный, и ты начинаешь бороться со встречным ветром, и, чтобы хоть как-то двигаться, приходиться идти не по курсу», — рассказал Федор Филиппович членам своего берегового штаба.
Главным помощником путешественника является Антарктическое циркумполярное течение. Это самое мощное на планете течение будет сопровождать лодку большую часть маршрута, одна треть из которого к настоящему моменту уже пройдена.
«Следующий ориентир для меня — долгота мыса Доброй Надежды — до него 18 градусов по прямой. По этой долготе проходит символическая граница между Южной Атлантикой и Индийским океаном. Надеюсь, с Божьей помощью пройти и этот отрезок пути», — сообщил путешественник.
За местонахождением Федора Конюхова можно следить здесь.
Николай Сумароков