Первая в истории одиночная сезонная станция в Антарктике начала свою работу. Четыре месяца ее единственным сотрудником будет Федор Конюхов. Накануне группа поддержки возвела на острове Смоленск (Ливингстон) четыре палатки и установила аппаратуру связи. А вечером 21 ноября покинула остров, оставив знаменитого путешественника в компании пингвинов на фоне удивительных по красоте пейзажей.
Федору Конюхову и его соратником очень повезло с погодой. Во время перехода через пролив Дрейка штормило, но к самому острову Ливингстон подходили уже в штиль при ясном небе. Как отметил руководитель штаба экспедиции Оскар Конюхов, два дня такой погоды на 62-й параллели южной широты — редчайшее явление, и команда постаралась использовать эту возможность максимально эффективно.
Но сначала экспедиционная команда посетила российскую антарктическую станцию Беллинсгаузен на острове Ватерлоо. Там сейчас работает юбилейная 70-я Российская антарктическая экспедиция. Заглянули гости и в самый южный православный храм на планете — церковь Святой Живоначальной Троицы.
На фоне церкви Святой Живоначальной Троицы. В первом ряду отец Александр, Федор Конюхов и руководитель станции Беллинсгаузен Андрей Воеводин. Фото предоставлено экспедиционным штабом Федора Конюхова
20 ноября команда высадилась на острове Смоленск (Ливингстон). Здесь несколько лет назад Федор Конюхов выбрал место для будущей станции, а теперь группа поддержки путешественника за пару дней возвела палаточный лагерь. Станция состоит из четырех специально изготовленных для Конюхова палаток: основная предназначена для сна, вторая — рабочая палатка (она же радиорубка, кабинет и творческая мастерская), третья — палатка-склад и еще одна, разборная, представляет собой походную часовню с куполом.
Нюанс самой площадки заключается в том, что здесь нельзя ставить палатки непосредственно на земле, поскольку талая вода с ледников может их залить. Решение было придумано заранее. Это деревянные подиумы и платформы, на которые и устанавливаются сами палатки.
— Мы работали в условиях штилевой погоды, но капитаны шхун предупредили: в этих местах даже летом ветры дуют со скоростью 50–70 км/ч, и важно было закрепить все строения максимально надежно, — рассказал руководитель штаба экспедиции.
На обустройство станции ушло два неполных дня. После чего была проведена настройка спутникового и радио- оборудования и сделан тестовый звонок в Москву.
Так выглядит первая в истории одиночная антарктическая станция. Фото предоставлено экспедиционным штабом Федора Конюхова
Основная задача Федора Конюхова в течение следующих четырех месяцев — работа в рамках научной программы Арктического и антарктического НИИ по определению содержания микропластика в прибрежных водах.
Свободное время путешественник, а теперь руководитель и единственный сотрудник одиночной сезонной антарктической станции намерен посвятить творчеству.
— Мы завезли 25 холстов, Федор Филиппович будет писать картины, по возвращении в Москву планируем устроить выставку, — сообщил Оскар Конюхов. — Кроме того, он пишет книгу о путешествии на весельной лодке «АКРОС» от мыса Горн до Австралии.
И еще. Кажется, у станции теперь есть название, пока оно рабочее, но история только началась. И это, конечно, «Смоленск» — по русскому первоназванию острова, на котором она разместилась.
Айвар Валеев
