По статистике каждый год пустыня отвоёвывает себе до 12 млн га земли — это площадь, сравнимая с размерами Республики Корея и заметно побольше, чем ряд других стран, таких как Исландия или Венгрия. Учёные безрадостно констатируют: если процесс не остановить, в ближайшие десятилетия многие виды животных и растений попросту прекратят своё существование.
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой отмечается с 1995 года — такое решение приняли в ходе 49-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, отмечая годовщину Конвенции по борьбе с опустыниванием. К сожалению, с тех пор ситуация не слишком улучшилась, несмотря на попытки решить проблему. Но исследователи не сдаются и разрабатывают всё новые способы, надеясь в конце концов её одолеть.
Благие намерения
Человечество блистательно умеет создавать критические ситуации, угрожающие жизни всего живого, а потом десятилетиями биться над их решением. И вовсе не потому, что изначальные побуждения были разрушительными. Что, например, плохого в том, чтобы отстроить новые посёлки или обеспечить население недорогим мясом и молоком? Однако в долгосрочной перспективе это оборачивается вырубкой лесов и перевыпасом скота, а значит, и опустыниванием.

Деятельность человека имеет к нашествию песков прямое отношение. Фото: Елена Афонина, участница конкурса РГО "Самая красивая страна"
Один из ярких примеров такой ситуации — так называемая Сахельская трагедия, случившаяся в 1968–1974 годах в Сахели (тропической саванне, своего рода пограничной зоне между плодородными землями на юге Африки и Сахарой на севере). За эти годы в ней не выпало ни одного дождя. Озеро Чад на две трети обмелело, реки наполовину иссякли, колодцы высохли, грунтовые воды ушли глубоко под землю.
А причиной всему — демографический скачок, спровоцировавший бурную активность людей. Они продвигались всё дальше в пустынные области, практикуя подсечно-огневое земледелие — при нём обрабатываемые участки раз в несколько лет поджигают. Развели скот, запасая местные кустарники и деревья, чтобы его кормить. Кроме того, изводили и без того небогатую растительность на отопление, для которого использовали древесину или древесный же уголь.
В итоге Сахара перешла в стремительное наступление, активно захватывая прежде пригодные для жизни земли. Засуха и отсутствие дождей просто внесли свою лепту. И хотя земледелие со скотоводством вроде бы непосредственного отношения к этим погодным явлениям не имеют, учёные считают, что их тоже отчасти спровоцировал человек, деятельность которого напрямую связывают с климатическими изменениями и глобальным потеплением.
Другой пример погони за благополучием, обернувшейся непредсказуемыми последствиями, — потеря чуть ли не половины пахотных земель Арабскими Эмиратами. Если в 2002 году в ОАЭ, по данным Всемирного банка, было 75 тыс. га пригодных для возделывания территорий, уже к 2018-му их осталось всего 42,3 тыс. га. Попытка стать цветущим оазисом с футуристическими башнями и максимально комфортными условиями для жизни привела к тому, что в 2008 году специалисты признали Эмираты страной с наихудшим экологическим следом на человека.

Просто засадить пустыню деревьями вряд ли получится. Фото: Алёна Рыжова, участница конкурса РГО "Самая красивая страна"
Россию проблема опустынивания тоже не миновала. Данные РАН не радуют — воздействию эрозии, засухам, пыльным бурям подвержены 50% пастбищ и 65% пахотных земель. Один из источников печальной статистики — драматическое уменьшение площади лесов. Если полтора века назад они занимали в чернозёмных областях порядка 40%, сейчас их осталось всего 6%. Процесс идёт даже в тундре: песчаные барханы возникают в пойме реки Лены, на Ямале, на Кольском полуострове и т. д. Но больше всего от опустынивания страдает юг страны. В Астраханской области под угрозой оказалось свыше 4 млн га земли, в Волгоградской области — 1,4 млн, в Республике Дагестан — 2,4 млн.
Свою роль здесь сыграл не только перевыпас, но и бездумное возделывание целины. Отдельно стоит упомянуть вытеснение исконных видов, которые помогали степи самовосстанавливаться. В частности, браконьерская охота на сайгаков привела краснокнижную антилопу на грань уничтожения, что аукнулось сокращением пригодных для возделывания земель.
— Когда сокращается популяция сайгаков, их место занимают овцы, которые негативно влияют на экосистему полупустыни и степи, — поясняет заместитель директора заповедника «Чёрные земли» по научной работе Сергей Богун. — Когда их слишком много, они полностью разбивают плодородный слой своими копытами, это провоцирует наступление песков. Сайгак же как вид формировался именно в степи, он гораздо естественнее встроен в экосистему и не наносит ей никакого ущерба.
К счастью, сейчас в заповеднике популяция сайгаков восстанавливается. Попутно и степь зарастает травами, отодвигая пески всё дальше.

В России от опустынивания сильнее всего страдает юг. Фото: Александр Марков, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Здесь будет город-сад
Увы, далеко не везде возможен способ решения проблемы, подходящий заповеднику. Учёные вовсю перебирают варианты, стараясь найти наиболее эффективный и безопасный путь, чтобы "вернуть всё как было". В тех же Арабских Эмиратах начали борьбу с опустыниванием, высаживая бесчисленные деревья — по проекту их предполагалось вырастить ни много ни мало миллион. Но просто закапывать росток в землю смысла нет — нужно ещё обеспечить его водой, причём пресной, а с этим возникли проблемы. В итоге большая часть саженцев погибла, и от проекта отказались за бесперспективностью.
Теперь исследователи бьются над вопросом, как сделать климат более влажным — в последние годы ОАЭ активно инвестируют в проекты, посвящённые созданию искусственного дождя. Известные методы, предполагающие засев облаков сухим льдом, вызывают сомнения — чем в итоге аукнется распыление химикатов, никто не знает. В Дубае протестировали вариант ионизации водяного пара в атмосфере при помощи дронов, но будут ли использовать этот метод на постоянной основе, пока неясно.

Учёные предлагают разнообразные остроумные способы решения проблемы. Фото: Илья Дровнин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
У нас ситуация попроще — во всяком случае, высаженные ещё в 1950–1960-е годы лесополосы на юге России продолжают удерживать пустыню в рамках до сих пор, хотя потихоньку начинают сдавать позиции.
Тем не менее в Ставропольском крае их стараются восстановить. В Волгоградской области и вовсе реализуют региональный проект "Сохранение лесов", входящий в структуру нацпроекта "Экология", и в его рамках высадили уже несколько тысяч гектаров леса. В Калмыкии в этом году планируют реализовать аж пять проектов фитомелиорации на территории 5,352 га. Чтобы скот не позарился на растения, их защитят электроизгородью. Ещё один остроумный способ, который также тестируют в Калмыкии, — использование особой биомассы, которая "склеивает" пески и помогает растениям выжить.
Чтобы сделать работу более эффективной, отечественные учёные из Федерального научного центра агроэкологии РАН в Волгограде решили создать геоинформационную систему "Опустынивание и его мониторинг". Всю рутинную работу возьмут на себя нейросети, которые будут собирать полевые и спутниковые данные по 14 регионам РФ. Так у исследователей появится наглядная информация об изменениях на каждой конкретной территории. Возможно, узнав о динамике процессов больше, научные работники смогут подобрать максимально эффективные способы борьбы с опустыниванием и проблему в конце концов удастся решить.
Ольга Ладыгина