Почтить память погибших моряков и рассказать о победах русского оружия на Балтике отправится Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова. Первый этап экспедиции "Голоса погибших кораблей" при поддержке РГО и Фонда президентских грантов начнётся 6 мая и продлится 10 дней.
Команда экспедиции "Голоса погибших кораблей" в новом сезоне расскажет не только о погибших кораблях Таллинского прорыва, но и о победах советского оружия. Одной из целей экспедиции является обследование немецкой плавбатареи West.
— Потопленная в 1943 году, West являлась одной из самых крупных целей советской морской гидроавиации на Балтике в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает руководитель экспедиции Константин Богданов. — Одна из основных наших задач — рассказать об этой победе, описать детали события, установить имена лётчиков, провести фото- и видеосъёмку плавбатареи, чтобы показать повреждения, которые привели к её гибели. Интересно будет показать результаты в формате 3D-модели.
Поиски под водой проводятся только в спокойную погоду. Фото: Разведывательно-водолазная команда
Также в майской экспедиции предстоит продолжить работу по созданию фотограмметрических моделей сторожевого корабля "Буря" и тральщика "Фугас".
— У нас существует традиция, — продолжает Константин Богданов. — На всех обнаруженных нами объектах мы проводим церемонию увековечивания памяти и устанавливаем мемориальные доски со списком экипажа. В прошлом году установили на сторожевой корабль "Буря", а на тральщик "Фугас" не успели. Планируем сделать это к 9 Мая.
Традиция устанавливать мемориальные доски на погибшие во время войны корабли родилась в экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" в 2005 году, когда основной район поисковых работ был сосредоточен в Чёрном море. На тот период дайвинг активно развивался, и дайверы при погружении на тот или иной объект, не зная его истории, зачастую старались унести какую-то его часть на память.
— Мы стали устанавливать мемориальные доски, чтобы дайверы понимали, куда они спустились, — объясняет Константин Богданов. — Узнали, сколько на этом корабле в годы войны погибло людей — мы перечисляем их всех поимённо. До сих пор в Чёрном море дайверы погружаются, читают исторические таблички, очищают их от наростов, и уже можно с уверенностью сказать, что наша миссия своей цели в какой-то мере достигла. Люди понимают, что посещают не просто затопленный корабль, а воинское захоронение. Эту традицию мы перенесли на Балтику. Самое главное для нас — это сохранить память об этих людях. Когда выполнена вся съёмочная работа, мы спускаемся и, как на кладбище, устанавливаем своего рода памятник. Для нас это имеет символический смысл — на братской могиле должно быть написано, кто в ней похоронен.
Море открывает свои тайны исследователям. Фото: Разведывательно-водолазная команда
В дальнейших планах Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова на сезон — обследование транспорта "Вторая пятилетка", последнего большого участника Таллинского прорыва в российских территориальных водах, а также транспорта "Выборг". Абсолютно беззащитный "Выборг" стал единственным, который смогла утопить финская подводная лодка в начале войны.
Участники экспедиции создадут 3D-модели погибших судов, выявят повреждения и заполнят ещё несколько неизвестных страниц истории Великой Отечественной войны.