Фотографов дикой природы больше привлекает само исследование. И каждый кадр не финал, но очередной этап к заветной цели. Такой вывод я сделал после посещения мастер-класса фотографа дикой природы Ивана Добромыслова "Удивительный мир птиц глазами фотографа-анималиста", который прошёл при поддержке Русского географического общества.
Рассказ о мире птиц был настолько увлекательным, что авторские фотографии стали восприниматься более глубоко. Даже несколько интересных фактов произвели впечатление и вдохновили на творчество.
Стрижи и альбатросы могут не садиться на землю в течение нескольких месяцев. Сова пролетит над головой — и не услышишь. В Москве находится половина всей орнитофауны России.
При этом отношение людей к пернатым остаётся варварским. Так, за всю историю по вине человека на Земле было уничтожено около 500 видов птиц.

Иван Добромыслов рассказывает, как снимать птиц. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО
Когда приходит осознание уникальности и хрупкости мира птиц, появляется желание запечатлеть эту удивительную красоту и показать зрителям. "Может быть, так удастся пробудить чувства людей и изменить их отношение к пернатым?"
В любом случае фотография выступает, с одной стороны, как средство документирования, в том числе редких и исчезающих видов, а с другой — как скромный вклад в обеспечение безопасности мира животных.
Однако прежде, чем брать в руки камеру, нужно научиться узнавать птиц. Для этого следует обратиться к определителям. Они все разные: по регионам, по городам и проч. Важно выбирать такие издания, где представлены качественные иллюстрации. Например, столичным жителям можно рекомендовать определитель Василия Вишневского "Птицы Москвы и Подмосковья".
Иван Добромыслов взял в руки камеру 10 лет назад. Это была зеркалка со штатным зумом 18–55 мм, который совершенно не предназначен для фотографирования птиц. Потом появился объектив 75–300 мм. Однако оптимальный выбор, по мнению фотографа, — светосильный дискретный телевик 300 мм.

Прежде чем начать фотографировать, за птицами можно просто наблюдать. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО
Основная проблема — подобраться к птицам как можно ближе. Здесь нужно понимать, что обоняние у птиц особо не развито, в отличие от слуха и зрения. Поэтому если фотограф применяет самый распространённый приём — съёмку с подхода, то ему желательно не смотреть на птицу и не приближаться к ней по прямой. Также для сокращения дистанции используют укрытия (в том числе на деревьях), палатки или просто коврик вспененного полимера с маскировочной сеткой.
Снимать нужно с уровня птицы, потому что этот ракурс лучше всего передаёт настроение животного. А поскольку практически все птицы небольшие, то фотоанималистам приходится буквально плюхаться на землю, даже если там лужи и грязь. Но чего не сделаешь ради хорошего кадра!
Иван Добромыслов снимает в автофокусном режиме с приоритетом диафрагмы. Если на переднем плане находятся растения, тогда переходит в ручной режим. Фокусируется на глазах птицы. Обязательно использует штатив. Время суток он рекомендует выбирать в зависимости от творческой задачи. Но начинающим советует снимать в режимное время — на восходе или на закате. Со временем придёт опыт и сформируется авторский стиль. Главное — не утратить любовь к миру животных.
Владимир Нескоромный