head-bg-picture

Что расскажет «ненужный кусочек»? Картой Ремезова занялись специалисты ведущих музеев России

Что расскажет «ненужный кусочек»? Картой Ремезова занялись специалисты ведущих музеев России Что расскажет «ненужный кусочек»? Картой Ремезова занялись специалисты ведущих музеев России
Карта Ремезова – один из центральных экспонатов в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге. Фото: Татьяна Николаева

Карта Ремезова – один из центральных экспонатов в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге. Фото: Татьяна Николаева

В Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге начался сложный и длительный процесс реставрации рукописной карты, выполненной «государевым человеком» Семеном Ремезовым в 1698 году. Карта Ремезова является единственным сохранившимся памятником русской картографии такого типа.

С этим удивительным, невероятных размеров, документом XVII века петербуржцы и гости города уже знакомы. Про нее снимали сюжеты, писали статьи, проходили экскурсии, на которых гости Штаб-квартиры РГО подробно разглядывали непривычные современному глазу особенности карты. При этом здесь не скрывали тот факт, что показывают копию. Полномасштабную, хорошего качества, но все же копию. Ведь подлинник — практический единственный документ такого рода — требует максимально бережного к себе отношения. Это настоящее культурное наследие, дошедшее до нас с тех пор, когда самого города Санкт-Петербург еще и в помине не было.

Уникальный рукописный чертеж Сибири вошел в картографическое собрание Императорского Русского географического общества в 1907 году. По инициативе секретаря ИРГО Александра Григорьева, было подано ходатайство о передаче чертежа из императорской резиденции — Екатерингофского дворца в Санкт-Петербурге — в фонды ИРГО. Прошение было удовлетворено, и с Высочайшего соизволения карта вошла в состав фондов Общества.

Фотографирование карты при люминесцентном освещении. Фото: пресс-служба РГО

Фотографирование карты при люминесцентном освещении. Фото: пресс-служба РГО

Предположительно, за более, чем за 300 лет существования карты, руки реставраторов ее не касалась, но с уверенностью сказать сейчас об этом нельзя. В любом случае современные методы исследования и сложное оборудование позволят буквально проникнуть вглубь веков.

— Мы начинаем процесс технического изучения карты, работами будут заниматься специально приглашенные исследователи, ведущие специалисты наших музеев, — объясняет директор Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге Роман Рябинцев. — В процессе их работы мы постепенно будем понимать структуру карты, состав красок, какой материал для ее изготовления был подобран. Сейчас есть очень много вопросов на которые мы сможем найти ответы.

Этап подготовки начался с фотографирования полотна, который тоже делится на этапы. Первый шаг — фотографирование одним кадром. Делается это с помощью особого объектива, который способен охватить целиком всю площадь огромного (213 см на 277 см) полотна. Специальная оптика дает самое минимальное искажение по геометрии. А для того, чтобы избежать искажения по цвету, рядом с картой при фотографировании выставляется специальная цветовая шкала. В этой шкале все цвета стандартизированы и пронумерованы. Такая шкала у всех специалистов едина — и в типографиях, и у дизайнеров, и у реставраторов. При таком подходе вероятность ошибки в цветопередаче при цифровой обработке сводится практически к нулю, независимо от технических характеристик конкретной съемки.

Процесс изъятия материала похож на работу хирургов. Фото: пресс-служба РГО

Процесс изъятия материала похож на работу хирургов. Фото: пресс-служба РГО

Следующий шаг: фотографирование при люминесцентном освещении — так искажений получается намного меньше, чем при назад отраженном свете. Чтобы не было конкурирующих процессов освещения, помещение освобождается от любых посторонних источников света и затемняется. После этого делают кадры в люминесцентном свете — это еще один вид фотодокументирования, необходимый исследователям.

Сделав общие планы, специалисты начали фотографирование «по четвертям», а потом и еще меньше, для удобной работы с малыми фрагментами, на которых должны быть видны мельчайшие детали.

— Но при этом важно оставить место для перехлестов, — поясняет заведующий отделом технологических исследований произведений изобразительного искусства Русского Музея Сергей Сирро. — С помощью этих перехлестов позже будет происходить подгон частей фотографии.

Закончив процесс фотографирования, начинается поиск «ненужного кусочка» — совсем небольшой лоскуток ткани, который с помощью хирургического скальпеля можно «изъять» от полотна. Такой кусочек был обнаружен с правого края, размер — несколько миллиметров. Он сможет дать полную информацию о составе материала, на который нанесен чертеж. Четыре одинаковых кусочка из разных частей полотна были бережно сложены в отдельные контейнеры и отправились на исследование.

Несколько часов в Малом зале Штаб-квартиры проходило действо, похожее на таинство — специальные приспособления, сложная аппаратура, разное освещение. Теперь очередь за лабораторными анализами и внимательным изучением полученных снимков. На основании этих работ Реставрационная комиссия Фондового совета РГО будет вырабатывать точную методику процесса реставрации. После этого начнется уже практический этап реставрации старинного полотна.

Вера Ковалевская

Читайте также:
Все
Новости
19 декабря 2024
Что скрыто от человеческого глаза: карту Ремезова исследуют по микроскопическим крупинкам
На помощь исследователям пришли современные технологии
Подробнее