head-bg-picture

Характер «простого полярника»: Россия простилась с Артуром Чилингаровым

Характер «простого полярника»: Россия простилась с Артуром Чилингаровым  Характер «простого полярника»: Россия простилась с Артуром Чилингаровым
Президент РГО Сергей Шойгу 4 июня на церемонии прощания с Артуром Чилингаровым. Фото: «КП» / Владимир Веленгурин

Президент РГО Сергей Шойгу 4 июня на церемонии прощания с Артуром Чилингаровым. Фото: «КП» / Владимир Веленгурин

За свою жизнь он неоднократно побывал в Арктике и Антарктиде, опускался на дно Байкала и океана на Северном полюсе, спасал людей с застрявшего во льдах судна «Михаил Сомов» и руководил исследованиями на Дальнем Востоке после взрывов на АЭС «Фукусима-1». Он попал в Книгу рекордов Гиннесса, получил звания Героя Советского Союза и Героя России, Большую золотую медаль РГО и французский орден Почетного легиона, а также ряд других орденов и званий, российских и международных. При этом сам себя всегда называл простым полярником, исследователем. 4 июня страна простилась со своим героем. Проводить Артура Николаевича в последний путь пришли многие известные люди. Одним из первых был Президент Русского географического общества Сергей Шойгу, который назвал Чилингарова эпохой в освоении Арктики

Именно тем, что он полярник, Артур Чилингаров объяснял свои достижения, отмечая, что «в этом деле невозможно было не проявить смелость, характер». И считал героями всех людей, живущих и работающих в Арктике, — врачей, шоферов, подводников. Ведь жизнь там одинаково экстремальна для всех. «Это суровые, зачастую непредсказуемые условия полярных территорий, где всегда надо быть готовым к любому, причем самому опасному изменению ситуации», — объяснял он.

Действительно, зачастую обстоятельства попросту вынуждали его совершать героические поступки. Когда лед айсберга, на котором расположилась комсомольско-молодежная дрейфующая станция СП-19, пошел трещинами, напоровшись на мель, единственное, о чем думал руководившей станцией Чилингаров, — как уберечь людей. Именно необходимость помочь потерпевшим бедствие вела его в море Росса на выручку «Михаилу Сомову». Стремление разобраться в угрозах, возникших после катастрофы на «Фукусиме-1», погнало в места, крайне неблагоприятные для здоровья.

«Об опасности в таких экспедициях как-то не думаешь. Главное — достоверные и точные результаты. Ведь от этого зависит жизнь многих людей, и не только на Дальнем Востоке. Радиация ведь крайне опасная вещь, тем более что вопрос касался морских пространств, непосредственно примыкающих к российским территориям».

Артур Чилингаров

Однако свершения «простого полярника» связаны отнюдь не с одними лишь обстоятельствами непреодолимой силы. Исследовательский интерес к миру и стремление помогать людям постоянно подталкивали его раздвигать привычные границы. Например, погружения на дно озера Байкал он организовал, работая над реализацией программы «Чистая вода». Он считал, что основных источников такой воды два: Байкал и айсберги. Последние Чилингаров предлагал транспортировать и получать из них питьевую воду. Правда, пока о воплощении этого проекта речь не идет (чтобы он был рентабельным, бутылка воды должна стоить дороже бензина), но Чилингаров всегда действовал с прицелом на будущее, а запасы пресной воды на Земле не бесконечны.

Исследовательский интерес подталкивал полярника опуститься в батискафе на дно арктического океана. «В ряду открытий Беринга, Амундсена, Папанина идет открытие Чилингарова с его бригадой, которая погрузилась на дно Ледовитого океана и установила не на льду, а в самой точке Северного полюса российский флаг!» — отзывался об этой экспедиции известный французский полярник и путешественник Жан Малори.

Первые минуты после возвращения со дна Северного Ледовитого океана с глубины 4300 метров. Фото из личного архива Артура Чилингарова

Первые минуты после возвращения со дна Северного Ледовитого океана с глубины 4300 метров. Фото из личного архива Артура Чилингарова

Исследовательский интерес заставил Чилингарова долететь до Южного полюса на легком самолете Ан-3Т — по сути, модифицированном «кукурузнике». Одномоторная «стрекоза» благополучно достигла американской антарктической станции Амудсена — Скотта, пролетев 1100 км от ледника Пэтриот-Хиллс и глубоко изумив хозяев станции, ведь на такой технике до самой южной точки Земли еще никто не добирался. Однако с возвращением возникли сложности: из-за пурги пришлось остаться на месте на два дня вместо трех часов, а потом у самолета не завелся двигатель.

В итоге пятерых застрявших на станции человек — Чилингарова, экипаж Ан-3 и телеоператора ОРТ — американцы отправили на станцию «Мак-Мердо» на военном самолете, перевозящем мусор, а оттуда — на попутном корабле до Новой Зеландии, после чего потребовали за помощь $30 000. А кроме того, попросили «забрать хлам» с их станции и не загрязнять Антарктиду пришедшими в негодность самолетами. Во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, куда Артур Чилингаров отправился в составе нашей делегации, он выиграл $40 000 в одном из залов игровых автоматов Лас-Вегаса. Вырученной суммы с лихвой хватило на оплату счетов.

А вот задачу по вывозу Ан-3 не удавалось решить три года. Наконец глава крупной газовой компании Миллер выделил самолет, на котором к застрявшему «кукурузнику» доставили новый мотор. После смены двигателя Ан-3 успешно добрался до «Мак-Мердо», где его разобрали и погрузили на Ил-76, вернувший загостившийся самолет на родину.

Артур Чилингаров с американскими вертолетчиками антарктической авиации. Фото из личного архива Артура Чилингарова

Артур Чилингаров с американскими вертолетчиками антарктической авиации. Фото из личного архива Артура Чилингарова

При этом, когда понадобилась помощь уже американцам со станции «Мак-Мердо» (у них сломались ледоколы, и со снабжением проживающей там тысячи человек начались проблемы), Чилингаров убедил правительство послать российский ледокол на выручку зарубежным коллегам. Совершенно бесплатно.

Читайте также: «Быть первым»

Смелые идеи у Чилингарова не иссякали. Увы, некоторые замыслы исследователь воплотить в жизнь так и не успел. В 2008–2009 годах он задумал долететь до Северного полюса на дирижабле — тот был построен и даже тестировался в Подмосковье, но до дела так и не дошло. А еще у Чилингарова была заветная мечта — погрузиться с Федором Конюховым на дно Марианской впадины. Он надеялся однажды реализовать ее — над строительством двухместного батискафа работала австралийская фирма Ron Allum Deepsea Services под руководством Рона Аллума, создателя Deep Sea Challenger. Но времени и здоровья исследователю уже не хватило.

Помимо исследований, Чилингаров активно участвовал в политической жизни. Во властных структурах он то и дело оказывался смолоду — и зачастую достаточно парадоксальным образом. В Тикси, куда его направили работать в ледовой разведке сразу после училища, его сделали секретарем райкома комсомола. Никому в голову не пришло, что активный и деятельный молодой человек — беспартийный. Пришлось срочно принимать уже выбранного секретаря райкома в комсомол, это сделали буквально на следующий день.

Что его отличало на политической арене, так это редкостная честность. Баллотируясь в Госдуму, Артур Чилингаров не считал нужным сочинять себе красивую программу. На одной из предвыборных встреч в Нарьян-Маре он прямо заявил, что политической платформы у него нет, и тем сразу завоевал себе сторонников — люди оценили правду. «Я бы мог придумать любую платформу, — комментировал Чилингаров. — Но все это были бы только красивые слова. А северяне пустословие сразу определят и высмеют непременно. Им дело давай». Именно возможность делать дело была для него важнее всего — желательно в полярных условиях.

«Я человек практического склада, человек дела. Еще в советские времена я стремился использовать научные данные в интересах производства. За организацию разгрузки грузов на припайный лед у полуострова Ямал получил Государственную премию СССР, впоследствии не раз занимался хозяйственными вопросами развития Арктики. Я всегда, будучи и депутатом Госдумы, и сенатором, все равно не оставлял Арктику».

Артур Чилингаров

Он был уже в возрасте, когда ему предложили войти в совет директоров «Роснефти». Чилингаров был искренне рад: «Для меня очень важен тот факт, что мне — в мои-то 75 лет! — предлагают идти на конкретную хозяйственную работу. И никакие большие деньги, на самом деле, меня в данной ситуации не привлекают. Это дает мне шанс еще лет пять своими профессиональными знаниями и именем своим помогать делу освоения Арктики».

Теперь он ушел, унеся с собой свой уникальный опыт и профессиональные знания. Но имя и его достижения остались с нами и по-прежнему продолжают помогать делу освоения полярных районов, вдохновляя новые поколения полярников. И это уже не на пять лет, а навсегда.

Церемония прощания с Артуром Чилингаровым прошла в храме Христа Спасителя в Москве. Фото: пресс-служба Государственной думы РФ
Церемония прощания с Артуром Чилингаровым прошла в храме Христа Спасителя в Москве. Фото: пресс-служба Государственной думы РФ
Первого Вице-президента РГО похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Фото: пресс-служба Государственной думы РФ
Первого Вице-президента РГО похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Фото: пресс-служба Государственной думы РФ
Чилингаров был одним из немногих, кто удостоился званий Герой Советского Союза и Герой России. Фото: пресс-служба Государственной думы РФ
Чилингаров был одним из немногих, кто удостоился званий Герой Советского Союза и Герой России. Фото: пресс-служба Государственной думы РФ
По словам Сергея Шойгу, в лице Артура Чилингарова страна потеряла великого исследователя, настоящего героя и беззаветного патриота. Фото: КП/Владимир Веленгурин
По словам Сергея Шойгу, в лице Артура Чилингарова страна потеряла великого исследователя, настоящего героя и беззаветного патриота. Фото: КП/Владимир Веленгурин
/

Некоторые вехи из жизни Артура Чилингарова

1. В августе 1991-го возглавил воздушную экспедицию на антарктическую станцию «Молодежная», чтобы эвакуировать оттуда более 150 полярников. В ходе этой операции самолет ИЛ-76 впервые в мире сел в Антарктиде в разгар зимы.

2. В 1999 году руководил сверхдальним перелетом многоцелевого вертолета Ми-26, показавшим возможности эксплуатации винтокрылых машин в центральных районах Северного Ледовитого океана.

3. В апреле 2003 года выступил инициатором организации первой российской дрейфующей станции «Северный полюс — 32», вернувшей русских ученых в Арктику после 12-летнего перерыва. А в марте 2004 года возглавил спасательную экспедицию: личный состав пришлось срочно вызволять с дрейфующей станции.

4. В январе 2007-го руководил высокоширотной воздушной экспедицией на Южный полюс, во время которой два вертолета Ми-8 авиации ФСБ, преодолев расстояние в 9 тыс. км, добрались с южной оконечности Южной Америки до Южного полюса, а потом обратно. В том же году вместе с другими исследователями опустился на дно Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса на батискафе «Мир». За полгода посетил оба полюса.

5. В 2008 году был в команде исследователей, совершивших погружение на дно озера Байкал на батискафах «Мир-1» и «Мир-2».

6. В апреле 2011 года руководил экспедицией на дальневосточное побережье РФ, изучавшей, как повлияла на местную флору и фауну авария на АЭС «Фукусима-1».

7. 25 октября 2013 года участвовал в эстафете олимпийского огня зимних Игр в Сочи и зажег его на Северном полюсе.

Ольга Ладыгина