head-bg-picture

Ход реставрации "Борта Тюрикова" оценили эксперты РГО

"Борт Тюрикова" в процессе реставрации. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Ход реставрации "Борта Тюрикова" оценили эксперты РГО Ход реставрации "Борта Тюрикова" оценили эксперты РГО

Специалисты показали экспертам РГО, как идёт восстановление самолёта "Дуглас" С-47, известного также, как "Борт Тюрикова". Его реставрация полным ходом идёт на аэродроме Мочище в окрестностях Новосибирска, и уже есть вдохновляющие результаты.

Работу над воссозданием облика "Дугласа", которую ведут мастера компании "Геликоптер", координирует Красноярское краевое отделение Русского географического общества. Цель — довести внешность и внутренности самолёта до состояния интерактивного музейного экспоната. Председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко, соорганизатор экспедиции "Борт Тюрикова. Возвращение" и представитель семьи бортрадиста "Дугласа" Алексея Смирнова Дмитрий Скобелев высоко оценили объём сделанного реставраторами.

Эксперты РГО и специалисты компании

Эксперты РГО и специалисты компании "Геликоптер" обсуждают ход работ. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Как сообщил нам руководитель комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александр Матвеев, силовой набор наиболее пострадавшей передней части фюзеляжа уже восстановлен до начальной линии нулевого шпангоута и полностью готов к обшивке. Полностью собраны и готовы к установке основные стойки шасси. Удалось подобрать камеры от современной авиатехники для восстановления колёс исторического самолёта. Ведутся работы по предварительному монтажу основных стоек в центроплан. Окончательно окрашен киль, также полностью собран и окрашен стабилизатор хвостового оперения, навешены рули. Покрасочные работы проведены и внутри некоторых помещений фюзеляжа. Значительно продвинулась реставрация радиорубки. Установлен стол радиста и шасси для монтажа радиоаппаратуры. Для реставрации приборной панели пилотов будут изготовлены макеты для тех приборов, которые были полностью утрачены. В результате панель приобретёт цельный вид. Отреставрирован санитарный отсек в хвостовой части фюзеляжа, установлен умывальник и бак для воды, полностью покрашены стены.

Кроме того, уже закончен и готов к установке стабилизатора технический хвостовой отсек. Здесь уже смонтирована стойка хвостового колеса. Сейчас идёт работа по реставрации поверхностей консолей.

Некоторые агрегаты самолёта выглядят как новые. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Некоторые агрегаты самолёта выглядят как новые. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

— Работа ведётся в сложных условиях с учётом выявленных при детальном обследовании неисправностей систем, агрегатов и моторов, а также удорожания деталей и возникших трудностей по доставке оригинальных материалов из-за рубежа, — отметил Игорь Спириденко. — Но реставрация не останавливается, и мы рассчитываем получить самолёт в конце 2024 — начале 2025 года. После этого "Борт Тюрикова" вернётся в Красноярск. Планируется, что он будет представлен в качестве интерактивного музейного экспоната в будущем Музее освоения Севера на острове Молокова. В течение всего времени мы помогаем в восстановлении "Борта Тюрикова" своим новосибирским коллегам. Большое спасибо компании "Роснефть" и лично Игорю Ивановичу Сечину за финансовую поддержку в деле реставрации самолёта.

Напомним, ранее была полностью закончена реставрация обоих двигателей и воздушных винтов. Двигатели уже восстановлены до состояния музейного экспоната, исторически достоверно окрашены, налажены все вспомогательные агрегаты двигателей (стартеры, генераторы, маслонасосы) и даже маркировка производителя. Лопасти воздушных винтов выправлены, собраны и окрашены, восстановлены моторамы двигателей.

Цилиндр двигателя

Цилиндр двигателя "Дугласа". Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" — масштабная международная экспедиция Русского географического общества по эвакуации в 2016–2017 годах из таймырской тундры уникального самолёта "Дуглас" С-47, который во время Великой Отечественной войны был доставлен в СССР из США по трассе Алсиб в рамках программы ленд-лиза.

В 1947 году "Дуглас" совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, при этом удалось спасти всех находившихся на борту. Командир экипажа Максим Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски подмоги и трагически погибли. Оставшиеся три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи.

Эвакуация

Эвакуация "Борта Тюрикова" в 2016 году. Фото: Семён Алексеев

В 2018 году проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации "Лучшая экспедиция по России". Премию РГО руководителю экспедиции Игорю Спириденко вручил Президент России, Председатель Попечительского совета Русского географического общества Владимир Путин.