head-bg-picture

Константин Шатенев: "Фотоанималистика — это позитивные эмоции"

Константин Шатенев стал победителем в номинации

Константин Шатенев стал победителем в номинации "Дикие животные" в фотоконкурсе "Самая красивая страна" 2022 года. Фото из личного архива

Константин Шатенев: "Фотоанималистика — это позитивные эмоции" Константин Шатенев: "Фотоанималистика — это позитивные эмоции"

Фотография очаровательного медвежонка в ледяной шубе сразу привлекает внимание. Эта необычная работа в 2022 году стала победителем в номинации "Дикие животные" в фотоконкурсе "Самая красивая страна".

Её автор — Константин Шатенев. Фотограф дикой природы, член Русского географического общества и Союза фотографов дикой природы. Заместитель председателя Санкт-Петербургского клуба фотоохотников. Финалист и победитель многих российских и зарубежных фотоконкурсов. В 2021 году выпустил фотоальбом "В медвежье царство с фотоаппаратом". Персональные выставки: 2014 и 2017 год. Работы находятся в частных коллекциях. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

— В 2022 году вы победили в номинации "Дикие животные" в фотоконкурсе "Самая красивая страна". Какие эмоции вызвал такой результат?

— Победа сильно вдохновляет на съёмку и стимулирует дальнейший творческий рост. Вообще, в фотоконкурсах я участвую уже около 15 лет. Безусловно, всегда хочется стать первым, однако прекрасно понимаю, что победа — всего лишь благоприятное стечение обстоятельств. Поэтому мне важно не взять призовое место, а пройти в финал, полуфинал, шорт-лист — одним словом, оказаться среди тех участников, чьи работы будут включены в выставочную экспозицию.

"Тяжелое время". Курильское озеро, Южно-Камчатский федеральный заказник имени Т. И. Шпиленка, Камчатский край. Медвежонок-сеголетка на берегу ждёт маму-медведицу с рыбалки. С этой работой Константин Шатенев стал победителем в номинации "Дикие животные" в фотоконкурсе "Самая красивая страна" в 2022 году. Фото: Константин Шатенев

— Снимок "Тяжёлое время", с которым вы одержали победу, вызывает самые различные эмоции. Здесь присутствует сочетание пугающих, жёстких реалий дикой природы и обаяния добродушного медведя. Одновременно это очень необычная работа. Даже на фотографиях мало кто видел медведя в ледяной шубе. Как вам удалось получить такой уникальный результат?

— Здесь я реализовал свою давнюю идею снимать медведей на Камчатке поздней осенью, когда выпадает первый снег и они начинают строить берлоги. В этот период они сторонятся сородичей. Фотографировать в подобных условиях сложно, поэтому я решил приблизиться к медведям по воде, с озера. 10 дней мы с коллегой провели в лодке. Когда подходили к рыбачившим медведям, некоторые пугались и удалялись, другие — нет. На представленном снимке изображён медвежонок-сеголетка. Он ждёт маму, которая ловит рыбу. Я снимал сюжет долго, старался получить как можно более интересный кадр. В это время года на Камчатке идёт и снег, и дождь — было холодно и сыро. В такую снежную погоду автофокус плохо работает, поэтому приходилось наводить на резкость вручную. Однако в результате можно получить вот такие атмосферные снимки.

"Кто там?" Медведица с медвежатами всегда начеку и готова при первой же опасности бежать к деревьям. Фото: Константин Шатенев

 

— Как вы пришли к съёмке медведей?

— Когда учился в школе, активно интересовался природой. Жил я в Санкт-Петербурге недалеко от городского парка и ходил туда, чтобы наблюдать за птицами. Изучал определители птиц, учился угадывать птиц по голосу. Когда стал замечать интересные и красивые моменты из жизни птиц, захотел задокументировать их. Так возник интерес к фотосъёмке. А годами позже знакомый показал снимки медведей с Аляски, и я загорелся... Первая съёмка оказалась удачной — меня это вдохновило. К настоящему времени я уже более 10 лет снимаю бурых медведей, побывал в фотоэкспедициях в большинстве медвежьих углов планеты.

"Рыболов". Южно-Камчатский федеральный заказник имени Т. И. Шпиленка, Камчатский край. Фото: Константин Шатенев

— Как изучали фотомастерство?

— В 16 лет вступил в Петербургский клуб фотоохотников. Там, собственно, и произошло моё становление как фотографа дикой природы. Конечно, ориентировался на одноклубников. Сразу стал участвовать в клубном конкурсе "Охота с фотоаппаратом". Потом добавились другие — отечественные и международные. Многому научил фотограф-анималист Валерий Смирнов, с которым я прошёл немало лесных троп. Что касается съёмки медведей, то наибольшее влияние на меня оказали научные работы замечательного учёного и основателя Центра спасения медвежат-сирот Валентина Сергеевича Пажетнова. Его произведения, хоть и носят научный характер, написаны живым языком, как литературное произведение. Также много полезного я узнал от Татьяны и Владимира Гордиенко, которые написали книгу "Медведи Камчатки. Основы безопасного общения".

"Мы сейчас покажем, кто в лесу хозяин!" Фото: Константин Шатенев

 

— Когда вы почувствовали, что состоялись как фотограф?

— Наверное, когда мои работы стали попадать в финал конкурсов. Вообще, их роль для фотографов-анималистов чрезвычайно высока. Снимаем мы активно, и нужен некий критерий, который позволит оценить уровень мастерства. Эту роль выполняют фотоконкурсы. Главное в них не победа, а возможность представить свои работы и сравнить их с работами других участников.

— Вы снимаете на зеркальную камеру. Как медведь реагирует на звук срабатывания механического затвора?

— Эту особенность зеркальных камер приходится учитывать при съёмке любых животных. Правда, в период нереста рыбы на Камчатке медведи не обращают внимания на эти щелчки. В Карелии они привыкли к небольшому шуму из засидок. А вот в заповедниках, услышав его, медведи уходят прочь. Слух у них хороший. В этом отношении гораздо эффективнее беззеркальные камеры, которые позволяют снимать в бесшумном режиме электронного затвора.

"Медвежата — весёлые ребята". Медвежата-лончаки играют неподалёку от отдыхающей мамы-медведицы. Фото: Константин Шатенев

 

— Какие объективы используете?

— Удобнее всего зумы. Например, у меня есть объектив 100–400 мм. Он лёгкий, и я могу использовать с ним монопод, а не штатив. Другая модель 70–200 мм со светосилой f/2.8 позволяет эффектно размывать фон, особенно из засидки. Также применяю его для съёмки животных в пейзаже, когда хочу показать их взаимодействие с окружающей средой. Наконец, чтобы достать далёкий сюжет, снимаю на объектив 500 мм. Из засидки иногда применяю широкоугольный зум 16–35 мм.

— Какие чувства испытываете, когда отправляетесь снимать медведей?

— Азарт, искреннее желание снять новые сюжеты. Вообще, без азарта в фотоанималистике невозможно. Однако азарт всегда должен быть разумным.

"Конфликт". Южно-Камчатский федеральный заказник имени Т. И. Шпиленка, Камчатский край. Конфликты и драки происходят в медвежьем сообществе нечасто — и только между особями одного размера и ранга. Фото: Константин Шатенев

— Снимать медведей страшно?

— Страшновато бывает всем в самом начале. Потом видишь, что получаются приличные результаты и вроде ничего не происходит. Медведь занимается своими делами, а ты фотографируешь. И на этом этапе появляется чувство эйфории: "Это безопасно!" Фактически это и есть самый опасный момент. Ведь медведь — своенравный и непредсказуемый зверь, и опасность может возникнуть в самый неожиданный момент. Всегда нужно быть начеку. А знаний и опыта первоначально очень не хватает. Но после 10 лет съёмок в различных медвежьих углах планеты, когда накопился определённый объём знаний, понимаешь, что некоторые ситуации, в которых оказываешься, могут быть неоднозначными и опасными. И да, иногда бывает и сейчас страшновато. Случаются такие моменты.

"Камчатская мадонна". Южно-Камчатский федеральный заказник имени Т. И. Шпиленка, Камчатский край. Фото: Константин Шатенев

— А если брать на съёмку охотничье ружьё?

— У меня нет ружья, потому что я не охотник. Но в любом случае нужно понимать, что ты либо фотограф, либо охотник. Два в одном не получится, потому что охота и фотография — две вещи несовместные. Ружьё находится у инспектора, который подстраховывает фотографа. В случае необходимости стреляет сигнальным патроном. К слову, в моей практике была пара таких выстрелов. Обычно подобные ситуации возникают на Камчатке. В Карелии медведи пугливые и, заметив человека, быстро сваливают. В других местах я беру с собой фальшфейер.

"Семейство". Фото: Константин Шатенев

— Как происходит процесс съёмки?

— В Карелии снимаю из засидки. Обычно нахожусь там с 4 часов вечера до 8 часов утра — период основной активности медведей. В таком режиме проходит до нескольких недель. На Камчатке съёмка ведётся без укрытия, поскольку там медведи при наличии большого количества питания (лососей, идущих на нерест) относятся к человеку более-менее лояльно. А в Нижне-Свирском заповеднике, например, снимаю, сидя на стульчике. Выбираю подветренную сторону, раскладываю штатив и стараюсь не шевелиться. Бывает, прячусь за ствол дерева или за крупную ветку. Иногда на мне надет маскхалат. Всё это условно, и спасает только то, что у медведя плохое зрение. Главное — не шуметь. Тогда медведь может выйти на тебя. А просто ходить по лесу непродуктивно — всех распугаешь.

— Как к вам относятся медведи?

— Надеюсь, что так же хорошо, как и я к ним (смеётся).

"На берегу". Медведица с четырёхмесячными малышами-сеголетками на берегу небольшого озерца. Фото: Константин Шатенев

 

— Можете описать характер животного?

— Медведь очень умный, способен хорошо скрывать свои эмоции и поэтому является непредсказуемым. Как правило, занимается своими делами и преднамеренно агрессию не проявляет. И даже если увидит человека, будет продолжать начатое — это характеризует его как своенравного. Кажется, он не замечает человека. Это не так! Медведь прекрасно всё видит и следит. Далее. Зверь обучаемый. Если обнаружит способ, с помощью которого можно добывать пропитание, то запомнит его и будет использовать в будущем. Именно поэтому так остро стоит проблема, когда медведь заходит в населённые пункты и залезает в контейнеры с бытовыми отходами, забредает на свалки. Но недаром говорят: "Покормил медведя — убил медведя". Отучить его от этого, к сожалению, невозможно. Тем не менее это очень пластичный вид животного (умный, всеядный, отличное обоняние и слух), который при правильных взаимоотношениях может жить рядом с людьми и не доставлять им особых хлопот.

"Медвежата". Игры медвежат-сеголеток в зарослях пушицы. Фото: Константин Шатенев

— Какое решение?

— Или медведь сам попадает под выстрел, или приходится обращаться к охотникам. С точки зрения защитников животных, это негуманное решение, но нужно сказать чётко: охота на медведя нужна. Это общее мнение учёных. Охота человека на медведя имеет важное практическое и цивилизационное значение. Она позволяет регулировать отношения между человеком и медведем и способствует поддержанию популяции в здоровом состоянии. Зверь должен бояться. Когда люди меньше охотятся, то медведи, как следствие, меньше боятся людей. Например, приближаются к человеческому жилью в поисках пропитания. А должна быть граница между людьми и дикими животными.

"Невеста". Только с четырёх лет молодые самки могут принимать участие в медвежьей свадьбе. Фото: Константин Шатенев

— Какой совет можете дать простому человеку, если он столкнётся с медведем в дикой природе?

— Ещё раз отмечу, что встретиться с медведем довольно сложно — естественно, за некоторыми исключениями. У него прекрасный слух и обоняние, которые, как я уже сказал, сочетаются с достаточно слабым зрением. Человек всегда охотился на медведя, и у зверя сформировался инстинкт, что человек представляет для него опасность. Поэтому зверь старается избегать встречи с нами. Но если это произошло, то от медведя нельзя бежать, поскольку бегает он быстрее. Нельзя кричать — так вы его только раззадорите. Медведь обычно пугает, и вся его показная агрессия оказывается оборонительной реакцией. Но если он побежал, то нужно приготовиться дать отпор. И будут хороши любые средства. А вообще, отправляться в такие места, где можно встретить медведя, без знаний по безопасному общению с медведями и без необходимых средств самообороны — это безрассудство. Одно дело читать советы экспертов в интернете, и совсем другое — встретиться с животным в условиях дикой природы.

"Драгоценный улов". Южно-Камчатский федеральный заказник имени Т. И. Шпиленка, Камчатский край, сентябрь. Медведица с самцом нерки в брачном наряде. Фото: Константин Шатенев

— Случаются творческие кризисы?

— Они бывают в жизни любого творческого человека, и я не исключение. Однако депрессивное состояние мигом исчезает, как только приезжаешь на природу. А самые яркие впечатления — весной. Природа просыпается, снег тает, птицы поют — я иду в лес и получаю заряд вдохновения. Фотоанималистика — это прежде всего позитивные эмоции. Неудача — это, скорее, упущенный интересный момент. Да, я расстраиваюсь, но проходит всего час — и я забываю про эту неприятность, потому что появляются новые, не менее интересные сюжеты.

— Есть профессиональная мечта?

— В 2021 году я выпустил фотоальбом "В медвежье царство с фотоаппаратом". Туда вошли съёмки на Камчатке, Аляске и в Карелии. Альбом оказался успешным, и я запланировал выпуск второго. Материала довольно много. Также хочу провести третью персональную выставку, на которой будут представлены лучшие снимки бурых медведей и сюжеты, посвящённые природе северо-запада России.

"Любопытство". Фото: Константин Шатенев

 

Заключение

Константин Шатенев увлечённо рассказывает о съёмке медведей, о дикой природе, о том, как его вдохновляет фотоанималистика: "Мне посчастливилось побывать во многих интересных местах, я познакомился с необычными людьми и талантливыми фотографами". Однако наибольшую ценность для него представляет признание аудитории: "Хочу, чтобы каждый кадр был востребован у зрителей".

Узнать больше про Константина Шатенева: vk.com/konstantin_shatenev

Познакомиться с книгой-альбомом Константина Шатенева "В медвежье царство с фотоаппаратом" о жизни и фотосъёмке бурых медведей: bearskingdom.ru

Владимир Нескоромный

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Фотогалерея
Проекты РГО
Лектории
04 марта 2024, 19:00
Важность деталей в пейзажной и тревел-фотографии
Мастер-класс Екатерины Васягиной
Подробнее
27 февраля 2024
РГО запустило акцию в «Одноклассниках»
Она посвящена фотоконкурсу «Самая красивая страна»
Подробнее
21 февраля 2024
Чтобы создать успешный фотопроект, фотограф должен стать кинорежиссёром
Подробнее
16 февраля 2024
Мастер-класс для участников конкурса «Самая красивая страна» пройдет 21 февраля
Приглашаем в Штаб-квартиру РГО в Москве на лекцию фотографа Георгия Полицарнова
Подробнее
21 февраля 2024, 19:00
Фототехника для съёмки дикой природы. Как выбрать оптимальный комплект
Мастер-класс фотографа Георгия Полицарнова
Подробнее
13 февраля 2024
Первый мастер-класс для участников конкурса «Самая красивая страна» пройдет 14 февраля
Приглашаем в Штаб-квартиру РГО в Москве на лекцию фотографа Антона Уницына
Подробнее
13 февраля 2024
РГО запускает трансляции мастер-классов о фотографии эксклюзивно в сообществе в «ВКонтакте»
Подробнее
14 февраля 2024, 19:00
Фотопроект как творческая единица конкурсной фотографии
Мастер-класс фотографа Антона Уницына
Подробнее
Показать еще Загрузка