
Федор Конюхов провел в океане 115 дней. Фото: t.me/konyukhovfedor
В воскресенье вечером успешно проведена эвакуация Федора Конюхова с лодки «АКРОС» в южной части Индийского океана. Решение о досрочном прекращении экспедиции было принято накануне береговым штабом, координировавшим плавание. Сейчас путешественник находится на китайском сухогрузе Ore Hong Kong и физически чувствует себя хорошо. За 115 дней одиночного плавания на весельной лодке он преодолел расстояние свыше 11 150 км по лагу, или более 6020 морских миль. Удаление лодки «АКРОС» от Кейптауна на момент эвакуации составляло примерно 2 тыс. морских миль.
Как сообщил Telegram-канал путешественника, 29 марта после ревизии повреждений и неисправностей на борту лодки команда предложила Конюхову завершить переход по техническим причинам и эвакуироваться на борт первого проходящего судна.
Как выяснилось, после многочисленных штормов, самые опасные из которых произошли в феврале, ключевые системы управления судном и жизнеобеспечения вышли из строя. В частности, не работает ни один ветроуказатель, вышел из строя основной опреснитель, молчит стационарный спутниковый телефон Iridium, повреждена внешняя антенна. В довершение ко всему полностью вышел из строя блок управления автопилотом.
Между тем впереди оставалось еще треть пути, если смотреть по прямой. В реальности, учитывая сложные метеоусловия и течения, путь мог быть гораздо больше и занял бы не меньше двух с половиной месяцев. Как отметил руководитель штаба экспедиции Оскар Конюхов, критичным мог бы стать момент подхода к берегам Австралии, где к тому времени наступит время суровых антарктических штормов.
Экспедиция стартовала 5 декабря 2024 года от мыса Горн (Чили). Знаменитый российский путешественник поставил задачу пройти в одиночку на весельной лодке «АКРОС» через два океана (Атлантический и Индийский) до мыса Люин (Австралия). Расстояние между точками старта и финиша — свыше 15 тыс. км. Нынешний переход должен был стать вторым этапом кругосветного плавания. Первый этап проходил с декабря 2018 по май 2019 года. Тогда Федор Конюхов на этой же лодке «АКРОС» совершил первый в истории переход на веслах в Южной части Тихого океана по маршруту: порт Данидин (Новая Зеландия) — мыс Горн (Чили).
После принятия непростого решения о досрочном завершении экспедиции береговой штаб связался с координационным поисково-спасательным центром на острове Реюньон (заморский регион Франции). Были проанализированы треки судов, которые могли бы взять на борт российского путешественника.
Ближайшим оказался сухогруз Ore Hong Kong под флагом Гонконга, совершавший рейс из Бразилии в Китай. На тот момент он находится в 400 милях от лодки «АКРОС» — примерно день хода.
Одной из причин того, что эвакуацию решено было производить в ближайшие дни, стали сравнительно благоприятные метеоусловия. Как отметили в штабе экспедиции, спустя неделю погода могла испортиться настолько, что, не исключено, пришлось бы проводить масштабную спасательную операцию.
30 марта около 16:00 по московскому времени Федор Конюхов сообщил, что установлен радиоконтакт с экипажем Ore Hong Kong. Ранее все коммуникации были опосредованными — через координационный центр в Реюньоне. Сухогруз в тот момент находился в 4 милях по корме.
Примерно в 19:00 Оскару Конюхову пришло сообщение из Реюньона: «Мы только что получили информацию, что ваш отец спасен и находится на борту Ore Hong Kong».
Позже появились подробности. 30 марта на закате китайский сухогруз подошел к лодке «АКРОС». Пока судно выполняло маневры, стемнело окончательно. Чтобы взять лодку «АКРОС» на буксир, был использован линемет — это ручное метательное устройство, предназначенное для заброски троса. С его помощью «АКРОС» притянули под корму огромного сухогруза.
В какой-то момент лодку потащило под винт, и это был очень опасный момент. С палубы сбросили веревочную лестницу. Теперь 73-летнему Конюхову в полной амуниции предстояло забраться на высокий борт судна. И это после 115 дней в условиях малоподвижности! Но Федор Филиппович справился с задачей и позже в телефонном разговоре со своим штабом заметил: «Хорошо, что у меня два Эвереста, помогло».

Схема пройденного до момента эвакуации маршрута. Фото: t.me/konyukhovfedor
А когда путешественник лез вверх по трапу, он услышал, как океанские волны пару раз довольно сильно приложили «АКРОС» о корпус сухогруза. Саму лодку на борт брать не стали: задача была спасти человека. И это первый раз, когда Конюхов был вынужден расстаться со своим судном. Он признался, что заплакал, провожая взглядом лодку, которая многие месяцы была ему домом во время двух экспедиций — всего 269 дней.
Впрочем, лодка задраена и оставлена дрейфовать в Индийском океане. Ее автоматическая идентификационная система (АIS) и спутниковый трекер Rockstart работают. Оставлен включенным и проблесковый фонарь. Пока работают приборы слежения, штаб экспедиции будет мониторить дрейф и не теряет надежды однажды подобрать «АКРОС» у берегов Австралии.
Федор Филиппович сумел взять с собой личные вещи, в том числе спутниковые телефоны и дневники. Сам он помещен в судовой лазарет. Капитан судна Ore Hong Kong лично позвонил в штаб экспедиции и заверил, что путешественник в надежных руках и волноваться семье и соратникам не о чем. Оскар Конюхов поблагодарил капитана, экипаж сухогруза и координационный центр в Реюньоне за блестяще проведенную операцию.
Ориентировочно 21 апреля сухогруз Ore Hong Kong пришвартуется в портовой зоне Дунцзякоу, это фактически второй порт Циндао. Здесь впервые с 5 декабря 2024 года Федор Конюхов ступит на твердую землю.
Несмотря на неудачу экспедиции, эти 115 дней, безусловно, являются достижением, учитывая беспрецедентный по сложности маршрут и чрезвычайно неблагоприятные условия. Если на первом этапе кругосветного проекта лодка перевернулась четыре раза, то на сей раз таких переворотов было несколько десятков. Как говорят в штабе, Конюхов выдержал, а вот матчасть — нет. Одиночный переход на весельной лодке через Южный Атлантический океан, на что путешественнику понадобилось 68 суток, будет зафиксирован как первопрохождение.
Айвар Валеев